String value = line.substring(equalIndex+1).trim();
iniProperty.put(name,value);
}
}
public String getProperty(String section,String var,String def)
{
return iniProperty.getProperty(section+'.'+var,def);
}
public int getProperty(String section,String var,int def)
{
String sval = getProperty(section,var,Integer.toString(def));
return Integer.decode(sval).intValue();
}
public boolean getProperty(String section,String var,boolean def)
{
String sval = getProperty(section,var,def ? "True":"False");
return sval.equalsIgnoreCase("Yes") || sval.equalsIgnoreCase("True");
}
}
Этот формат распространён в Unix-мире. Он ещё проще ini-файлов, т.к. в нём отсутствует понятие секций - всё состоит из ключей и значений. Пример типичного файла:
# Database configuration
Database.Driver=sun.jdbc.odbc.JdbcOdbcDriver
Database.DataURL=jdbc:odbc:MyDatabase
Database.Prop.user=user
Database.Prop.password=password
В Java есть готовый класс для чтения/записи таких файлов (java.util.Properties), но с ним есть некоторые проблемы. Во первых для чтения невозможно задать кодировку файла, а это означает проблемы с русскими буквами. Во вторых стандартная функция записи сохраняет данные в порядке следования хэш-значений ключей, что значит - как ей больше понравится. Но это тоже легко разрешимо - достаточно написать свою читалку/писалку.
XML-файлы.
Этот формат подходит для многих целей, в том числе и для хранения настроек. XML-формат ориентирован на древовидные структуры, что довольно естественым образом отображается на объекты. Пример типичного файла:
<?xml version="1.0" encoding="Windows-1251"?>
<!-- Database configuration -->
<database
driver="sun.jdbc.odbc.JdbcOdbcDriver"
dataURL="jdbc:odbc:MyDatabase">
<prop name="user">user</prop>
<prop name="password">password</prop>
</database>
Для чтения и записи таких файлов предназначены специальные библиотеки - так называемые XML-парсеры. Таких парсеров уже сделано довольно много, так что писать его самому нет большого смысла - достаточно лишь подобрать подходящий. Для парсеров было разработано два стандартных программных интерфейса - событийный (SAX) и иерархический (DOM). Есть также и парсеры со своим интерфейсом. Размер jar-а с парсером может варьироваться от нескольких килобайт до мегабайта - в зависимости от поддерживаемых интерфейсов и возможностей.
Для XML также написано несколько библиотек для универсального сохранения (сериализации) объектов в файлах XML. Такие библиотеки позволяют отделить алгоритм сохранения от самого объекта, а это, как уже упоминалось, имеет много плюсов.
Сериализация.
Под термином "сериализация" понимают запись содержимого объекта в поток двоичных данных. Обычно имеется в виду универсальный алгоритм, реализуемый классами java.io.ObjectOutputStream и java.io.ObjectInputStream. Пользоваться ими просто настолько, насколько это вообще возможно - обычно достаточно лишь отметить в классе поддержку при помощи интерфейса Serializable и отметить ключевым словом transient те поля объекта, которые сохранять не нужно. Собсно и всё. :-) Пример:
public class SerialObject implements java.io.Serializable
{
private String name;
private transient int state;
public SerialObject() {}
public SerialObject(String n) { name = n; }
public String getName() { return name; }
public void setState(int s) { state = s; }
}
Запись объектов:
SerialObject o = ...;
OutputStream os = ...;
ObjectOutputStream oos = new ObjectOutputStream(os);
oos.writeObject(o);
Чтение объектов:
InputStream is = ...;
ObjectInputStream ois = new ObjectInputStream(is);
SerialObject o = (SerialObject)ois.readObject();
Использование сериализации - это один из самых простых вариантов по реализации, но и у него есть свои недостатки. Получаемые файлы являются двоичными, а значит в текстовом редакторе их уже не подправить - придётся делать редактирование параметров из программы. Кроме того, необходимо следить за изменением сохраняемых объектов, дабы не нарушить совместимость при изменении и развитии программы.
Базы данных.
В базах данных можно хранить любые данные, конфигурация программы - не исключение. Это имеет смысл в нескольких случаях:
Настройки связаны весьма сложным образом и древовидные структуры типа XML подходят плохо.
Доступ к настройкам должен быть только у авторизованых пользователей.
Доступ к этим данным должен быть и из других программ, например из генератора отчётов типа Crystal Reports.
БД могут применятся объектные или реляционные. Другие типы сейчас широкого распространения не имеют. Использовать хорошую объектную БД часто так же просто, как и сериализацию. Для реляционых баз можно применить объектную надстройку, которая также позволяет сильно упростить жизнь. Ну а можно делать обычные SELECT-ы.
Скрипты.
Использование скриптов - это один из самых экстремальных способов конфигурирования. Они позволяют добится максимальной гибкости программы за счёт вынесения логики наружу. В использовании скриптов надо тоже знать меру - в конце концов заказчик платит Вам за программу, решающую задачи, а не за ещё один интерпретатор или компилятор за который ему потребуется посадить ещё одного программиста. А то получается, как в том анекдоте - какую программу не начнёшь писать, всё компилятор получается.
Но часто без скриптов действительно тяжело. Типичные примеры - алгоритмы импорта/экспорта, алгоритмы проверок данных. Вы можете подготовить стандартный набор, а дальше настраивать скриптами под конкретные требования заказчика.
Для программ на Java в качестве скрипт-языка хорошо использовать язык Python в его Java-инкарнации под названием JPython. Там легко организовать двусторонюю связь между программой и скриптом. Если не будет хватать скорости интерпретации, то код на Python-е можно скомпилировать в байт-код - получится обычный Java-класс. Про JPython можно почитать на сайте www.jpython.org или в новой книжке Брюса Эккеля Thinking In Patterns with Java (доступна на www.bruceeckel.com).
Пример программы с конфигурацией в XML.
В качестве примера можете посмотреть простенькую программы, использующей XML-файл в качестве конфигурационного. Сохраняемые параметры можно редактировать как из программы, так при помощи текстового редактора.
XMLConfig.java
Пример содержимого конфигурационного файла:
<?xml version="1.0" encoding="Cp1251"?>
<program color="ff0000ff" bounds="263 231 392 195">Просто строчка
Вторая строчка</program>
В качестве XML-парсера используется Sun-овский парсер в режиме DOM. На таком простом примере не видно особых преимуществ формата XML над теми же файлами properties. Они становятся заметны только в достаточно сложных программах, где становится необходимо хранить списки однотипных параметров или же содержимое объектов с уровнем вложенности два или более.
Pascal: Работа с файлами
В прошлом выпуске мы с вами начали писать программу, которая и должна была стать основополагающей в наших дальнейших действиях. Программа называлась "Записная книжка", манипулировала с типом record и еще содержала маленькую ошибочку, которую, кстати, многие заметили.
Обратите внимание на этот код:
...... |
C := ReadKey; |
case C of |
'1'..'9': begin |
Val(C, I, Code); |
List_Item(I); |
end; |
'a': New_Item; |
#27: Quit := true; |
end; |
...... |
В этом вся собака зарыта. Дело в том, что в условии упоминается о работе с 10-ю записями, а этот алгоритм позволяет использовать всего девять, так как вообще не умеет читать двухзначные числа. Как решить этот вопрос - Ваша задача! Программирование вообще без задач, которые нужно решать, не обходиться...
Ну а мы интенсивно двигаемся дальше. Сегодня - как и было обещано, файлы. Пока только теория, которую вам нужно усвоить (ее довольно много), практика будет в следующем выпуске.
Работа с файлами
В паскале работа с файлами осуществляется через специальные типы, доселе нам не известные. Это файловые типы, которые определяют тип файла, то есть фактически указывают его содержимое. С помощью этой переменной, которой присвоен необходимый тип, и осуществляется вся работа с файлами - открытие, запись, чтение, закрытие и т.п.
При работе с файлами существует определенный порядок действий, которого необходимо придерживаться. Вот все эти действия:
Создание (описание) файловой переменной;
Связывание этой переменной с конкретным файлом на диске или с устройством ввода-вывода (экран, клавиатура, принтер и т.п.);
Открытие файла для записи либо чтения;
Действия с файлом: чтение либо запись;
Закрытие файла.
Первое, на что хочу обратить внимание, это возможность связать файловую переменную не только с физическим файлом на носителе информации, но и с устройством. В качестве такового используются обычные псевдонимы устройств DOS. Вот основные два:
CON - консоль (экран-клавиатура), то есть по записи в это устройство мы будем получать информацию на экран, при чтении информации из этого устройства, будем читать данные с клавиатуры.
PRN - принтер. При записи в это устройство вы получите информацию на принтер.
Далее хочу обратить внимание на последний этап - закрытие файла. В принципе, не обязательное условие для файлов, из которых мы читаем данные. Если не закроем - ошибки это не вызовет, последствий тоже. Однако обязательно закрывать файл, если мы осуществляли в него запись. Дело в том, что если мы пишем данные в файл на диске и забываем его закрыть - информация не сохраниться. Она (информация) помещается во временный буфер, который запишется на диск только при закрытии файла.
Типы файловых переменных
Перед тем, как начинать работу с файлами, давайте посмотрим, какие существуют переменные для работы с ними. В Turbo Pascal имеется три типа таких переменных, которые определяют тип файла. Вот эти типы:
Text - текстовый файл. Из переменной такого типа мы сможем читать строки и символы.
File of _любой_тип_ - так называемые "типизированные" файлы, то есть файлы, имеющие тип. Этот тип определяет, какого рода информация содержится в файле и задается в параметре_любой_тип_. К примеру, если мы напишем так:
F: File of Integer;
То Паскаль будет считать, что файл F содержит числа типа Integer; Соответсвенно, читать из такого файла мы сможем только переменные типа Integer, ровно как и писать. Напишемтак: