Когда компилятор выделяет отдельную лексему, он последовательно объединяет столько символов, сколько возможно, прежде чем перейти к обработке следующей лексемы. Поэтому лексемы, не разделенные пробельными символами, могут быть проинтерпретированы неверно.
Например, рассмотрим следующее выражение:
i+++j
В этом примере компилятор вначале создает из трех знаков плюс самую длинную из возможных операций (++), а затем обработает оставшийся знак +, как операцию сложения (+). Выражение проинтерпретируется как (i++)+(j), а не как (i)+(++j). В таких случаях необходимо использовать пробельные символы или круглые скобки, чтобы однозначно определить ситуацию.
// Программа VAR.CPP, иллюстрирующая простые переменные
#include <iostream.h>
int main()
{
int i, j = 2;
double x, y = 355.0 / 113;
i = 3 * j;
cout << "i = " << i << endl
<< "j = " << j << endl;
x = 2 * y;
x = x * x;
cout << "y = " << y << endl
<< "x = " << x << endl;
return 0;
}
/*
Результаты:
i = 6
j = 2
y = 3.141593
x = 39.4784
*/
// Программа CONST1.CPP, иллюстрирующая константы
#include <iostream.h>
#define SEC_IN_MIN 60
#define MIN_IN_HOUR 60
int main()
{
long hours, minutes, seconds;
long totalSec;
cout << "Введите часы: ";
cin >> hours;
cout << "Введите минуты: ";
cin >> minutes;
cout << "Введите секунды: ";
cin >> seconds;
totalSec = ((hours * MIN_IN_HOUR + minutes) *
SEC_IN_MIN) + seconds;
cout << endl << totalSec << " секунд прошло с полуночи" << endl;
return 0;
}
/* Тест и результаты:
Введите часы: 10
Введите минуты: 0
Введите секунды: 0
36000 секунд прошло сполуночи
*/
// Программа CONST2.CPP, иллюстрирующая формальные константы
#include <iostream.h>
const int SEC_IN_MIN = 60; // глобальная константа
int main()
{
const int MIN_IN_HOUR = 60; // локальная константа
long hours, minutes, seconds;
long totalSec;
cout << "Введите часы: ";
cin >> hours;
cout << "Введите минуты: ";
cin >> minutes;
cout << "Введите секунды: ";
cin >> seconds;
totalSec = ((hours * MIN_IN_HOUR + minutes) *
SEC_IN_MIN) + seconds;
cout << endl << endl << totalSec << " секунд прошло с полуночи" << endl;
return 0;
}
/* Тест и результаты:
Введите часы: 1
Введите минуты: 10
Введите секунды: 20
4220 секунд прошло с полуночи
*/
// Программа OPER1.CPP, иллюстрирующая простые математические операции
#include <iostream.h>
int main()
{
int int1, int2;
long long1, long2, long3, long4, long5;
float x, y, real1, real2, real3, real4;
cout << endl << "Введите первое целое число: ";
cin >> int1;
cout << "Введите второе целое число: ";
cin >> int2;
cout << endl;
long1 = int1 + int2;
long2 = int1 - int2;
long3 = int1 * int2;
long4 = int1 / int2;
long5 = int1 % int2;
cout << int1 << " + " << int2 << " = " << long1 << endl;
cout << int1 << " - " << int2 << " = " << long2 << endl;
cout << int1 << " * " << int2 << " = " << long3 << endl;
cout << int1 << " / " << int2 << " = " << long4 << endl;
cout << int1 << " % " << int2 << " = " << long5 << endl;
cout << endl << endl;
cout << "Веедите первое вещественное число: ";
cin >> x;
cout << "Введите второе вещественное число: ";
cin >> y;
cout << endl;
real1 = x + y;
real2 = x - y;
real3 = x * y;
real4 = x / y;
cout << x << " + " << y << " = " << real1 << endl;
cout << x << " - " << y << " = " << real2 << endl;
cout << x << " * " << y << " = " << real3 << endl;
cout << x << " / " << y << " = " << real4 << endl;
cout << endl << endl;
return 0;
}
/* Тест и результаты:
Введите первое целое число: 10
Введите второе целое число: 5
10 + 5 = 15
10 - 5 = 5
10 * 5 = 50
10 / 5 = 2
10 % 5 = 0
Введите первое вещественное число: 1.25
Введите второе вещественное число: 2.58
1.25 + 2.58 = 3.83
1.25 - 2.58 = -1.33
1.25 * 2.58 = 3.225
1.25 / 2.58 = 0.484496
*/
//Демонстрация операций инкремента и декремента см. в программе OPER2.CPP
// Программа SIZEOF.CPP, которая возвращает размеры данных, используя
// для этого операцию sizeof() с переменными и типами данных.
#include <iostream.h>
int main()
{
short int aShort;
int anInt;
long aLong;
char aChar;
float aReal;
cout << "Таблица 1. Размеры памяти для переменных" << endl
<< endl;
cout << " Тип данных Используемая " << endl;
cout << " память (в байтах)" << endl;
cout << "------------------ -----------" << endl;
cout << " short int " << sizeof(aShort) << endl;
cout << " integer " << sizeof(anInt) << endl;
cout << " long integer " << sizeof(aLong) << endl;
cout << " character " << sizeof(aChar) << endl;
cout << " float " << sizeof(aReal) << endl;
cout << endl << endl << endl;
cout << "Таблица 2. Размеры памяти для типов данных" << endl
<< endl;
cout << " Тип данных Используемая" << endl;
cout << " память (в байтах)" << endl;
cout << "------------------ -----------" << endl;
cout << " short int " << sizeof(short int) << endl;
cout << " integer " << sizeof(int) << endl;
cout << " long integer " << sizeof(long) << endl;
cout << " character " << sizeof(char) << endl;
cout << " float " << sizeof(float) << endl;
cout << endl << endl << endl;
return 0;
}
/* Результаты:
Таблица 1. Размеры памяти для переменных"
Тип данных Используемая память (в байтах)
short int 2
integer 2
long integer 4
character 1
float 4
Таблица 2. Размеры памяти для типов данных
Тип данных Используемая
память (в байтах)
------------------ ---------- short int 2
integer 2
long integer 4
character 1
float 4
*/
// Простая программа TYPECAST.CPP, демонстрирующая приведение типа
#include <iostream.h>
int main()
{
short shortInt1, shortInt2;
unsigned short aByte;
int anInt;
long aLong;
char aChar;
float aReal;
// присваиваются значения
shortInt1 = 10;
shortInt2 = 6;
// действия выполняются без приведения типа
aByte = shortInt1 + shortInt2;
anInt = shortInt1 - shortInt2;
aLong = shortInt1 * shortInt2;
aChar = aLong + 5; // автоматическое преобразование
// в символьный тип
aReal = shortInt1 * shortInt2 + 0.5;
cout << "shortInt1 = " << shortInt1 << endl
<< "shortInt2 = " << shortInt2 << endl
<< "aByte = " << aByte << endl
<< "anInt = " << anInt << endl
<< "aLong = " << aLong << endl
<< "aChar is " << aChar << endl
<< "aReal = " << aReal << endl << endl << endl;
// дейтсвия выполняются с приведением типа
aByte = (unsigned short) (shortInt1 + shortInt2);
anInt = (int) (shortInt1 - shortInt2);
aLong = (long) (shortInt1 * shortInt2);
aChar = (unsigned char) (aLong + 5);
aReal = (float) (shortInt1 * shortInt2 + 0.5);
cout << "shortInt1 = " << shortInt1 << endl
<< "shortInt2 = " << shortInt2 << endl
<< "aByte = " << aByte << endl
<< "anInt = " << anInt << endl
<< "aLong = " << aLong << endl
<< "aChar is " << aChar << endl
<< "aReal = " << aReal << endl << endl << endl;
return 0;
}
/* Результаты:
shortInt1 = 10
shortInt2 = 6
aByte = 16
anInt = 4
aLong = 60
aChar is A
aReal = 60.5
shortInt1 = 10
shortInt2 = 6
aByte = 16
anInt = 4
aLong = 60
aChar is A
aReal = 60.5
*/
/* *** ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ***
Существуют ли особые соглашения о присвоении имен идентификаторам?
Существует несколько стилей, которые стали популярными в последние годы. Стиль, который используется в наших занятиях, требует начинать имя переменной с символа, набранного в нижнем регистре. Если идентификатор состоит из нескольких слов, как, например, numberOfElements, набирайте первый символ каждого последующего слова в верхнем регистре.
Как реагирует компилятор, если вы объявляете переменную, но никогда не присваиваете ей значения?
Компилятор выдает предупреждение, что на переменную нет ссылок.
Каково булево выражение для проверки того, что значение переменной i находится в заданном диапазоне значений (например, определяемом переменными lowVal и hiVal)?
Выражением, которое определяет, находится ли значение переменной i в некотором диапазоне, является (i >= lowVal && i <= hiVal).
Конструкции принятия решений и циклы
Предъявляет ли С++ какие-либо требования на отступ операторов в предложениях оператора?
Нет. Отступ определяется только Вами. Типовые размеры отступа составляют два или четыре пробела. Использование отступов делает ваш листинг намного более удобочитаемым.
Вот пример оператора if с записью предложений без отступа:
if ( i > 0 )
j = i * 1;
else
j = 10 - i;
Сравните этот листинг и его вариант с отступами
if ( i > 0 )
j = i * i;
else
j = 10 - i;
Последний вариант читается много легче; легко указать, где операторы if и else. Более того, если вы будете работать с вложенными циклами, отступы еще более значимы в отношении удобочитаемости кода.
Каковы правила написания условий в операторе if-else?
Здесь существуют два подхода. Первый рекомендует писать условия так, что true будет чаще, чем false. Второй подход рекомендует избегать отрицательных выражений (тех, которые используют операции сравнения != и булевы операции !).
Программисты из последнего лагеря преобразуют такой оператор if:
if ( i != 0 )
j = 100/i;
else
j = 1;
в следующую эквивалентную форму:
if ( i == 0 )
j = 1;
else
j = 100/i;
хотя вероятность равенства нулю переменной i достаточно низка.
Как обработать условие, подобное нижеследующему, где имеется деление на переменную, которая может оказаться равной нулю?
if ( i != 0 && 1/i > 1 )
j = i * i;
С++ не всегда оценивает проверяемые условия полностью. Эта частичная оценка происходит, когда член булева выражения превращает все выражение в false или true, независимо от значения других членов. В этом случае, если переменная i равна 0, исполняющая система не будет оценивать 1/i > 1, потому что член i != 0 есть false и обращает в false все выражение, независимо от значения второго члена. Это называется укороченной оценкой булевых выражений.
Действительно ли необходимо включать предложения else или default в многоальтернативные операторы if-else и switch?