Но последние исследования показывают, что доля людей, использующих интернет для развлечения, постепенно падает. Люди больше используют сеть для утилитарных целей — поиска товаров, например.
Я думаю, есть два тренда, которым следует интернет как способ развлечения. В прошлом году я выступал с докладом на Каннском фестивале. В своей речи я отметил, что обороты индустрии игр в мире сегодня превышают обороты теле-, кино- и музыкальной индустрии и достигают $25 млрд. Поэтому логично, что игры рассматриваются как бизнес и как рекламная площадка воздействия на определенную аудиторию. Вы можете смотреть кино с product placement. Но если фильм не очень, сам товар также не будет восприниматься положительно. Что же касается игр, вы никогда не станете играть в игру, которая вам не нравится. Второй главный тренд — это массовые онлайн-игры, такие как World of Warcraft.
Она просто демографическое бедствие — количество играющих в WOW (World of Warcraft) уже сейчас перевалило за 8,5 млн человек по всему миру.
Для нас это не бедствие, а социальная платформа. Молодые люди общаются в ней, она также дает им возможность выучить английский. Сейчас совместно с Proximity Worldwide мы проводим специальное исследование людей, которые имеют онлайнидентичность. Я не говорю о пользователях форумов, я говорю о тех, кто создал себе иную личность в сети.
Если Procter & Gamble создаст товар, потребителями которого могут стать и игроки, вы сможете внедрить его в такую игру, как WOW?
Да, я думаю, такое размещение могло бы быть выгодным. Я не уверен, что можно внедрить Pampers, но, например, Pringles вполне могут найти свою целевую аудиторию в сети. Уже сейчас в игре Ever Quest можно заказать пиццу Dominos, не отрываясь от компьютера.
Среди кейсов Proximity France, которые мне удалось изучить, доминируют в основном мужские бренды — Gillette, France Telecom, вот насчет WOW размышляете, а по данным «ГФК Русь», в 2006 году 51% интернет-аудитории составляли женщины. Почему же вы их игнорируете?
Вы ошибаетесь. Один из наших ключевых клиентов во Франции — Procter & Gamble. Для них мы ведем интернет-журнал, который называется Envie de Plus («Я хочу большего»). Это абсолютно полноценный онлайн-журнал с форумами, публикацией купонов со скидками, он стал больше, чем сайт, он превратился в СМИ для женщин от 24 лет и старше, которые имеют детей. Женщины там делятся советами, обсуждают своих детей, куда отправиться с семьей на уикенд. Так что Россия не уникальна — во всей Европе женщин в интернете больше, чем мужчин. И наравне с мужскими брендами мы работаем с Herbal Essences, Ariel — продуктами, которые обращены именно к ним.
Кстати, о комьюнити — вы пользуетесь услугами агентов влияния в продвижении товаров в сети?
Нет, потому что такие проекты рассчитаны на краткосрочную прибыль, и все, кто использует подобные приемы, очень быстро выбывают из бизнеса. Во Франции был пример, когда одна из компаний открыла подложный блог, якобы созданный потребителями. Но, к сожалению для них, пользователи достаточно умны, чтобы вычислить IP-адрес. В сети нужно быть честным, потому что обман спрятать очень сложно. В данном случае возмущение пользователей было настолько велико, что им пришлось закрыть сайт и разослать извинения потребителям, и покупать медиа, чтобы принести публичные извинения и оправдания. Сильному бренду подобный подход только навредит, поэтому это, как правило, тактика слабых продуктов, не рассчитанных на долгосрочное существование.
А как средство мониторинга потребительских трендов интернет подходит?
Да, но только в сочетании с другими средствами их исследования. Ведь, оставляя посты в блоге, посвященном, скажем, французской кухне, я раскрываю только одну сторону своей личности. Я также могу увлекаться театром или бегом, так что мониторинг моего поведения в интернете позволит увидеть лишь часть личности потребителя и предсказать только некоторые из его интересов.
Зато это самый дешевый способ отследить тренды.
Да, но если он дешев и не работает, он уже слишком дорог.
Список литературы
Индустрия рекламы № 13–14 [136–137] июль 2007