Смекни!
smekni.com

Функциональное программирование (стр. 2 из 3)

очередная функция, которая будет вычисляться далее. В традиционном программировании обычно возвращаются к вычислениям той функции, которая активизировала завершаемую. В функциональном программировании может быть и по-другому. Результат может оказаться функцией, либо описанной в статическом тексте программы, либо скомпонованной в ходе вычислений.

Общую структуру данных и программы функционального языка можно рассматривать как связный нагруженный граф, динамически изменяющийся в ходе вычислений, у которого имеются активные вершины, т. е. функции, вычисляемые в данный момент, потенциально активные вершины, соответствующие функциям, которым назначено вычисление или продолжение вычисления (отложенного, приостановленного и т. п.), и пассивные вершины, участие которых в вычислениях в данный момент не запланировано. Дуги графа отмечают связи по управлению или по данным между функциями. Такой граф далее называется абстрактным графом функциональных вычислений.

Конкретизировать такой граф и стратегию отработки активных вершин можно разными способами. При этом могут появляться разные ипостаси функционального программирования.

Для абстрактного вычислителя граф функциональных зависимостей естественно считать полем памяти функциональной программы, в котором выделено поле зрения: активные (либо активные и потенциально активные) вершины-функции со своими аргументами.

В практике реализации функциональных систем программирования имеется три варианта конкретизации представления графа:

Списки lisp, которые связаны с последовательными вычислениями. Структура графа задается как совокупность линейных списков, объединяющих имена функций и указатели аргументов. Голова списка трактуется как указание функции, а хвост - как аргументы.

Коммутационные схемы, которые строятся на основе разделения функций и данных: функции представляются вершинами графа, а их аргументы-данные передаются по дугам, соединяющим вершины. Дуги рассматриваются в качестве каналов связи. Функция активизируется, когда ее аргументы появляются в каналах.

Ассоциативные схемы, в которых вершины-функции остаются виртуальными. Они образуются в результате связывания данных, имеющих одинаковый ключ. Ситуация, когда такие данные появляются в ассоциативной памяти, трактуется как готовность аргументов для вычисления функции, идентифицируемой этим ключом.

Коммутационные и ассоциативные схемы рассмотрены при обсуждении неимперативных моделей вычислений. Выбор последовательно просматриваемой структуры для первого функционального языка обусловлен единственной для того времени возможностью реализации функциональности путем моделирования ее операционными средствами традиционной модели вычислений. Списочная структура также строится посредством более или менее стандартного для традиционной модели адресного представления. С языковой точки зрения именно этот выбор обеспечивает однородность структуры программы и данных, на базе которой Дж. Маккарти удалось построить систему средств, достаточную для практического функционального программирования.

Программа на языке lisp задается как список применений функций, часть из которых может вычисляться во время исполнения самой программы. Как правило, заданные в программе списки интерпретируются как применения функций и вычисляются, если другое не определяют ранее активированные функции (вы видели, что функция quote запрещает вычисление своего аргумента, функция setq запрещает вычисление лишь первого из двух аргументов, а функция setf заставляет вычислить первый аргумент лишь до стадии, когда получена ссылка на его значение). Любое выражение выдает значение, что используется, в частности, при диалоговой работе с lisp (на примере которой иллюстрируются понятия).

Основные управляющие функции концептуально едины и позволяют динамически строить блочную структуру программы. В частности, функция

(block name e1 . . . en) (8.1)

вычисляет свои аргументы, начиная со второго, один за другим, тем самым задавая последовательность команд. Первый ее аргумент, name, служит именем блока. В любой момент из любого объемлющего блока можно выйти и выдать значение с помощью функции

(return-from name value) (8.2)

Этим lisp выгодно отличается от большинства языков, где такие структурные переходы либо неполны, либо некорректно реализованы.

Далее, блоком считается любое описание функции. Описание функции производится при помощи функции defun, которая, в свою очередь, определяется через примитивы function и lambda. Первый из них задает, что имя, являющееся его аргументом, рассматривается как функция (он часто сокращается в конкретном синтаксисе до #'), второй образует значение функционального типа. Имя функции является и именем функционального блока.

Пример 8.4.1. В данном примере иллюстрируются определение факториала, вызов анонимной функции и возможность вычисления произвольного функционального выражения, созданного в программе.

[1]> (defun fact (n) (if (= n 0) 1

(* (fact (- n 1)) n)))

FACT

[2]> (fact 40)

815915283247897734345611269596115894272000000000

[3]> ((lambda (x) (fact (* x x))) 5)

15511210043330985984000000

[4]> (setq g '(lambda (x) (fact (* x x))))

(LAMBDA (X) (FACT (* X X)))

[5]> (eval (list g 3))

362880

Нужно заметить, что определение функции с данным именем и значение имени могут задаваться независимо. Например, мы можем в этом же контексте задать (setq fact 7), хотя, конечно же, это отвратительный способ программирования.

Все формальные параметры функций являются локальными переменными. Никакие изменения их значений не выходят наружу. Но все другие свойства остаются глобальными! Приведем пример.

[23]> (defun f (x) (progn (setf

(get 'x 'weight) '(25 kg)) (+ x 3)))

F

[24]> (setf (get 'x 'weight) '(30 kg))

(30 KG)

[25]> (get 'x 'weight)

(30 KG)

[26]> (setq x 5)

5

[27]> (f 3)

6

[28]> x

5

[29]> (get 'x 'weight)

(25 KG)

В lisp имеется возможность создать анонимный блок со своими локальными переменными, не объявляя его функцией. Создание такого блока называется связыванием переменных и производится функцией let.

Значение имени, унаследованного извне, все равно будет внешним! Смотрите пример ниже.

[32]>(setq a '(b c d))

(B C D)

[33]>(setq b 5)

5

[34]> (list (let ((b 6)) (eval (car a)))

(eval (car a)))

(5 5)

[35]> (list (let ((b 6)) b) (eval (car a)))

(6 5)

[36]> (list (let ((b 6)) (list b a))

(eval (car a)))

((6 (B C D)) 5)

[37]> (list (let ((b 6)) (eval (car

(list 'b a)))) (eval (car a)))

(5 5)

Важнейшей особенностью функционального программирования как стиля, впервые использованной в языке lisp, являются функционалы с аргументами-функциями. Рассмотрим пример возведения всех членов кортежа в квадрат.

[57]> (setq a (list 1 5 7 9 11 13 15 19 22 28))

(1 5 7 9 11 13 15 19 22 28)

[58]> (mapcar (function (lambda (x) (* x x))) a)

(1 25 49 81 121 169 225 361 484 784)

Функционал mapcar применяет свой первый аргумент ко всем членам второго.

Такие функционалы, в частности, делают циклы практически ненужными. Тем не менее в языке lisp есть конструкции циклов как дань программистской традиции. Чужеродность циклов подчеркивается тем, что они всегда выдают значение nil.

И, наконец, приведем пример3.

Пример 8.4.2. Данная программа строит автомат для нахождения всех вхождений некоторой системы слов во входной поток. Позже она анализируется с точки зрения автоматного программирования.

Листинг 8.4.1. Автомат для нахождения всех вхождений некоторой системы слов во входной поток (html, txt)

Прагматические добавления и динамическое порождение программ

Разберем возможности языка lisp в комплексе.

Выразительные средства конкретно-синтаксического представления общей структуры данных и программ языка lisp крайне скупы. Но это представление позволяет практически однозначно связать синтаксис и реализационную структуру.

Реализационное представление как нельзя лучше соответствует соглашению об общности функциональной структуры и структуры данных: в каждом списке голова рассматривается как указание (имя, ссылка или что-то подобное) на функцию, а хвост - как последовательность указаний на аргументы. Задание свойства списка не быть функцией, т. е. отмена выделенного статуса головы, обозначающей функцию, достигается с помощью блокировок. Это удачное решение в условиях принятого соглашения, позволяющее трактовать нефункциональный список как константную функцию, <вычисляющую> свое изображение (представление). Еще более важно то, что оно обеспечивает гибкость представления: функцию eval, заставляющую список принудительно вычисляться, естественно трактовать просто как снятие блокировок. Заметим, что на уровне абстрактного синтаксиса функция eval обязана быть универсально применимой к любому списку.

К сожалению, такой универсализм провоцирует крайне ненадежное и неэффективное программирование, поэтому это решение нельзя считать удачным. Справедливости ради заметим, что в те времена, когда разрабатывался язык, задача надежности еще не была поставлена, но плохо то, что сформировался стихийный стандарт, не способствующий качеству программирования.

Для обеспечения практической пользы функции eval следовало бы предусмотреть компенсирующие регламенты ее корректного применения на уровне конкретного синтаксиса, режимов вычислений и системных механизмов.

Внимание!

На уровне абстрактного и конкретного синтаксиса разные семантические возможности имеют разный статус, поэтому в конкретном представлении необходимо предусматривать механизм скрытия и даже полного запрета тех возможностей, которые концептуально разумны лишь на уровне абстрактного синтаксиса4.

Структура списков lisp идеальна для представления абстрактного синтаксиса языка. И хотя злые языки называют этот синтаксис <утомительным нагромождением скобок>, он в точности соответствует абстрактному синтаксису. Если даже не учитывать преимущества указанного соответствия, то остается простота представления программ и данных в виде линейной текстовой последовательности символов.

Другие гипотетические кандидаты на роль конкретного синтаксиса по этому критерию явно проигрывают. Традиционные математические формы задания функций и их применений являются текстуально избыточными (как префиксная, так и постфиксная записи требуют обязательного обрамления параметров скобками), а бесскобочная нотация Лукасевича (и прямая, и обратная) еще более запутывали бы тексты по сравнению с <утомительным нагромождением скобок>. Но за счет внеязыковых прагматических соглашений о том, как располагать на двумерном носителе (на бумаге или на экране) скобочную структуру, можно существенно облегчить. Если же система программирования будет поддерживать (и проверять!) прагматические соглашения (что характерно для развитых систем), то вид программ станет вполне читаемым. Таким образом преодолеваются неудобства линейного представления.