Смекни!
smekni.com

Интерфейс пользователя с системой (стр. 6 из 7)

· Следует предусматривать дополнительное место для отдельных слов при переводе на другие языки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях поиск оптимального решения проблемы организации интерфейса взаимодействия приобретает характер комплексной задачи, решение которой существенно осложняется необходимостью оптимизации функционального взаимодействия операторов между собой и с техническими средствами АСУ в условиях изменяющегося характера их профессиональной деятельности.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть особую актуальность проблемы моделирования взаимодействия ЧО с техническими средствами АСУ. Сегодня появилась реальная возможность с помощью моделирования на современных или разрабатываемых многофункциональных средствах обработки и отображения информации конкретизировать тип и характеристики используемых информационных моделей, выявить основные особенности будущей деятельности операторов, сформулировать требования к параметрам аппаратно-программных средств интерфейса взаимодействия и т.д.

Говоря о проблемах взаимодействия человека с ТС АСУ и практической реализации интерфейса взаимодействия, нельзя опустить такой важный вопрос, как унификация и стандартизация. Использование типовых решений, модульного принципа проектирования систем отображения и обработки информации приобретает всё более широкие масштабы, что, впрочем, вполне естественно. Однако наряду с несомненными позитивными аспектами, необходимо констатировать и некоторые нежелательные результаты. В частности сближение представляемой оператору информационной модели обстановки с его концептуальной моделью не всегда может быть достигнуто с помощью унифицированных многофункциональных средств, например машинной графики. Мне представляется, что в рассматриваемой области к вопросам унификации и стандартизации необходимо подходить с особой осторожностью и тщательным осмыслением, не забывать о роли оптимизации взаимодействия человека с ТС при решении им оперативных задач управления конкретного класса и типов. Можно указать и ряд других, не менее актуальных проблем в области проектирования интерфейса взаимодействия, которые находятся в стадии решения или ждут своей постановки.


ЛИТЕРАТУРА

Инна Носова

Интерфейс пользователя с правовой точки зрения представляет собой достаточно интересный объект. С одной стороны, мы имеем его аудиовизуальное отображение, а именно то, что видим на экране компьютера. С другой стороны, — внутреннее представление в виде объектных кодов (в соответствии с законом компьютерная программа в объектных кодах охраняется так же, как и исходный текст), записанных в память компьютера. Если рассматривать интерфейс пользователя с позиции его внутреннего представления, то при таком подходе он ничем не будет отличаться от программы для ЭВМ по отношению к правовой охране. Следовательно, как программа для ЭВМ, пользовательский интерфейс будет охраняться без каких-либо исключений или дополнений законом РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и БД". Таким образом в соответствии с данным законом нарушением права на пользовательский интерфейс будет считаться неправомерное использование компьютерной программы как таковой, реализующей интерфейс. Действие закона при этом не распространяется на идеи и принципы организации интерфейса (п. 5 ст. 3 Закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и БД"). Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" также указывает (п. 4 ст. 6), что на идеи и принципы авторское право не распространяется. Однако представляется, что наиболее ценным в пользовательском интерфейсе являются именно идеи, заложенные в нем и воплощенные в виде определенного экранного образа, позволяющего организовать удобное общение человека с компьютером. Наличие "дружественного" интерфейса способствует успешному продвижению программного продукта на рынке, поэтому производитель, вложивший деньги в его разработку, заинтересован в том, чтобы конкуренты не смогли беспрепятственно воспользоваться преимуществами, полученными в результате применения подобного интерфейса.

Какими же правовыми нормами можно защитить свои права при создании оригинального пользовательского интерфейса?

Как отмечалось выше, пр01рамма для ЭВМ, реализующая интерфейс, охраняется нормами законов "О правовой охране программ для ЭВМ и БД" и "Об авторском праве и смежных правах". Причем в трактовке этих законов аудиовизуальные отображения, порождаемые программой для ЭВМ, также считаются программой для ЭВМ и, следовательно, подпадают под их действие. Более того, при регистрации программы для ЭВМ в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, БД и топологий ИМС в качестве идентифицирующего материала в состав заявки могут быть включены копии экранов с отображением оригинальных изображений, являющихся объектами авторского права. Согласно упо-мя1гутым выше законам, нарушением авторского права должно считаться не только копирование исходного (соответственно — объектных кодов) текста программы, реализующей интерфейс, но и копирование самого экранного образа, без непосредственного копирования реализующей его программы.

Однако возникает вопрос, а насколько все-таки надежна подобная охрана? Где граница между идеей, неохраноспособной в соответствии с нормами авторского права (см. выше), и ее выражением, подпадающим под действие законодательства об авторском праве. Считается ли копирование структуры интерфейса и последовательности вывода на экран информации нарушением авторского права? Что это в большей степени — идея или ее выражение? В решении по делу Lotus Development Corpv. Paperback Software International (США) суд отметил, что охраноспособными по нормам авторского права являются:

1) общая структура команды;

2) порядок команд в каждой строке меню;

3) выбор букв, слов или пиктограмм для представления каждой команды;

4) тип используемой системы меню;

5) выбор и проверка, включающая длинные подсказки.

При этом если число вариантов выражения одной и той же идеи существенно ограничено, то каждый из таких вариантов неохраноспособен в смысле авторского права.

Законодательство не дает четкого ответа на вопрос, где находится грань между идеей и ее выражением. Каждый раз этот вопрос должен решаться в зависимости от конкретных обстоятельств дела, а такой подход является не очень надежным для разработчиков, так как при этом исход дела нельзя предсказать с большой степенью вероятности.

Наиболее надежным видом правовой охраны объектов интеллектуальной собственности является патентная охрана. Возможна ли охрана нормами патентного права пользовательского интерфейса? При создании пользовательского интерфейса решаются задачи эстетического и эргономического характера, т. с. решаются нетехнические задачи и, следовательно, интерфейс не может быть защищен патентом как изобретение. Однако можно рассмотреть возможность охраны пользовательского интерфейса как промышленного образца. В патентном законе РФ (п. 1 ст. 6) сказано: "К промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид". Очевидно, что в качестве объекта в случае пользовательского интерфейса следует понимать изображение на экране компьютера, имеющее определенный внешний вид в результате действия программы пользовательского интерфейса.

В законе и дополняющих его актах понятие "художественно-конструкторское решение" детально не раскрывается, однако оно подразумевает наличие во внешнем виде изделия одновременно художественных и конструкторских элементов. Пользовательский интерфейс, если рассматривать его как решение, определяющее внешний вид изображения на экране компьютера, отвечает этим требованиям. В таком смысле экран компьютера с отображенным на нем пользовательским интерфейсом может считаться промышленным образцом, при условии соблюдения остальных требований, предъявляемых к данному объекту патентным законом РФ (новизна, оригинальность, промышленная применимость). Объем правовой охраны, предоставляемый патентом на промышленный образец, определяется совокупностью существенных признаков решения, отображенных на фотографии вышеуказанного промышленного образца, что позволяет расширить по сравнению с авторским правом действие правовой охраны на идеи, заложенные в интерфейсе. Однако следует учитывать, что в данном случае совокупность существенных признаков, характеризующих промышленный образец, должна включать наличие компьютерного экрана. То есть подобно изобретениям, связанным с программным обеспечением ЭВМ, компьютерный интерфейс может рассматриваться как промышленный образец только в совокупности с компьютером, что накладывает определенные ограничения на возможности борьбы с нарушителями прав на пользовательский интерфейс (см. PC Week/RE, № 6/97, с. 55).