Элементом списка может быть имя переменной, константа (символьная заключается в кавычки) или выражение (перед выводом вычисляется).
Оператор вывода PRINT USING имеет вид PRINT USING формат; список вывода
Формат задается в виде символьной строки (заключенной в кавычки), задающей форму вывода каждого элемента списка по следующим правилам для чисел : # - для каждой цифры, ^^^^ - для вывода в показательной форме. Остальные символы обозначают сами себя. Например,
##.## - будет выведено 2 цифры в качестве целой части и две
- дробной. Если целая часть содержит более двух цифр, то перед числом будет напечатан знак % .
#.## ^^^^ - вывод будет осуществляться в показательной форме.
Для символьных строк :
"\ \" - (два пробела) - будет выведено четыре символа
"\"- (без пробела) - будет выведено два символа
Вообще количество выведенных символов будет равно числу пробелов между двумя наклонными линиями + 2.
"!" - будет выведен один символ
"&" - будут выведены всесимволы
Например,
A$= "КОТ" : GA= 6.5
B$= "СОБАКА" : GB= 15.3
PRINT USING "& ВЕСИТ #.#,\ \ ВЕСИТ ##.# КГ";A$,GA,B$,GB
При выполнении этого оператора на экране появится
КОТ ВЕСИТ 6.5, СОБАКА ВЕСИТ 15.3 КГ
Оператор определения положения курсора
LOCATE i,j
устанавливает координаты (номер строки i и номер столбца j), в которые начнется вывод данных оператором PRINT.
1.7. Операторы цикла
1. FOR i=iнач to iкон [STEP ih] операторы
NEXT i
i, iнач, iкон, ih - соответственно, управляющая переменная цикла, ее начальное, конечное значения и шаг изменения. Если ih=1, то шаг можно опустить. Например,
FOR i=1 to 10
....
NEXT i
FOR i=1 to 10
FOR j=1 to 20
....
NEXT j: NEXT i или
FOR i=1 to 10
FOR j=1 to 20
....
NEXT j,i
2. DO WHILE условие операторы
LOOP или
WHILE условие операторы WEND
(операторы выполняются, пока выполняется условие)
3. DO UNTIL условие операторы
LOOP
(операторы выполняются до тех пор, пока не будет выполнено условие. Как только условие будет выполнено, осуществляется выход из цикла).
4. DO операторы
LOOP
Выход из цикла в этом случае осуществляется оператором EXIT.
Оператор EXIT (выход) используется с SELECT, DEF, FOR, IF,
LOOP, SUB, WHILE. Например,
EXIT FOR осуществляет выход из цикла, организованного операторами FOR/NEXT до его завершения
EXIT IF - выход из любого места IF блока
EXIT LOOP - выход из цикла, заканчивающегося оператором LOOP или WEND.
Остальные случаи использования EXIT будут рассмотрены вместе с соответствующими операторами.
Операторы выбора ON/GOTO и ON/GOSUB
ON n GOTO метка [, метка...]
n может принимать значения от 0 до 255. Переход осуществляется на метку, определяемую значением n. Например, при n = 2 переход осуществляется на вторую метку в списке. Если n = 0 или n больше количества меток в списке, то выполняется следующий по порядку оператор.
ON n GOSUB метка [, метка...]
n принимает значения от 0 до 255. Переход осуществляется к одной из возможных подпрограмм (см.ниже), определяемых метками в списке, в зависимости от значения n.
После выполнения подпрограммы возврат осуществляется к оператору, следующему за ON/GOSUB.
1.8. Подпрограммы, функции и процедуры
Подпрограмма - помеченная последовательность операторов, заканчивающаяся оператором RETURN. Выполняется, когда достигнут GOSUB.
....
GOSUB aa
....
END aa: операторы RETURN
Оператор RETURN осуществляет возврат к оператору, непосредственно следующему за GOSUB.
Функция может быть определена одной строкой (оператор-функция) или несколькими строками (подпрограмма-функция).
DEF FN имя [(список параметров)] = выражение
(это определение оператора-функции).
Здесь список параметров может включатьне более 16 параметров. DEF FN имя [(список параметров)]
описание переменных
операторы
[EXIT DEF]
....
[FN имя = выражение]
END DEF
(это определение подпрограммы-функции).
Обращение к функции записывается там, где нужно получить ее значение. При этом параметры заменяются их фактическими значениями. Например,
DEF FNF (x,y) = x * x + y * y a = 3 : b = 4
P = FNF (a,b) или
P = FNF (3,4)
Функция возвращает одно значение, тип которого определяется именем функции. Определение функции может располагаться в любом месте
программы (обычно в начале или в конце). Например,
F = FNa (1.5)
PRINT F
DEF FNa (x)
FNa = x*x
END DEF
END или
F = FNa (1.5) PRINT F
END
DEF FNa (x) FNa = x*x
END DEF
В результате будет напечатано 2.25.
Список параметров оператора-функции может включать только имена переменных.
Процедура - это последовательность строк программы, расположенная между операторами SUB и END SUB и выполняемая при обращении к ней при помощи оператора CALL.
SUB имя [(список параметров)] описание переменных операторы
[EXIT SUB]
END SUB
Имя может содержать до 31 символа. Список параметров (не более
16) может включать имена переменных и массивов. Для массивов в скобках указывается размерность. Например, 1 - для одномерного массива, 2 - для двухмерного и т.д.
В обращении к процедуре за именем фактического массива следуют пустые скобки. Например,
SUB SUM (x (1), n, S)
S = 0
FOR I=1 to n
S = S + x (I)
NEXT I
END SUB
DIM A (3)
A (1) = 1 : A (2) = 2 : A (3) = 4
CALL SUM ( A (), 3, S)
S = S/3
PRINT S
END
Эта программа вычисляет среднее значение элементов массива A, процедура SUM суммирует элементы массива.
Основные отличия процедуры от подпрограммы-функции :
1 - процедура не обязана возвращать значение, она не имеет типа; 2 - вызывается оператором CALL, а не из выражения.
Отдельные переменные, используемые в процедуре (или подпрограмме-функции), могут быть объявлены локальными, т.е. действующими только в данной подпрограмме (оператор LOCAL), общими, т.е. действующими как в подпрограмме, так и в основной программе (оператор SHARED) и статическими, т.е. действующими в данной подпрограмме как LOCAL, но сохраняющими полученные значения до следующего обращения (оператор STATIC). По умолчанию в подпрограмме-функции переменная является SHARED, а в процедуре STATIC.
DEF FNF1
LOCAL i, S
FOR i =1 to 10
S = S + i
NEXT i
FNF1 = S
END DEF
После выхода из подпрограммы-функции переменные i и S теряют свои значения (при входе в подпрограмму всегда S = 0). Эти же имена могут использоваться в программе для обозначения других величин.
DEF FNF2
LOCAL i
SHARED S
FOR i = 1 to 10
S = S + i
NEXT i
FNF2 = S
END DEF
В этом случае S сохраняет значение после выхода из подпрограммы и имеет один и тот же смысл во всех частях программы.
DEF FNF3
LOCAL i
STATIC S
FOR i = 1 to 10
S = S + i
NEXT i
FNF3 = S
END DEF
В этом случае S сохраняет значение после выхода из подпрограммы до следующего обращения к ней, т.е. после первого обращения значение функции FNF3 будет 55, после второго - 110 и т.д. (S нельзя изменять в основной программе).
2. ЦВЕТ И ГРАФИКА
В графическом режиме экран рассматривается как решетка, точки в узлах которой могут быть включены (белым или другим возможным цветом) или выключены. Точка идентифицируется координатами x, y; x - номер позиции по горизонтали (от 0 до 319 или до 639 в зависимости от режима), y - номер позиции по вертикали (от 0 до 199 или до 349 в зависимости от режима). Точка с координатами 0,0 находится в верхнем левом углу экрана.
Графический режим устанавливается (или отменяется) операто-
ром SCREEN.
SCREEN i[,j]
i = 0, j = 0 черно-белый текстовый режим
i = 0, j = 1 цветной текстовый режим
i = 1, j = 0 цветная графика при средней разрешающей способности (320 позиций по горизонтали, 200 по вертикали)
i = 1, j = 1 черно-белая графика при средней разрешающей способности
i = 2 черно-белая графика при высокой разрешающей спосо-
бности (640 позиций по горизонтали, 350 по вертикали)
После выполнения оператора SCREEN точка устанавливается в середину экрана.
Оператор COLORустанавливает цвет фона экрана и палитру (из
трех цветов) для окрашивания точек (для текстового режима - еще и
цвет рамки).
Существует две палитры цветов: 0 и 1, следующего состава: Палитра 0Палитра 1
1 - зеленый 1 - голубой
2 - красный 2 - сиреневый
3 - желтый 3 - белый
Для фона можно выбрать один из 16 цветов (0 - черный, 1 - синий, 2 - зеленый, 3 - бирюзовый, 4 - красный, 5 - лиловый, 6 - коричневый, 7 - белый, 8 - серый, 9 - голубой, 10 - ярко-зеленый, 11 - ярко-бирюзовый, 12 - ярко-красный, 13 - ярко-лиловый, 14 - желтый, 15 - ярко-белый)
Оператор COLORимеет вид
COLORi,j[,k]
где i - цвет фона, j - номер палитры, k - цвет рамки.
Например, операторы
SCREEN 1,0
COLOR 9,0
устанавливают цветной графический режим при средней разрешающей способности; цвет фона - голубой; последующие операторы должны использовать цвета из 0-й палитры.
В графическом режиме (для получения на экране неподвижных изображений) могут использоваться следующие операторы:
PSET(PRESET) - включает (или выключает) точку; LINE- чертит линию; CIRCLE- чертит окружность или ее часть; PAINT- закрашивает указанную часть экрана.
Более сложные операторы для получения движущихся изображений (DRAW, GET, PUT) рассматриваются в п.4.
Оператор
PSET (x, y)
включает точку с координатами x,y.
Оператор
PSET STEP (x, y)
включает точку, отстоящую на x позиций по горизонтали и на y позиций по вертикали от текущей точки. Например, если в предыдущем положении точка имеет координаты (60, 75), то оператор
PSET (10, 20) определяет точку с координатами (10, 20), а оператор
PSET STEP (10, 20) определяет точку с координатами (70, 95). Операторы
PSET (x, y), 0 или
PRESET(x, y)
стирают точку (x, y) с экрана.
Оператор LINEпозволяет начертить отрезок прямой, указав его начало (x1, y1), конец (x2, y2) и цвет k
LINE[(x1, y1)]-(x2, y2),k
Если начальная точка отсутствует, то линия будет прочерчена, начиная с точки, в которой остановился предыдущий оператор.
С помощью оператора LINEможно также чертить и закрашивать прямоугольники
LINE (x1, y1) - (x2, y2),[k],B[F]
Точки (x1, y1) и (x2, y2) трактуются при этом как левая нижняя и правая верхняя вершины прямоугольника. Если цвет k отсутствует, то прямоугольник будет начерчен 3-м цветом палитры. При наличии параметра F площадь внутри прямоугольника будет закрашена. Например, оператор