7) Меню: SELECT
Пусть Вам представилась возможность выбрать одну из путевок в соответствии со
следующим списком:
<SELECT NAME= “script” >
<OPTION VALUE = “tour1” > Путевка в Сочи
<OPTION VALUE = “tour2” > Путевка в Париж
<OPTION VALUE = “tour3” > Путевка на Колыму
Если Вы выбрали Путевку в Париж, то при нажатии на кнопку submit в программу
обработки будет введено: script = tour2
Команда SELECT может содержать атрибут MULTIPLE, при котором можно выбрать
несколько элементов меню одновременно.
Высоту окна можно задать атрибутом SIZE= N.
Если в строке OPTION задан атрибут checked, то данный элемент задается по
умолчанию.
8) Кнопка ввода: TYPE=submit
Это и есть та самая кнопка, о которой мы так часто вспоминали.
<INPUT TYPE = submit VALUE = “Ввод данных” >
9) Кнопка отмены: TYPE = reset
Кнопка выполняет инициализацию начальными значениями всех полей.
<INPUT TYPE=reset VALUE= “Очистить поля” >
3.13. Команды META
Создав домашнюю страницу, Вы, несомненно, захотите чтобы Вас смогли “найти” все
пользователи, интересующиеся данным вопросом.
Здесь можно идти двумя основными путями:
1. “Отметиться” в поисковых системах. Есть службы, позволяющие
зарегистрироваться на нескольких серверах одновременно.
2. Вставить внутри блока <HEAD>...</HEAD> команды META.
Основное назначение команд META - инструкции для поисковых машин о тематике
Вашей страницы.
Для этих целей используются следующие параметры:
description - краткое описание страницы,
keyword - список ключевых слов в странице.
Из других применений команд META важно привести команды, дающие инструкции
“браузеру” о кодировке Вашей страницы.
<META HTTPEQUIV = “Contenttype” CONTENT = “text/html; charset=windows1251”> для
кодировки в Windows/1251,
<META HTTPEQUIV = “Contenttype” CONTENT = “text/html; charset=koi8r”> для
кодировки в KOI8.
Глава IV
Психолого - эргономические требования.
Новые возможности вызывают развитие новых свойств программного обеспечения,
особенно форм общения человека с ЭВМ. Необходимо обеспечить психологическую
естественность деятельности пользователя с ЭВМ, адекватность программы целям и
функциям обучения, удобство работы пользователя с ЭВМ и сохранение его здоровья.
Психолояльность и эргономичность являются одними из важнейших характеристик
качества ПС (программных средств), Широко .пропагандируемая и в настоящее время
“дружественость программного обеспечения” как раз и предполагает наличие
психолого - эргономической поддержки разработки программных средств.
Применение ПС расставляет особые акценты между психологической и эргономической
поддержкой дидактических целей. Психологическая естественность в соответствии с
возрастными возможностями пользователя теснейшим образом связана с обеспечением
таких, эргономических требований, как воспринимаемость информации, создание
необходимого темпа, диалога, .выделение особых зон для особенной информации и т.
п. Как отмечает Г. С. Цейтин. .любая разработка программного обеспечения
включает в себя задачу проектирования деятельности будущего пользователя
создаваемой системы. В практике автоматизации вопросы проектирования
деятельности будущего пользователя обычно решаются стихийно, в лучшем случае на
основе опыта авторов системнотехнического обеспечения, а чаще всего исходя из
случайных соображений. Более того, проект деятельности пользователя не входит в
состав документации на автоматизированную систему, не является законченным
продуктом ее разработки. И как следствие отсутствуют психологически и
эргономически обоснованные решения по таким важным вопросам, как определение
класса решаемых пользователем задач, проектирование языка его взаимодействия с
ЭВМ, выбор вида диалога, разработка дисплейных форматов, что приводит, как
правило, к низкой мотивации у пользователей при решении задач с применением ЭВМ,
к снижению эффективности их деятельности, повышенной утомляемости, к
возникновению трудностей в освоении средств вычислительной техники.
Был предложен проектный программноисследовательский подход к созданию
психологоэргономического обеспечения технических и программных средств
деятельности пользователя. Как показал наш опыт опоздания эргономического
обеспечения практически реализованных видеотерминальных систем., только на пути
совместного участия специалистов различных предметных областей (педагогов,
психологов, эргономистов, разработчиков программных средств, представителей
пользователя) может быть адекватно решен вопрос о разработке проекта
деятельности пользователя. Начальный этап разработки проекта деятельности
пользователя ЭВМ включает следующие проектные, системотехнические,
психологические и эргономические моменты:
системно - психологическую характеристики пользователя;
логикопсихологическое описание класса решаемых с помощью ПС задач;
перечень программных поддержек основных стандартных процедур решения указанных
задач;
описание структуры компьютеризированной деятельности, включающее те действия,
процедуры, средства реализации, эффективные стратегии осуществления
информационных технологий.
На последующих этанах проект деятельности развивается, уточняется и
модифицируется в соответствии с ограничениями, задаваемыми социальными и
организационноэкономическими критериями. При разработке ПС и реализации проекта
деятельности пользователей ЭВМ, следует учитывать ряд психологических принципов,
а также эргономических требований.
В качестве таких психологических принципов следует рекомендовать, например,
следующие.
Следует учитывать индивидуальные различия пользователей, в частности
предусматривать возможность общения в различном темпе и получения помощи
различной степени подробности.
При выборе форм представления информации на экране компьютера необходимо
исходить не только из содержания учебной деятельности, но и из тех возможностей,
которые предоставляет компьютер для: реализации эффективных стратегий решения и
достижения таких целей, которые при “ручной” технологии оказываются
недостижимыми.
В связи с особым ритмом общения человека с ЭВМ особую роль приобретает проблема
понимания текстов. Это касается не только понимания текстов программ, но и
понимания тех текстов, которые предъявляются пользователю на экране компьютера.
Необходимо исследовать, как приобретаются новые навыки и умения при
использовании такого нового средства, как компьютер.
При разработке ПС эргономические требования могут быть представлены к процедуре
взаимодействия пользователя с ЭВМ; видам диалога пользователя с ЭВМ;
проектированию дисплейных форматов; контролю ошибок пользователя; временным
параметрам диалога пользователя с ЭВМ; организации информации на экране;
кодированию информации на экране; языкам взаимодействия пользователя ЭВМ.
4.1. Требования к процедуре взаимодействия пользователя с ЭВМ.
Процедура взаимодействия пользователя с ЭВМ должна основываться на
характеристиках структуры деятельности, которая соответствует целям общения и
определяется в значительной степени средствами ее реализации.
Общие требования к характеристикам структуры деятельности пользователя включают:
выделение выполняемых этапов общения;
определение общих и конкретных целей деятельности пользователя на каждом этапе
общения;
выделение действий и операций, которые должен выполнять пользователь в режиме
взаимодействия с ЭВМ;
определение характеристик технических и программных средств его деятельности.
При разработке ПС следует четко определить уровень подготовленности
пользователей ЭВМ.
С целью использования имеющихся эргономических требований целесообразно
соотнести характеристики контингента предполагаемых пользователя с
характеристиками того типа пользователей, которые пользуются аналогичными
процедурами диалога.
Поскольку пользователь часто оказывается так называемым казуальным
пользователем, должны учитываться требования к повышению ясности и понятности
ответа от ЭВМ, ко времени ответа от ЭВМ на запрос пользователя.
4.2. Требования к выбору .вида диалога.
В зависимости от характеристик структуры общения пользователя и, особенно,
технических и программных средств необходимо выбирать виды диалога пользователя
с ЭВМ. Конкретизация вида диалога должна производиться в ходе разработки
процедуры диалога как части эргономического обеспечения ПС на основе проекта
деятельности пользователя ЭВМ. Определение приемлемого вида диалога должно
производиться при эргономическом проектировании с участием представителей
пользователей.
Следует учитывать, что для наименее обученного пользователя, рекомендуется
применение вопросноответного вида диалога, базирующегося на естественном языке с
элементами диалога, основанного на. наборе из меню.
Следующий шаг - проектирование сценария диалога. При этом следует
предусматривать такую последовательность ввода сообщений, которая была бы
наиболее близка к входному документу. Не рекомендуется требовать от пользователя
выдачи подтверждающих сообщений слишком часто. Не следует подчинять ритм работы
пользователя ритму работы ЭВМ. Необходимо информировать пользователя в ходе
диалога о действиях, которые потребуются от него на следующем шаге. Необходимо
предусматривать, в процедуре диалога. возможность приостановки работы в любой
момент, а. также возможность возобновить работу, если это понадобится
пользователю с нужного места. Необходимо предусматривать возможность напоминания
пользователю о действиях, имевших место на предыдущих стадиях диалога.