Смекни!
smekni.com

Программирование ориентированное на объекты (стр. 7 из 10)

Ял <* Лодка <* Транспортное_Средство.

Такая декларация определяет три возможные интерпретации объ­ек­та на разных уровнях обобщения (pасшиpения свойств).

Еще pаз подчеpкнем, что между двумя рассмотренными видами по­ли­морф­ной интер­претации объектов (записи с вариантами и нас­ле­до­ва­ние свойств) существует принципиальное различие: записи с ва­ри­антами реализуют полиморфную интерпретацию на альтернативной основе, а механизм наследованиния - на основе расширения свойств классов.

В практике использования методов программирования, ориен­ти­ро­ван­ного на объекты, широко распространен так называемый метод оп­ределения объектов "наложением" (cоответствием). Этот метод мо­жет быть реализован разными способами, мы его рассмотрим на при­­ме­рах, используя концепцию типа как "трафарета" (маски), оп­ре­де­ля­ю­щего вид интерпретации объекта "под маской". Конструируя сред­­ст­ва­ми языка различные "маски", программист получает воз­мо­ж­но­сти по­ли­морфной интерпретации объекта.

Пример1.

TYPE POINT = RECORD X,Y: INTEGER END;

Point = RECORD Y,X: INTEGER END;

VAR A: ARRAY[1..2] OF WORD;

P: POINTER TO POINT;

p: POINTER TO Point;

X,Y: INTEGER;

BEGIN X:=1; Y:=5;

P:=ADR(A); (*1*)

P^.X:=X; P^.Y:=Y; (*2*)

p:=ADDRESS(P); (*3*)

X:=p^.X; Y:=p^.Y (*4*)

Этот пример реализует "трансформацию" объекта-точки с де­кар­то­вы­ми координататами (1,5) в объект-точку с координатами (5,1). В про­грамме задан элемент хранения А размером в два слова, "маска" POINT, "привязанная" к указателю Р, и "маска" Point, связанная с ограниченным указателем р. Операция (1) связана с "наложением" мас­­ки POINT на элемент хранения А и записью "через трафарет" зна­­­че­ний координат точки в область памяти А. Операция (3) свя­за­на с на­ложением на ту же область памяти маски (трафарета) Point и чте­ни­ем координат точки через новый трафарет. Таким образом, один и тот же объект, размещенный в А, интерпретируется в этом примере двояко: как точка с координатами (1,5) и симметричная ей точ­ка с ко­ординатами (5,1). Заметим, что реально никакого пре­об­ра­зования координат не происходит, - все определяетсся струк­ту­рой трафарета - маски, через которуюю мы смотрим на объект. (Расссматривая этот пример, ответьте на вопрос, почему для записи операторов (2) и (4) не используется присоединение?)

Поскольку множественность интерпретаций объекта определяется множеством масок, которые могут накладываться на одну и ту же об­­ласть памяти, использование метода наложения связано с кон­тро­лем раз­меров таких масок, соответствия их размерам элементов хра­нения и т.д. "Выход" маски за пределы элемента хранения ин­тер­­пре­ти­ру­е­мо­го объекта чреват непредсказуемыми ошибками (работа с "чужой" об­ла­стью памяти). Наложение нескольких масок на один и тот же объект же­лательно выполнять по адресу элемента хранения объекта без до­пол­нительных смещений "внутрь" структуры объекта. Если несколько раз­ных масок частично совместны (имеют части с иден­тичными ат­ри­бу­та­ми, одинаково интерпретируемые части), же­ла­тель­но общие идентичные части располагать в начале маски (ввер­ху), а не в се­ре­ди­не или в конце (внизу). Эти простые реко­мен­да­ции помогают избежать многих ошибок, связанных с полиморфной ин­тер­претацией объекта. (Заметим, что такие ошибки имеют свойства скрытого "про­яв­ления", очень трудно обнаруживаются и иден­ти­фи­ци­ру­ются).

Во многих прикладных задачах метод наложения связан с ис­поль­зо­ва­­нием масок, определяемых структурами различных массивов. На­при­мер, задан массив кардинальных чисел и требуется его "транс­фор­ми­ро­вать" в массив символов. Наложение в этом случае является наи­бо­лее "естественным" методом такой трансформации:

VAR C: ARRAY [1..100] OF CARDINAL;

P: POINTER TO ARRAY [1..200] OF CHAR;

CH: ARRAY [1..200] OF CHAR;

BEGIN

P := ADR(C); FOR I:=1 TO 200 DO CH[I]:=P^[I] END;...

Такие задачи связаны, как правило, с перекодировкой, пре­об­ра­зо­ва­нием, трансформацией и т.п. больших массивов. Успех ис­поль­зо­ва­ния метода наложения здесь полностью определяется тем, удаст­ся ли по­­добрать адекватную структуру маски-трафарета. Если удастся, то по­­добные преобразования могут быть выполнены очень просто, без ис­поль­зования специальных вычислений, связанных с различными форма­та­ми хранения данных, и неизменно сопутствующей им адресной ариф­метики. Попутно заметим, что использование мето­да наложения может помочь "обойти" многие ограничения, связанные с языком про­г­рам­ми­ро­вания. Например, используя наложение при ин­тер­претации объектов, раз­мещаемых в классе динамической памяти, мож­но "обойти" ог­ра­ни­че­ния, связанные со статическими (кон­стан­тно - определяемыми) раз­ме­ра­ми массивов.

В заключение этой главы остановимся на самоинтерпретируемых объ­­ектах. Возможности самоинтерпретации связаны с использованием объ­ектов процедурного типа, объектов-действий. Эта разновидность объ­ектов сравнительно мало используется в технике "пов­сед­нев­но­го" про­граммирования, в методологии же объектно-ориентированного под­хо­да им отводится особая роль, роль активных объектов - акторов, оп­ределяющих динамику параллельно развивающихся про­цес­сов интер­пре­тации.

Процедурный тип (или сигнатура, см. pазд. II) определяет мно­же­ст­во возможных действий, видов активности. Например,

TYPE Действие = PROCEDURE (Станок);

определяет сигнатуру для класса Станок. Пусть множество дей­ст­вий над Станком ограничивается двумя:

PROCEDURE Включить (С: Станок);

PROCEDURE Выключить (С: Станок); .

Декларация VAR D: Действие определяет объект класса Действие. Та­кой объект может хранить потенциально возможное действие над Станком (т.е. "помнить", что нужно сделать) и (в подходящее вре­мя) акти­визироваться (самоинтерпретироваться) по отношению к стан­ку:

VAR D: Действие; C: Станок;

BEGIN...

D:=Включить;...

D(C);... D:= Выключить;... D(C); .

Операторы D(C) в этом фрагменте определяют самоинтерпретацию объ­­екта D в отношении объекта С, а операторы присваивания - оп­ре­де­ление объекта D потенциально возможным действием. Образно го­во­ря, операторы присваивания здесь "взводят курок" D, а когда D "вы­стре­лит" и какой будет эффект от этого "выстрела" (включает он ста­нок С или выключает) определяется в общем случае логикой про­г­рам­мы. Использование в программе переменных класса Действие ана­ло­гич­но наличию множества взведенных курков, при этом от­дель­ные "выс­трелы" превращаются в треск автоматных очередей - само­ин­тер­пpе­таций. Учитывая, что любое действие, связанное с такой са­мо­интер­претацией, может переопределить объекты-действия, ло­ги­ка вы­пол­нения подобных программ становится весьма запутанной. Основное при­менение этого механизма - моделирование сложных сис­тем.

V. СОЗДАНИЕ / УНИЧТОЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ

"Время жизни" объекта. - Классы памяти. - Управление ди­нами­чес­кой памятью. - Фрагментация. - Проблемы "висячих" ссылок и мусора. - Автоматическая память. - Локальная среда. - Активации объекта.

Объекты, существующие в программе, делятся на две категории: ста­тические и динамические. Эти категории определяются по-разному: на основе изменения состояния объектов модели и на ос­но­ве "времени жиз­ни" объектов. Первое определение предполагает, что любой объ­ект, изменяющий свое состояние в процессе работы прог­раммы, яв­ля­ет­ся динамическим. В этом отношении, строго го­во­ря, статическими объ­ектами являются только константы, все объекты-переменные могут счи­таться динамическими. Второе оп­ре­де­ле­ние предполагает воз­мож­ность временного существования объ­ек­тов, возможности создания и уни­чтожения объектов. В этом смысле объекты, время существования ко­то­рых равно времени выполнения про­граммы, расцениваются как пос­то­янно существующие (ста­ти­чес­кие), объекты же, время существования (жизни) которых меньше вре­мени выполнения программы - как ди­на­ми­чес­кие. Второе опре­де­ле­ние касается объектов, которые иден­ти­фи­ци­ру­ются только через ука­­затели. Объекты, идентифицированные име­нем, в этом отно­ше­нии всегда должны расцениваться как статические, пос­кольку их "соз­дание" подготавливается транслятором и ассоциация между име­нем и элементом хранения объекта существует до окончания вpемени pаботы программы.

Создание объекта следует интерпретировать как выделение па­мя­ти под его элемент хранения. Такая интерпретация подразумевает раз­­де­ле­ние всего рабочего пространства памяти ЭВМ на две ка­те­го­рии, два класса - статическую память и динамическую. Первый класс памяти, как следует из этого контекста, полностью на­хо­дит­ся под упpав­ле­ни­ем тpанслятоpа и pаспpеделяется под статические объ­екты, су­ще­ству­ю­щие в системе постоянно. Например, декларация

VAR A: POINTER TO CARDINAL;

B: CARDINAL;

сообщает транслятору о необходимости "зарезервировать" в клас­се ста­тической памяти два слова под элемент хранения объекта с именем А и одно слово под элемент хранения объекта с именем В.

Динамическая память предназначается для создания временно су­ще­ству­ющих объектов. Этот класс памяти имеет две разновидности: соб­­ст­венно динамическую и автоматическую. Собственно ди­на­ми­чес­кая па­мять (в отличие от статической) полностью находится в рас­по­ряжении про­граммиста: по его директивам происходит выделение эле­ментов хра­нения (создание объектов) и возврат ранее вы­де­лен­ных элементов в "зону" свободной памяти (пул "свободных" эле­мен­тов), что в этом смы­сле равносильно "уничтожению" объекта.

Автоматическая память - особая разновидность динамической, ко­­то­рая также управляется директивами программиста, связанными с ин­­тер­претацией активных объектов (переменных пpоцедуpных типов). В этом смысле две разновидности динамической памяти делят этот класс памяти на два подкласса: память для интерпретации пас­си­в­ных объ­ек­тов (собственно динамическая) и память для интер­пре­та­ции активных объ­ектов (автоматическая). Несмотря на общность клас­са (ди­на­ми­чес­кая память), распределение памяти в этих под­клас­сах основано на раз­ных принципах и реализуется совершенно раз­ными алгоритмами.