Смекни!
smekni.com

Программирование для Windows CE (стр. 1 из 3)

Дуглас Боулинг

Введение

"Третья" Windows - новая операционная система Windows CE - не получила такой известности, как ее старшие сестры - Windows 98 и Windows NT, но ситуация начинает меняться. Windows CE предназначена для небольших, питающихся от батареек устройств, таких, как персональные электронные ассистенты. Несмотря на огромную разницу между этими приборами и настольными и портативными ПК, методики разработки программ для устройств Windows CE и компьютеров Windows во многом схожи. В данной статье мы расскажем о программировании для устройств Windows CE, но прежде всего попытаемся разобраться, что именно представляет собой Windows CE, чтобы провести черту между операционной системой и конкретными платформами, на которых она работает.

Windows CE - это совершенно новая версия Windows. Ее нельзя назвать обновленной или упрощенной версией Windows 98 или Windows NT. В отличие от них Windows CE с самого начала проектировалась как новая операционная система для устройств с питанием от батарей, по габаритам значительно уступающих стандартным ПК. Пользователям, вероятно, чаще приходилось слышать о Windows CE-компьютерах, таких, как ручные (hand-held, РПК) или карманные (Palm-size, КПК) ПК, чем о самой операционной системе. В ПЗУ подобных устройств, выпускаемых обычно производителями комплексного оборудования (OEM), например фирмами Hewlett Packard и Casio, занесена версия Windows CE. Поэтому пользователи избавлены от необходимости устанавливать Windows CE, она поставляется с такими приборами по умолчанию.

Интерфейс Windows CE предусматривает подмножество функций интерфейса прикладного программирования API Win32, применяемого в Windows 98 и Windows NT. Наверное, разработчики программ для Windows NT, услышав о "подмножестве", будут разочарованы, но не стоит волноваться, так как различия в API между версиями Windows для настольных ПК и Windows CE не вызовут больших проблем. Основные различия между ними сводятся к тому, что интерфейс Windows CE избавлен от избыточных функций, присутствующих в API Win32 для совместимости с предшествующими версиями Windows. Например, в версиях Windows для настольных систем имеется три или четыре способа открытия файла программными средствами. В среде Windows CE для этого существует только один способ - с помощью функции CreateFile.

Другие отличия API состоят в том, что в Windows CE не реализованы целые группы функций, которыми располагает Windows NT. Например, библиотека Winsock из состава Windows CE не содержит большинства функций WSAAsync, представленных в Windows 98 и NT. При этом функционально Windows CE отнюдь не беднее, только при программировании гнезд в среде Windows CE придется прибегать к услугам более простой Беркли-версии протокола sockets. Для Windows-программистов это означает необходимость освоения процедур применения базовых блокирующих и неблокирующих гнезд без таких полезных функций, как WSAAsync, которые в Windows 9x и NT отвечают за уведомление прикладных программ о событиях, происходящих с гнездом.

Другое важное различие между Windows CE и ее крупномасштабными родственницами состоит в том, что ее структура заранее предусматривает для OEM возможность изменения конфигурации, с тем чтобы система максимально соответствовала конкретным аппаратным платформам. Например, требования к профессиональным ручным ПК, которые представляют собой миниатюрные блокнотные ПК, работающие под управлением Windows CE, существенно отличаются от требований к ПК класса Palm-size. Поэтому Windows CE допускает разбиение на компоненты, чтобы изымать те части этой операционной системы, которые не понадобятся на целевой платформе. Подобная процедура вовсе не означает только исключение ряда DLL из состава ОС для конкретной платформы, варианты изменения конфигурации Windows CE гораздо разнообразнее. Например, API курсора, управляющий внешним видом указателя на экране, или даже компонент, отвечающий за работу с буфером обмена, вполне могут быть изъяты.

Задачу выбора компонента Windows CE решает производитель оборудования для платформ вертикального рынка или компания Microsoft для платформ горизонтального рынка. При разных сочетаниях компонентов образуются и соответствующие интерфейсы API. Следовательно, интерфейс API для РПК фирмы Casio идентичен API для РПК компании NEC, поскольку в обеих системах применяется одна и та же конфигурация Windows CE, подготовленная Microsoft для устройств класса РПК. С другой стороны, интерфейсы API устройств РПК и КПК несколько отличаются, поскольку конкретные компоненты Windows CE для этих двух платформ не совсем одинаковы. Однако не стоит придавать большое значение этим отличиям. Если не касаться специфических функций API, рассчитанных только на устройства одного класса, никаких проблем с разработкой программ для обеих платформ не будет. Всегда есть возможность предотвратить возникновение проблем, связанных со спецификой платформ, для этого достаточно явно подключить функции, ориентированные на конкретную платформу, с помощью команд LoadLibrary и GetProcAddress.

На самом деле самая серьезная проблема разработки программ, предназначенных для выполнения на обеих платформах, связана с разницей в размерах экранов, которыми оснащаются устройства этих классов. Например, вытянутый по горизонтали экран РПК (640Ч240 пиксел) требует иного расположения диалоговых окон, чем на вертикальном экране КПК (240Ч320). Разумное решение в этом случае - подготовить отдельную процедуру для работы с диалоговыми окнами, содержащую разные шаблоны окон для этих двух экранов, отличающихся габаритами. При таком подходе надлежащий шаблон может определять прикладная программа в ходе выполнения.

Еще одну проблему при программировании для устройств Windows CE создает вечно малый объем памяти рабочей среды, в которой приходится "существовать" программе. При том, что Windows CE предусматривает механизм подкачки страниц по мере надобности, она не позволяет применять файл подкачки для сохранения данных чтения-записи на вторичном устройстве памяти, например жестком диске. Другими словами, недоступные для записи страницы, например с программными кодами и постоянными данными, переносятся в память, как только в них возникает необходимость. Однако данные для чтения-записи никогда не заносятся в файл подкачки на жестком диске. Благодаря таким ограничениям быстрее происходит запуск программ в Windows CE, поскольку в память загружаются только те части программы, которые нужны на момент запуска. Но, поскольку Windows CE не позволяет сохранять в файле подкачки переменные данные, в распоряжении прикладных программ находится весьма ограниченное в объеме физическое ОЗУ устройства. По этой причине, вполне возможно, временами в ходе выполнения программа будет испытывать острый недостаток памяти. Следовательно, программы для Windows CE должны быть предельно "экономны" в потреблении оперативной памяти и снабжены средствами для "мягкого" выхода из возникающих в связи с этим аварийных ситуаций.

Инструменты

Как известно, Windows CE рассчитана на самые разные устройства, это серьезно осложняет жизнь создателям средств разработки. Поскольку Windows CE совместима с различными ЦП и предусматривает множество вариантов настройки, причем для каждого из них применяется свой API, необходим какой-то способ передачи конкретной среде разработки информации о целевой платформе. Для решения этой задачи Microsoft подготовила целый набор пакетов разработки для Windows CE, некоторые из них совместимы со всеми платформами, а другие ориентированы только на обычные и профессиональные ручные ПК.

Эти инструменты предназначены для применения в среде Windows NT. Разработка программ происходит в среде Developer Studio с помощью одного из упомянутых ниже языков. Готовая программа выполняется на Windows CE-устройстве, подключенном к ПК разработчика либо через последовательный порт, либо через локальную сеть. Соединение через последовательный порт - стандартный способ подключения в Windows CE, применяемый для синхронизации данных между ними и ПК. Сетевые соединения обеспечивают гораздо более высокую скорость загрузки, чем первый способ, но, к сожалению, некоторые инструменты отладки отказываются работать, если Windows CE-устройство подключено таким образом.

Microsoft предлагает версии языков Visual C++, Visual Basic и Visual J++ для одной или нескольких платформ Windows CE. Имеющиеся ныне версии Visual Basic и Visual J++ для Windows CE ориентированы только на обычные и профессиональные ручные ПК. В настоящее время для подготовки программ, рассчитанных на другие платформы, пригодна лишь версия Visual C++, совместимая с любой из них. Поэтому в нашей статье мы рассмотрим только среду программирования Visual C++, хотя не исключено, по множеству причин читатель предпочтет какой-то другой из языков.

Прежде чем приступить к разработке программы для Windows CE на языке Си или Си++, нужно установить стандартную версию Visual C++ (5.0 или 6.0) для настольных ПК, а затем расширение Visual C++ для Windows CE, которое поставляет Microsoft. Оно содержит компиляторы для всех возможных ЦП, с которыми работает Windows CE, а также версии MFC и ATL, рассчитанные на устройства РПК. Это расширение позволяет составлять программы и для ПК, просто благодаря ему увеличивается перечень целевых платформ и появляется возможность разработки приложений для Windows CE.

Кроме того, для компиляции Windows CE-программы, ориентированной на конкретную платформу, по-прежнему необходимы include- и lib-файлы, поэтому, если программа предназначена для стандартной горизонтальной платформы, следующим шагом будет установка конкретного комплекта SDK для нее. Такие SDK для разных платформ бесплатно предоставляет Microsoft, и их можно переписать с Web-узла компании (www.microsoft.com/windowsce/downloads/pccompanions/default.asp). В комплект поставки пакета Visual C++ для Windows CE обычно входит компакт-диск с SDK для РПК, но все же стоит проверить, нет ли на Web-узле компании более свежей версии.

Для переноса Windows CE на новую аппаратную платформу Microsoft предлагает еще один инструмент - Windows CE Platform Builder - преемник набора Embedded Toolkit, который применялся в более ранних версиях Windows CE. С помощью данного инструмента можно представить операционную систему в формате библиотеки объектов, с тем чтобы разработчик разбил ее на компоненты и подготовил версию этой ОС для конкретной платформы. В состав Platform Builder входят также инструменты для формирования SDK, рассчитанного на конкретную платформу, для которой подготавливается разбитая на компоненты операционная система.