Смекни!
smekni.com

Управление звуковой картой компьютера (стр. 9 из 22)

Революционная в своем роде программа, наделавшая своим появлением много шума. MIDI-синтезатор реального времени, не требующий полного размещения семплов в ОЗУ - считывание с диска (жесткого, магнитооптического, CD) происходит прямо в процессе проигрывания, что снимает все ограничения на объем инструментов, кроме объема самих дисков (объем одного семпла в инструменте ограничен 4 Гбайт из-за 32-разрядной сетки).

Для достижения наилучших результатов выпущена спецификация GigaSampler Interface (GSIF) - программного интерфейса с аудиопортом, через который GigaSampler обеспечивает минимальные задержки. Этот интерфейс уже реализован в драйверах карт Aardvark Aark, Soundscape Mixtreme, Echo Darla/Gina/Layla, EgoSys WaveTermital, Frontier Dakota.

Благодаря снятию ограничений на объем инструментов и их банков большое внимание уделено схеме отображения отдельных семплов на клавиатуру и уровни интенсивности (sample map). Рекомендуется метод построения инструмента без масштабирования высот семплов, то есть по отдельному семплу на каждую клавишу. Вдобавок введено понятие измерений (dimensions) - своеобразной координатной сетки из пяти различных контроллеров, совокупность значений которых как бы выбирает нужный семпл в пятимерном пространстве. Такая система введена для поддержки инструментов, на которых играют разными способами.

Большие объемы звучаний располагают к тому, чтобы образцы записывались полностью, без искусственного зацикливания и формирования фаз атаки-затухания методом амплитудной модуляции.

Инструмент создается из семплов традиционным путем - раскладкой по клавиатурным зонам (regions), интенсивности и измерениям, а также наслоением друг на друга. Здесь имеются традиционные для аппаратных самплеров средства - частотная и амплитудная модуляция посредством огибающих (два генератора) и LFO (один генератор), фильтрование (срез, полоса, пробка, резонанс).

Звук выводится в 16-, 20- и 24-разрядном формате с частотами дискретизации 32, 44,1 и 48 кГц. Поддерживается до 16 выводных аудиоканалов, между которыми заданным образом распределены входные MIDI-каналы. Есть функция прямой записи звука на диск (Capture).

В комплект входят редакторы семплов (волновых форм и циклов в них) и банков инструментов, а также преобразователь инструментов из формата Akai S1000/S3000, способный считывать "родные" компакт-диски от семплеров Akai.

6. Музыкальные редакторы

В эту группу входят программы, предназначенные для работы с музыкальными партитурами, как правило - в технологии MIDI. Музыкальный редактор обычно имеет дело не с конкретными звучаниями, а лишь с некоторой схемой их создания, которая обычно базируется на различных видах нотной записи, расширенной специфическими средствами управления инструментами.

Секвенсоры предназначены для записи, воспроизведения и редактирования музыкальных MIDI-партитур в нотном и схематическом виде, осуществляют типовые музыкальные операции - транспонирование, изменение темпа, длительности и динамики нот, а также монтаж фрагментов партитуры. Всегда многодорожечные - допускают формирование произведения из множества независимых партий. Большинство современных секвенсоров имеет поддержку аудиотехнологии, позволяя размещать на отдельных дорожках акустические или голосовые партии; окончательное смешивание сигналов при этом выполняется внешними аппаратными (звуковой адаптер, микшерный пульт) или программными (виртуальный синтезатор, многоканальный рекордер) средствами.

Название происходит от термина sequence - последовательность, поскольку первые секвенсоры (тогда еще некомпьютерные) предназначались для записи последовательности MIDI-событий и последующего ее воспроизведения в неизменном виде, и лишь затем к этому добавились функции монтажа и редактирования.

Подробнее с работой секвенсоров ознакомимся на примере следующей прграммы:

Cakewalk Pro Audio

(Разработчик - Twelve Tone Systems. Последняя выпущенная версия – 9).

Наиболее массовый и популярный MIDI-секвенсор с поддержкой аудиодорожек. Имеет удобный и интуитивно понятный интерфейс, широкий спектр необходимых функций редактирования и обработки. Работает с различными видами MIDI- и аудиооборудования, поддерживает частоты дискретизации до 96 кГц и разрядность оцифровки до 24 бит.

Поддерживает до 256 виртуальных дорожек, на каждой из которых может располагаться одна или несколько MIDI-партий либо аудиофрагменты. Секвенсор работает только с одноканальными (монофоническими) аудиоданными, поэтому стереоданные размещаются на двух дорожках. Каждая дорожка имеет набор свойств: название, ссылку на устройство вывода, номер канала, начальную громкость и положение на стереопанораме, номера MIDI-банка и инструмента и т.п.

Существует понятие clip - логически законченный фрагмент дорожки, содержащий партию инструмента, ритмический рисунок или музыкальную фразу; на панели проекта такие фрагменты отображаются различными цветами и могут выбираться/перемещаться простым нажатием и перетаскиванием мышью.

При копировании клипов они могут копироваться вместе со своим содержимым, либо может копироваться только ссылка на исходный клип (linked clips - связанные клипы). Все связанные клипы одной группы ссылаются на один и тот же набор данных, и все изменения в любом из клипов группы фактически происходят в этом наборе.

Система построения управляющих панелей StudioWare дает возможность нарисовать панель нужного вида, снабдить ее органами управления и индикации - кнопками, движками, ручками, переключателями, индикаторами и шкалами, описав механизм действия каждого органа, чтобы затем в режиме реального времени управлять работой секвенсора и синтезаторов при помощи созданной панели. Динамика работы органов управления может быть записана и многократно воспроизведена. В комплекте поставляется несколько готовых панелей управления.

Поддерживается просмотр видеороликов в форматах AVI, MPEG и QuickTime и синхронизация партитуры с кадрами ролика.

В режиме выбора банка и номера MIDI-инструментов работает удобная система поиска.

Средства MIDI-редактирования включают сдвиг, выравнивание по ритмической сетке (quantize), а также обратную операцию "разбрасывания" (groove quantize), транспонирование, растяжение/сжатие времени и нот, мощную операцию Interpolate для масштабирования и преобразования видов MIDI-сообщений. Предусмотрена возможность подключения внешних модулей MIDI-обработки (MIDI Effects, MIDI Plugins). В состав пакета входят модули арпеджиатора, анализатора аккордов, имитатора эффектов echo и delay.

Имеется встроенный редактор аудиофрагментов с возможностью монтажа, усиления/ослабления, нормализации, смешивания, эквалайзера, поиска переходов через нуль, определения темпа, распознавания высоты нот. Поддерживаются подключамые модули в стандарте DirectX, в состав пакета входит набор основных видов обработки.

Функция Mixdown Audio дает возможность свести несколько готовых аудиодорожек в одну, после чего исходные дорожки можно заглушить - это заметно снижает накладные расходы на смешивание в реальном времени.

Поддерживается синхронизация от собственного генератора, генераторов звуковых адаптеров, внешнего источника (SMPTE), а также посылка и прием команд MMC (MIDI Machine Control). Встроенный несложный язык программирования CAL (Cakewalk Application Language) позволяет создавать собственные программы для обработки звуковых данных.

При работе со звуковыми картами семейства AWE (AWE32, SB 32, AWE64, SB Live!) доступно удобное управление банками SoundFont.

Имеется любительская локализация версии 8.01 на русском языке (переведены тексты меню, сообщений и помощи). Качество перевода - среднее.

Трекеры cочетают в себе виртуальный семплерный синтезатор, редактор его инструментов и редактор партитур, позволяя обходиться единственной программой на протяжении всего цикла изготовления композиции. Появились в начале 80-х в любительской среде как альтернатива дорогим и сложным профессиональным синтезаторам и секвенсорам. Благодаря этому имеют специфический способ представления партитуры, основанный на кадрах (pattern), каждый из которых имеет фиксированное количество командных строк (стандартно 64). В каждой строке кадра располагается одна нота или команда изменения параметров звука - высоты, громкости, глубины модуляции, темпа, специфических режимов синтезатора, перехода к другой позиции кадра или другому кадру и т.п. По вертикали кадр делится на каналы, или голоса партитуры, - в каждом канале обычно записывается отдельная партия, однако из-за традиционных особенностей структуры, не допускающих совмещение разных нот в одной позиции, аккорды и многоголосые партии приходится записывать сразу в нескольких каналах. Композиция собирается из последовательности кадров, причем любой кадр может встречаться произвольное количество раз. Способ представления партитуры изначально был ориентирован на ритмичную музыку размера 4/4,что весьма затрудняет работу с "нечетными" размерами.

Композиции, сделанные в трекерах, сохраняются в файлах, называемых модулями. Модуль содержит как партитуру - ноты и команды управления, так и сами звучания инструментов. Это сильно увеличивает объем модуля по сравнению с файлами MIDI-технологии, однако снимает аппаратную зависимость - звучание модуля зависит только от верности его интерпретации трекером или проигрывателем. Наиболее распространенные типы модулей - MOD, STM, S3M, XM, IT, ULT.

Интерфейс большинства трекеров изобилует собственными терминами, отличными от традиционно принятых в системах звукосинтеза, шестнадцатеричными числами, техническими подробностями и прочей неподходящей для обыкновенного музыканта атрибутикой. Трекеры весьма популярны в среде молодежного музыкального андерграунда - на них легко, быстро и практически без финансовых затрат получаются модные ритмичные композиции в стилях techno, rave, trance, trip-hop и им подобных.

Большая часть трекеров сделана под DOS, для работы на маломощных (286-486) компьютерах.

Подробнее с работой трекеров ознакомимся на примере нескольких прграмм: