Смекни!
smekni.com

Программирование служб: подробности (стр. 3 из 4)

Параметры хранятся в реестре (обычно в HKLM\System\CurrentControlSet\Services\имя_службы\Parameters\). Конфигуратор их изменяет, служба, используя функцию RegNotifyChangeKeyValue, отслеживает эти изменения.

Параметры хранятся где угодно. После их изменения конфигуратор посылает службе сообщение. Для этого нужно открыть службу функцией OpenService с правом доступа SERVICE_USER_DEFINED_CONTROL и послать сообщение функцией ControlService. Конечно, в службе необходимо предусмотреть соответствующую обработку.

Используются именованные каналы, сокеты, DCOM или любое другое средство коммуникации между процессами. В этом случае помимо передачи параметров можно получать и изменять состояние службы.

Самый простой вариант – служба реагирует на изменение параметров только после перезапуска.

Безопасность

Это очень большая тема, про которую я очень мало знаю. Но она имеет прямое отношение к службам, если вы хотите заниматься их разработкой, вам (и мне, естественно) придется с ней разобраться.

Event Log

Интерактивность – это нехорошо. Но служба должна каким-то образом сообщать администратору об ошибках и других важных событиях. Службам, генерирующим несколько десятков (или больше) сообщений в день, целесообразно использовать для этого файлы в формате какой-нибудь СУБД. Для остальных лучшее решение – Event Log. Он достаточно гибок, стандартен, администратор может просмотреть его утилитой Event Viewer.

ПРИМЕЧАНИЕEvent Log может использоваться любым приложением. Поскольку статья посвящена службам, я использую слово «служба».Возможности Event Log-а не исчерпываются тем, что описано в этом разделе, но обычно ничего большего и не требуется. Если вам нужно больше, советую обратиться к уже упоминавшейся книге Джеффри Рихтера и Джейсона Кларка «Программирование серверных приложений в Windows 2000» или к MSDN.

Если вы хотите записать сообщение в Event Log, нужно:

создать файл сообщений (при разработке службы);

зарегистрировать в реестре новый источник сообщений (при инсталляции);

собственно записать сообщение.

Файл сообщений

Файл сообщений – это exe- или dll-файл, содержащий ресурс «таблица сообщений». Для получения нужно скомпилировать message compiler’ом (mc.exe) правильно написанный текстовый файл (ниже), получившийся файл ресурсов включить в проект и скомпоновать. Mc.exe не интегрирован в Visual Studio и запускается из командной строки. Ключами можно не пользоваться, достаточно написать «mc filename.mc». На выходе будет filename.h, filename.rc, filenameXXXX.bin (в некоторых случаях несколько штук). filename.rc – тот самый файл ресурсов, он ссылается на filenameXXXX.bin. filename.h содержит идентификаторы сообщений и используется службой.

«Правильно написанный текстовый файл» имеет следующую структуру:

[Заголовок]сообщение_1...сообщение_N

Заголовок необязателен, он может отсутствовать или присутствовать частично. Обычно используется только поле LanguageNames. Синтаксис несложен:

LanguageNames = (обозначение_для_языка_1 = LangID_1 : имя_bin_файла_1)...LanguageNames = (обозначение_для_языка_n = LangID_n : имя_bin_файла_n)

«обозначение_для_языка» и «имя_bin_файла» могут быть произвольными, таблица LangID есть в MSDN (смотрите GetLocalInfo()).

Смысл этого поля – перечисление поддерживаемых языков. Если файл сообщений поддерживает несколько языков, в разных локализациях Windows (русской, английской, ...) Event Log будет отображать разные версии сообщений.

Само сообщение выглядит так:

MessageId = 0x1Severity = SuccessFacility = ApplicationSymbolicName = MSG_COOL_HACKLanguage = EnglishHi! I hack you! You login: %1, you password: %2..Language = RussianПривет! Я тебя взломал! Твой логин: %1, твой пароль: %2..

Поля «MessageId», «Severity», «Facility» и «SymbolicName» составляют заголовок сообщения.

MessageId Идентификатор сообщения. Не обязателен, в случае отсутствия инкрементируется MessageId предыдущего сообщения (для первого сообщения MessageId – 0).
Severity Тип сообщения, определены типы «Success», «Informational», «Warning», и «Error», их названия можно переопределить в заголовке, но на название типа и иконку, отображаемые Event Viewer’ом, это не повлияет. Не обязательно, в случае отсутствия наследуется от предыдущего сообщения, по умолчанию – значение «Success».
Facility Позволяет задать категорию сообщения. Определены значения «System» и «Application», можно определить (в заголовке файла) ещё около четырёх тысяч. Не обязательно, в случае отсутствия наследуется от предыдущего сообщения, первое сообщение по умолчанию имеет значение «Application».
SymbolicName Имя соответствующего сообщению макроса в генерируемом h-файле.

Тело сообщения начинается после строки «Language = XXXX» и заканчивается строкой, не содержащей ничего, кроме точки и перевода строки. На каждый определённый в заголовке язык должно быть по одному «телу» (если вы не определили ни одного языка, используйте «English»). Вместо «%1» ... «%99» будут вставлены строки, которые приложение передаст при записи сообщения. Учтите, что этот механизм предназначен для передачи имён файлов, IP-адресов, каких-то чисел и т.д. Но не для передачи текста. Можно, конечно, сделать так:

Language = English%1.

но, с моей точки зрения, это плохая идея. Дело в том, что в файлах Event Log-а хранится имя источника, номер сообщения, переданные строки и прикреплённые данные, но не сам текст. Поэтому, если записать сообщение, а потом изменить dll или значение параметра EventMessageFile в реестре, текст изменится. Насколько я знаю, это нужно, чтобы, когда пользователь из Китая, у которого всё на китайском, посылает свой файл с логом (лог, описываемый в этом разделе, находится в WinNT\System32\config\AppEvent.Evt) разработчику из Нигерии, тот мог бы, используя свою dll, прочитать те же сообщения на нигерийском.

Регистрация источника сообщений

В ключе реестра HKLM\System\CurrentControlSet\Services\Eventlog\Application\ нужно создать ключ с любым именем (это имя будет именем источника сообщений), в этом ключе создать строковый параметр EventMessageFile и записать в него полный путь к файлу сообщений.

Имя источника сообщений отображается Event Viewer-ом в колонке «Source», оно же используется для получения описателя (handle) при записи в Event Log.

Запись

Для начала нужно получить описатель.

ПРИМЕЧАНИЕНа вопрос «описатель чего?» я ответить не могу. Простоописатель.… В MSDN сказанотак: «If the function succeeds, the return value is a handle that can be used with the ReportEvent function.»

Эту операцию выполняет функция RegisterEventSource. Она выглядит так:

HANDLE RegisterEventSource( LPCTSTR lpUNCServerName, LPCTSTR lpSourceName);

Параметры:

lpUNCServerName Имя сервера, на котором находится лог. Для записи в лог текущей машины передавайте NULL.
lpSourceName Имя зарегистрированного источника сообщений.

Для закрытия описателя используется функция DeregisterEventSource.

BOOL DeregisterEventSource( HANDLE hEventLog);

Запись сообщения производит функция ReportEvent.

BOOL ReportEvent( HANDLE hEventLog, WORD wType, WORD wCategory, DWORD dwEventId, PSID pUserSid, WORD wNumOfStrings, DWORD dwDataSize, LPCTSTR* pStrings,LPVOID pRawData);

Параметры:

hEventLog Описатель, полученный от RegisterEventSource.
wType Тип сообщения, должен совпадать с типом, записанным в файле сообщений. Варианты: EVENTLOG_SUCCESS, EVENTLOG_INFORMATION_TYPE, EVENTLOG_WARNING_TYPE, EVENTLOG_ERROR_TYPE.
wCategory Передавайте 0.
dwEventId Идентификатор сообщения. Не равен «MessageId». Берётся из создаваемого mc.exe заголовочного файла.
pUserSid Передавайте NULL.
wNumOfStrings Количество передаваемых строк.
dwDataSize Размер передаваемых данных.
pStrings Массив строк. Если строк меньше, чем позиций, в лишних позициях будет «%n», где n – номер позиции.
pRawData Данные, прикрепляемые к сообщению.

Unicode

Unicode – кодировка, в которой одному символу соответствуют два байта. В результате получается 65536 различных символов. Использовать Unicode в программах для Windows NT/2000/XP полезно и просто. Полезно потому, что, во-первых, это повышает производительность (почему – ниже), во-вторых, позволяет вывести на экран или в файл именно то, что вы хотите, независимо от локализации ОС пользователя и, в-третьих, иногда это гораздо удобнее. А просто потому, что вся необходимая поддержка обеспечена.

Большинство API-функций, принимающих в качестве параметров строки, существуют в двух вариантах – ANSI и Unicode. ANSI-вариант имеет суффикс «A», Unicode-вариант – суффикс «W» (от wide – широкий). В Windows NT/2000/XP ANSI-функции просто преобразуют переданные строки в Unicode и вызывают соответствующую Unicode-функцию. Unicode – «родная» кодировка для этих ОС. Для Win 9x «родная» кодировка – ANSI, в ОС этой группы полностью реализовано всего несколько Unicode-функций, остальные сразу возвращают ошибку. Поэтому программа, использующая Unicode, в Windows NT/2000/XP будет работать быстрее, а в Win 9x не будет работать вообще. Поскольку в Win 9x служба всё равно не сможет работать, это не должно вас волновать.

Если вы не сталкивались с Unicode раньше и не изучали заголовочные файлы с объявлениями API-функций, предыдущий абзац может вас озадачить. Скорее всего, вы неоднократно использовали API-функции, принимающие строки и точно помните, что у них не было никаких суффиксов. А оказывается – есть. Ниже приведёна часть файла winbase.h:

WINADVAPIBOOLWINAPIEncryptFileA( LPCSTR lpFileName );WINADVAPIBOOLWINAPIEncryptFileW( LPCWSTR lpFileName );#ifdef UNICODE#define EncryptFile EncryptFileW#else#define EncryptFile EncryptFileA#endif // !UNICODE

Если макрос UNICODE определён, вы будете использовать EncryptFileW, в противном случае – EncryptFileA. Так можно менять используемую версию API-функций. Осталось научиться регулировать тип передаваемой строки. Это тоже несложно, достаточно пользоваться типом TCHAR при объявлении строковых и символьных переменных и заключать соответствующие константы внутрь макроса TEXT. И TCHAR, и TEXT определены в tchar.h. Кроме них, в этом файле определёны макросы для функций стандартной библиотеки С. Например, макрос _tscanf разворачивается или как wscanf, или как scanf, в зависимости от макроса UNICODE.