структурно-целостного подходов, диалектическое единство анализа и синтеза при
исследовании изучаемых явлений. Моделирование заключается в имитации изучаемого
явления. Точность имитации определяется путем сравнения полученного при
воспроизведении результата с его прототипом, объектом исследования, и оценки
степени их сходства.
В целом, моделирование включает в себя три необходимых этана: анализ объекта
исследования, построение (синтез) модели, получение результата и его оценка
.путем сравнения с объектом.
Рассмотрим более” детально эти этапы.
Анализ объекта моделирования: Выше уже отмечалось, что основу модели При ее
формировании кладутся некоторые первоначальные знания об объекте,
закономерности, устанавливающие свойства этого объекта (или класса объектов),
его характеристики, особенности связи между составляющими объект, элементами.
Получение этих знаний и их уточнение и являются содержанием первого этапа
моделирования.
На этом этапе формируется возможно более полное описание объекта: выделяются его
элементы, устанавливаются связи между ними, вычленяются существенные для
исследования характеристики, выявляются параметры, изменение которых влияет или
может влиять на объект.
На том же этапе формируются, подлежащие последующей проверке гипотезы о
закономерностях, присущих изучаемому объекту, о характере влияния на него
изменения тех или иных параметров и связей между его элементами.
На том же этапе исходные предположения переводятся на четкий однозначный язык
количественных отношений и устраняется нечеткие, неоднозначные высказывания или
определения, которые заменяются, быть может, и приближенными, но четкими,; не-
допускающими различных толкований высказываниями
Формирование (синтез) модели представляет собой второй этап моделирования. На
этом этапе в соответствии с задачами исследования осуществляется
воспроизведение, или имитация, объекта на ЭВМ с помощью программы, которая
включает в себя закономерности и другие исходные данные, полученные на этапе
анализа. Структура модели, существенно зависит от задач исследования.. Так,
например, если проверяется полнота и правильность наших знаний об объекте,
последний имитируется с использованием, всех известных исходных соотношений.
Если же задача, заключается ,в проверке некоторых предположений и степени; их
общности, то именно эти предположения вводятся в программу и в результате
имитации получаются объекты, которые лишь частично отражают -реальные свойства
имитируемого объёкта:
Оценка машинных результатов, заключается, в установлении адекватности модели и
объекта исследования - в определении степени близости,, сходства, машинных и
человеческих действий или их результатов. При этом существенно не “абсолютное
качествo” машинных результатов, а степень сходства с объектом исследования. Так,
.при моделировании музыкальных сочинений важно нe то, чтобы машинная музыка была
“лучше” музыки композиторов-классиков, а чтобы она была похожа на ту, которая
исследуется, и - в идеале - была от нее неотличима (по эмоциональности, по
выразительности, по синтаксической сложности, принадлежности к типу, стилю и т.
п.).
Успешный результат сравнения (оценки) исследуемого объекта с моделью
свидетельствует о достаточной степени изученности объекта, о правильности
принципов, положенных в основу моделирования, и о том, что алгоритм,
моделирующий объект, не содержит ошибок, т. е. о том, что созданная модель
работоспособна. Такая модель может быть использована для дальнейших более
глубоких исследований объекта в различных новых условиях, в которых реальный
объект еще не изучался.
Чаще, однако, первые результаты моделирования не удовлетворяют предъявленным
требованиям. Это означает, что по крайней мере в одной из перечисленных выше
позиций (изученность объекта, исходные принципы, алгоритм) имеются дефекты. Это
требует проведения дополнительных исследовании и соответствующего изменения
машинной программы, после чего снова повторяются второй и третий этапы.
Процедура повторяется до получения надежных результатов.
Этап оценки модели является важным этапом моделирования. В зависимости от
характера объекта исследования и поставленных задач применяются различные методы
оценки модели. Особенно большое значение имеет правильная опенка модели, когда
моделирование, используется для проверки гипотез, а также когда объекты
недостаточно формализованы и нет строгого объективного критерия сходства объекта
и модели. С подобной ситуацией часто приходится встречаться при моделировании
интеллектуальных, творческих процессов. Рассмотрим поэтому вопросы Оценки
моделей несколько более подробно.
Модельдолжна обладать существенными признаками объекта моделирования. Иначе
говоря, модель и объект должны быть неотличимы по этим признакам, которые
выбираются, вообще говоря, исследователем в зависимости от цели и. задачи
исследования. Так, чучело птицы моделирует внешний вид птицы, но не моделирует
ее динамического состояния, например полета. Самолет-орнитоптер (летательный
-аппарат с машущими, крыльями) не моделирует внешнего вида птицы, зато
моделирует ее полет. При моделировании творчества также имитируются лишь
отдельные стороны объекта, наиболее интересные (или доступные) для
исследователя.
Наличие существенных для объекта признаков в модели определяется по-разному, в
зависимости от его вида. В одних случаях эти признаки обнаруживаются
непосредственно: например, в модели гармонизации - путем отыскания ошибок, в
модели шахматиста (шахматной программе) - по результатам игры с настоящими
шахматистами. В других случаях существенные признаки оказываются “скрытыми” и
для их отыскания приходится прибегать к специальному эксперименту. Как правило,
это имеет место при оценке моделей художественных произведений.
Как известно, художественные произведения относятся к тому упомянутому выше виду
объектов, для оценки которых не существует объективных критериев. Так, одно и то
же музыкальное произведение разными критиками оценивается по-разному. И более
того, как показывает "практика, один и тот же (даже профессиональный) критик
одно и то же произведение в разное t время может оценивать тоже по-разному. На
оценку влияют разные факторы: привычка, субъективный опыт, вкус, общественное
мнение, дух. противоречия этому мнению и многие, многие другие. Весьма важна и
психологическая установка (предвзятость) по отношению к произведению, его
автору, жанру, стилю и тому подобным параметрам оцениваемого произведения.
Все вышеуказанное относится к художественным произведениям, созданным
профессиональными авторами, например композиторами-профессионалами. Проблема
значительно осложняется, когда требуется оценить машинное сочинение - стихи или
музыку. Здесь особенно ощутимо проявляется психологическая предвзятость эксперта
по отношению к. машинному творчеству. Эта предвзятость проявляется двояким
образом: либо отрицание “творческих” возможностей машины, когда эксперт, даже не
ознакомившись с машинным сочинением, не прослушав его, заранее “знает”, что
“машина не может”,либо восторженное почитание машинного творчества. Эксперты и
первого, и второго типа не могут объективно (без предвзятости) оценить машинное
сочинение, и нужен специальный эксперимент, в ходе которого их установка могла
бы быть разрушена.
Задача такого объективного в социологическом смысле эксперимента - преодоление
психологической установки экспертов по отношению к машинному творчеству
(модели), создание таких условий, чтобы они заранее не знали, оценивают ли они
человеческие произведения или их машинные модели.
Методика подобного социологического эксперимента для оценки машинной и
человеческой музыки была разработана автором (Р. X. Зарипов, 1971а). При этом
задача заключалась в получении сравнительной оценки человеком мелодий,
сочиненных профессиональными композиторами и машиной. Проблема оценки машинных
композиций и сравнения их с сочинениями композиторов может решаться только путем
опроса самих слушателей. Эта проблема связана с особенностями психологии
слушателей, воспринимающих музыку, которые не могут объективно оценить
композиции, если они .наперед знают, что, скажем, мелодия 1 - машинная, а 2 -
человеческая, подобно тому, как нельзя объективно оценить популярные, “запетые”
мелодии. Поэтому для объективного сравнения слушатели не должны знать, что они в
данный момент оценивают - машинную или человеческую музыку.
Какую же человеческую музыку следует брать для сравнения с машинными мелодиями?
Вещи несоизмеримые, несравнимые между собой, сравнивать нельзя. Так, недопустимо
мелодии песен сравнивать с монументальными- концертными произведениями вроде
симфонийили с фортепианными сонатами, а также с мелодиями из таких произведений.
Сравнивать надо композиции одинаковой структуры, одинакового объема, одинаковой
синтаксической сложности, например мелодии с мелодиями.
Для эксперимента были выбраны мелодии песен известных советских композиторов,
опубликованные в сборниках избранных песен, и мелодии, сочиненные на
вычислительной машине “Урал-2”. Все мелодии проигрывались в произвольном
порядке, неизвестном слушателям-экспертам, которые оценивали их по пятибалльной
системе и оценки записывали на бланках-протоколах. Эксперимент проводился в
разных социомузыкальных группах, в каждой из них уровень музыкальной
подготовленности участников эксперимента мог считаться примерно одинаковым. Это