Смекни!
smekni.com

Основы информатики (стр. 2 из 2)

внутреннего представления текста никаких кодов, кроме ¦

стандартных: конец строки, перевод каретки, конец стра- ¦

ницы. ¦

¦

Концепция форматера отнюдь не превращает СПТ в ¦

"неполноценный продукт" - форматер способен выполнять ¦

большинство операций по набору любых текстов, как-то: ¦

переносить слова, выравнивать строки, центрировать за- ¦

головки, делить текст на страницы, нумеровать страницы ¦

(снизу, сверху, справа, слева и даже с учетом четных ¦

(справа) и нечетных (слева) страниц), размещать на каж- ¦

дой странице колонтитулы (стандартную надпись над ¦

текстом каждой страницы), заключать страницу в рамку ¦

ЕСКД с нижним штампом и т.д. Самостоятельно пропуская ¦

строчки на экране как на пишущей машинке, пользователь ¦

может обеспечить сочетание печати в 1 и 2 интервала. ¦

¦

Выше мы предположили, что автоматическое построе- ¦

ние оглавления является сложной операцией, выходящей за ¦

пределы класса форматеров. Оказывается, что и это не ¦

так! Достаточно наложить разумное ограничение, что за- ¦

головок должен начинаться с номера в форме "1.", ¦

"2.3.", "7.2.15.", чтобы форматер выбрал все такие за- ¦

головки из текста и даже разместил их ступенькой по ¦

уровням! Конечно, не каждый форматер умеет делать все ¦

то, что мыслимо в рамках очередного класса. Но подгото- ¦

вить на хорошем форматере даже стостраничный отчет дело ¦

не трудное, и говорить о необходимости только на этом ¦

основании перехода к более сложной (в управлении) СПТ ¦

преждевременно. важно то, что только СПТ-форматер может ¦

выступать в роли редактора текстов, т.е. может с из- ¦

вестными преимуществами редактировать любой программный ¦

текст и не требовать трудозатрат на профессиональное ¦

овладение еще и редактором. ¦

¦

4. Текстовые процессоры ¦

¦

Термин текстовый процессор в словарях отсутствует, ¦

но как уже отмечалось, закрепился в профессиональной ¦

речи, пусть даже как альтернативный перевод word ¦

processor. Если обратиться к словарю, то процессор во ¦

втором значении - это программа, обрабатывающая данные ¦

определенного типа, здесь - типа word, т.е. слов ¦

естесственного языка. Нам этого достаточно, чтобы ¦

использовать это обозначение для именования СПТ, отлич- ¦

ной от форматера. ¦

¦

Текстовым процессором будем называть такую систему ¦

подготовки текстов, которая во внутреннем представлении ¦

снабжает собственно текст специальными кодами - размет- ¦

кой. ¦

¦

И дело тут не только в стремлении обеспечить таким ¦

образом легкое переформатирование текстов (см. выше ¦

обсуждение примера в) ). Специальная разметка (и только ¦

она) дает возможность выполнить некоторые дополнитель- ¦

ные операции, расширяя возможности СПТ. ¦

¦

Например, без внутренней разметки (начала и конца ¦

собственно сноски и места ее в тексте) не выполнить ав- ¦

томатического размещения сносок ни в конце документа, ¦

ни на той же странице. Вернее, без разметки это можно ¦

сделать в окончательном варианте текста, точно разде- ¦

ленного на страницы. Но когда выше по тексту изменится ¦

число строк хотя бы в одном абзаце, все сноски, ¦

сместившиеся в середину страницы, придется восстанавли- ¦

вать вручную. ¦

¦

Не составит труда назвать две самые распространен- ¦

ные операции, которые выполняют только текстовые про- ¦

цессоры - использование в одном документе разных шриф- ¦

тов и разных межстрочных интервалов (например, один и ¦

полтора), так как обе этих операций требуют внутренней ¦

разметки - одна по горизонтали, другая - по вертикали. ¦

¦

Внешний файл, подготовленный текстовым процессо- ¦

ром, можно распечатать только этим же текстовым про- ¦

цессором. Как правило, печать может быть выполнена на ¦

принтере любого типа, в том числе и на лазерном. Но эту ¦

печать, в отличие от машинописного стиля форматера, ¦

можно назвать принтерописью, так как обеспечиваются эф- ¦

фекты, пишущей машинке недоступные. ¦

¦

Таким образом, через понятие внутренней разметки ¦

мы на новом качественном уровне вернулись к интуитивным ¦

определениям классов по набору операций и типу докумен- ¦

тов! Но теперь ясно, что выполнение СПТ в виде формате- ¦

ра, следствием чего является некоторое ограничение ¦

списка операций, само по себе не демонстрирует ¦

"неспособность" разработчиков и не ограничивает возмож- ¦

ности огромного отряда пользователей. Другое дело, что ¦

из тех операций, которые можно реализовать в рамках ¦

каждого из классов, не все реализуются, и как формате- ¦

ры, так и текстовые процессоры бывают простыми, средни- ¦

ми и мощными. А выбирая СПТ, следует ориентироваться не ¦

на мощность в смысле наличия большого числа выполняемых ¦

операций, а на отсутствие лично любимых операций, нап- ¦

ример сносок, размещаемых на той же странице, отказы- ¦

ваться от которых автор в угоду программной системе не ¦

намерен. Тогда лучшим для него может оказаться и ¦

простой текстовый процессор, делающий только эту опера- ¦

цию, а не средство, мощное во всех отношениях, но раз- ¦

мещающее сноски только в конце или в другом стандарте ¦

(например, нумеруя их не цифрами, а числом звездочек). ¦

¦

5. Настольные издательства ¦

¦

Термин настольное издательство (desktop ¦

publishing) в современных словарях не фигурирует. Можно ¦

прочесть, что этот класс программ не относится к ¦

текстовым процессорам. По введенной здесь терминологии ¦

это тоже так, но настольные издательства на ряду с фор- ¦

матерами и текстовыми процессорами относятся к СПТ. По- ¦

добно тому, как текстовые процессоры не являются "раз- ¦

витием" форматеров, настольные издательства не являются ¦

более совершенным продолжением текстовых процессоров, ¦

так как у них совсем иная предметная область. ¦

¦

Стремясь к единому классификационному признаку, ¦

можно полусерьезно заметить: форматеры готовят тексты, ¦

которые безразлично чем и на чем выводить; результаты ¦

работы текстовых процессоров безразлично на чем выво- ¦

дить (но не безразлично чем); тексты из настольных из- ¦

дательств небезразлично даже на чем выводить: принтер ¦

должен быть только лазерным, а на экране - режим ¦

WYSIWYG (англ. What You See Is What You Get - что вижу ¦

(на экране), то и получу (на печати)). ¦

¦

Можно привести и другой классификационный ряд: ма- ¦

шинопись - принтеропись - типографский набор. ¦

¦

"Бытовые" различия типографского набора от принте- ¦

рописи бросаются в глаза при первом же взгляде на кни- ¦

гу, журнал или газету. Шрифты имеют не только иное ка- ¦

чество и меньший размер, но и каждая буква имеет свою ¦

ширину. В результате текст смотрится куда приятнее, чем ¦

при расположении букв строго одна под другой, но и ¦

проблем на много больше. Выключка рассчитывается по бо- ¦

лее сложным алгоритмам, так как все проблемы между сло- ¦

вами после добавления на выключку делаются одинаковой ¦

ширины. По-этому число знаков в выравненных строчках ¦

оказывается различным. А если внутри текста разместить ¦

рамку с текстом или таблицу, то в пределах строки при- ¦

дется иметь несколько границ для выключки и точного ¦

вертикального позиционирования. Проблема режима WYSIWYG ¦

заключается в том, что экраны дисплеев пока не способны ¦

отобразить столько же "точек", сколько лучшие принтеры, ¦

а наборщику нужно видеть с наилучшим приближением, что ¦

он получит в результате сложных видов размещение ¦

текста. ¦

¦

Столь же распространен в типографском деле набор ¦

текста в несколько колонок, при котором заголовки очень ¦

крупными шрифтами проходят над несколькими колонками. И ¦

это нужно размечать, видеть в режиме wysiwyg и печать ¦

на лазерном принтере. Элементами текста могут быть ¦

рисунки, схемы, сложные таблицы с текстом по вертикали ¦

и даже по диагонали. Основной областью применения ¦

настольных издательств является не столько обработка ¦

больших текстов, сколько достижение типографских эффек- ¦

тов. Лучшие текстовые процессоры стремятся и не без ¦

успеха, к обеспечению "бытового" уровня издательского ¦

дела. ¦

¦

Но существует еще и профессиональный уровень кни- ¦

гопечатания, которому несколько веков, только справоч- ¦

ники по которому для различных профессий (верстальщика, ¦

наборщика, корректора, редактора) составляют не один ¦

том, и который в "домашних" условиях не достижим. Для ¦

примера приведем только одно типографское правило: дво- ¦

еточие, точку с запятой и вопросительный знак при печа- ¦

ти кеглем 10-12 отбивают от текста на две полукегельных ¦

шпации, а при наборе кеглем 6-8 - на одну полукегель- ¦

ную... ¦

¦

Всего существует несколько сотен СПТ, от самых ¦

простых до весьма мощных и сложных. Среди наиболее ¦

распространенных в мире редакторов назовем WordPerfect, ¦

Microsoft Word, WordStar, WordStar 2000, XyWrite. Из ¦

этих редакторов в США наиболее распространен ¦

WordPerfect, в Европе и России - Microsoft Word. ¦

¦

_