Смекни!
smekni.com

Использование ЭВМ при обучении математике (стр. 5 из 8)

-“Помощь”, раздел, который содержит в себе справочник по теоретическим основам темы “Векторы на плоскости”;

- Теоретический тренажер по теме “Векторы на плоскости”, позволяющий проводить тестирование испытуемого по практическим навыкам решения задач.

Но это лишь описание структуры уже готовой программы. Хочется сказать, что автор делает основной упор программы на некоторые аспекты проведения текущего контроля знаний.

В настоящее время новые информационные технологии (НИТ), базирующиеся на деятельностном подходе к обучению, призваны стать мощным инструментом в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Анализ советского и зарубежного опыта показывает, что проблема использования НИТ не может быть решена только за счет развития техники, так как компьютер сам по себе не определяет реальной среды обучения. Новые технологии обучения порождают новые формы учения, психологический подход к содержанию урока и специфичное учебное содержание.

Причины возникновения компьютерных учебников и их внедрение в учебный процесс связано с появлением ряда проблем, которые оказались неразрешимыми существующим методологическим подходом к уроку, учебному курсу.

Для разработки и внедрения комплекса компьютерных программ в учебный процесс предусматривалось следующее функциональное назначение:

- организация практических занятий, в которых посредством компьютерного учебника осуществлялась связь: ученик <=> компьютер <=> учитель;

- усиление пропедевтического подхода в учебном курсе;

- увеличение интенсивности учебной деятельности, как на уроке так и дома, которое диктуется внедрением компьютера в саму учебную деятельность, с одновременным снятием с учащегося рутинных работ;

- расширение класса решаемых задач с увеличением наглядности обучения;

- контроль за учебной деятельностью обучаемого;

- возможность оценки освоения материала с одновременным анализом деятельности учащегося.

Выходными данными после прохождении программы есть протокол работы учащегося написанный в доступном виде (состоит из реальных ответов ученика). На основе полученных данных можно провести контроль данных как указано выше и конечно же поставить “стандартную” школьную отметку. Важно и то, что компьютерный учебник ученик может использовать и как незаменимый помощник при подготовке к экзамену, зачету, чтобы выявить свой уровень знаний.

Структура программы. Интерфейс пользователя.

Комплекс обучающих программ по теме “Векторы на плоскости” состоит из следующих программ:

* Сложение векторов. Учащемуся предлагается построить два вектора на координатной плоскости, ввести их координаты и посчитать координаты вектора суммы. Затем учащемуся предлагается построить вектор суммы.

* Вычитание векторов. Учащемуся предлагается построить два вектора на координатной плоскости, ввести их координаты и посчитать координаты вектора разности. Затем учащемуся предлагается найденный вектор суммы.

* Умножение вектора на число. Учащемуся предлагается построить вектора на координатной плоскости, ввести его координаты и посчитать координаты вектора равного произведению построенного вектора и числу загаданному компьютером. Затем учащемуся предлагается построить вектор произведения.

Каждая программа состоит из 10 однотипных заданий.

Все три программы имеют одинаковый внешний вид.

При входе в выбранную программу в правой части экрана появляется задание которое необходимо выполнить. В левой части экрана появляется изображение координатной плоскости. В правом верхнем углу нарисовано 10 яблок, которые являются индикатором степени выполняемости заданий. Если в процессе выполнения задания учащийся не допускает ошибок, то яблоко закрашивается в красный цвет, если учащийся допустил 1 ошибку яблоко приобретает желтую окраску, 2 ошибки - зеленый цвет, 3 ошибки - синий, 4 и более ошибок - белый.

Рассмотрим вариант программы (Умножение вектора на число). При запуске программы на в левой части экрана изображается координатная плоскость и стрелочка-курсор. Учащийся при помощи клавиш управления курсором перемещает стрелочку до места, где он предполагает отметить начало вектора и нажимает клавишу <ПРОБЕЛ>, тем самым отмечая на координатной плоскости начало вектора. Затем аналогичным образом он отмечает конец вектора. После этого все события переходят в правую часть экрана, где испытуемому предлагается указать координаты построенного вектора. При неправильном указании координат испытуемому предлагается повторить ввод координат.

На следующем этапе работы с программой учащемуся предлагается ввести координаты вектора произведения равного произведению построенного испытуемым вектора на число загаданное компьютером. При правильном построении на экране появляется сообщение о количестве ошибок и предлагается выполнить следующее задание.

Выйти из программы можно нажав клавишу <Esc>.

Программы построены таким образом, что от пользователя практически не требуется никаких навыков работы с персональным компьютером, благодаря удачному пользовательскому интерфейсу. В каждой программе выходными данными является количество ошибок за тестирование. Количество ошибок не говорит о точном оценивании знаний учащегося, так как неизвестен “уровень претензий” предъявляемых к тестируемому.

Благодаря обширной системе подсказок пользователь может в том или ином месте программы нажав клавишу <F1> получить всегда хорошую помощь в виде сообщения на экране.

Программа написана на языке программирования Qbasic. Программа требует для работы персональной компьютер совместимый с IBM PC386 и выше. Обязательно должен быть загружен драйвер кириллицы.

§3. Приложения

Приложение №1

Файл - modul.bas

REM ГЛАВНОЕ МЕНЮ

CLS

FILEHLP$ = "GLMENU.HLP"

menuha:

'вывод на экран меню

baz$ = "menu.dat"

dlin = 30

m = 1

GOSUB menu

IF rez1$ = "Работа в системе" THEN GOTO rmp

IF cur = 2 THEN GOSUB reklama

IF rez1$ = "Выход" THEN CLS : SYSTEM

GOTO menuha

rmp:

REM вывод на экран меню с темами

baz$ = "prog.dat"

baz$ = parh$ + baz$

dlin = 30

GOSUB menu

finalshow:

OPEN "bat.bat" FOR OUTPUT AS #1

FOR i = 1 TO LEN(rez2$)

IF MID$(rez2$, i, 1) = "." THEN rash$ = MID$(rez2$, i + 1, 3)

NEXT i

PRINT #1, "@echo off "

IF rash$ = "bas" THEN PRINT #1, "@qbasic.exe /run "; rez2$

IF rash$ = "com" OR rash$ = "exe" OR rash$ = "bat" THEN PRINT #1, rez2$

PRINT #1, "@del bat.bat"

CLOSE #1

CLS

SYSTEM

reklama:

OPEN FILEHLP$ FOR INPUT AS #1

S = 0

DO

ON ERROR GOTO 0

LINE INPUT #1, stran$

S = S + 1

LOOP UNTIL EOF(1)

CLOSE #1

IF FIX(S / 18) >= (S / 18) THEN KS = FIX(S / 18) ELSE KS = FIX(S / 18) + 1

DIM stran$(S)

OPEN FILEHLP$ FOR INPUT AS #1

FOR i = 1 TO S

ON ERROR GOTO 0

LINE INPUT #1, stran$(i)

NEXT i

CLOSE #1

NS = 1

GOSUB stran

obrabotka:

A$ = INKEY$

IF A$ = CHR$(0) + CHR$(73) THEN NS = NS - 1: GOSUB stran

IF A$ = CHR$(0) + CHR$(81) THEN NS = NS + 1: GOSUB stran

IF A$ = CHR$(27) THEN ERASE stran$: RETURN

GOTO obrabotka

stran:

IF NS < 1 THEN NS = 1: RETURN

IF NS > KS THEN NS = KS: RETURN

n = 18 * NS

'SLC:

LOCATE 1, 1

PRINT "г"; STRING$(64, "="); "T=============¬"

PRINT "¦"; STRING$(15, " "); : COLOR 15, 0: PRINT "ИНФОРМАЦИОННО - СПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА"; : COLOR 7, 0: PRINT STRING$(15, " ");

IF NS < 10 THEN PRINT "¦ Страница "; NS; "¦" ELSE PRINT "¦ Страница"; NS; "¦"

PRINT "¦"; STRING$(64, " "); "L=============¦"

FOR i = n - 17 TO n

IF i > S THEN PRINT "¦"; STRING$(78, " "); "¦" ELSE PRINT "¦ "; stran$(i); STRING$((76 - LEN(stran$(i))), " "); "¦"

NEXT i

PRINT "L"; STRING$(78, "="); "-"

COLOR 1, 7: PRINT " Выход - Esc ";

IF NS = 1 THEN COLOR 8, 7 ELSE COLOR 1, 7

PRINT " Предыдущая страница - PageUp ";

IF NS = KS THEN COLOR 8, 7 ELSE COLOR 1, 7

PRINT " Следующая страница - PageDown "

COLOR 7, 0

RETURN

menu:

COLOR 7, 0

CLS

OPEN baz$ FOR INPUT AS #2

DIM mas$(150, 2)

INPUT #2, R$

i = 0

DO

i = i + 1

INPUT #2, mas$(i, 1)

INPUT #2, mas$(i, 2)

LOOP UNTIL EOF(2)

CLOSE #2

m = i

IF m > 10 THEN m = 10

R = INT((25 - m) / 2)

nashalo:

u = 1: cur = 1: cur1 = 1

uold = LEN(R$): uold = dlin - uold: uuold = INT(uold / 2): uuuold = uold - uuold

R1$ = STRING$(uuuold, "=") + R$ + STRING$(uuold, "=") ' Формирование заголовка таблицы

tablisha:

LOCATE R, 1

PRINT STRING$(21, " "); "г"; R1$; "¬"

PRINT STRING$(21, " "); "¦"; STRING$(dlin, " "); "¦"

schet = 0

FOR t = u TO u + m - 1

schet = schet + 1

COLOR 7, 0: PRINT STRING$(21, " "); "¦";

IF cur1 = schet THEN COLOR 0, 7

' установка стандартной длинны фразы

uold = LEN(mas$(t, 1)): uold = dlin - uold: uuold = INT(uold / 2): uuuold = uold - uuold

t$ = STRING$(uuuold, " ") + mas$(t, 1) + STRING$(uuold, " ")

PRINT t$;

COLOR 7, 0: PRINT "¦"

NEXT t

PRINT STRING$(21, " "); "L"; STRING$(dlin, "="); "-"

GOSUB smotr

chetire:

kbd$ = INKEY$

flag = 0

SELECT CASE kbd$

CASE CHR$(0) + "H": cur = cur - 1: cur1 = cur1 - 1: flag = 1

CASE CHR$(0) + "P": cur = cur + 1: cur1 = cur1 + 1: flag = 1

CASE CHR$(0) + CHR$(61): GOTO dopoln

CASE CHR$(13): GOTO final

CASE CHR$(27): CLS : SYSTEM

END SELECT

IF flag = 0 THEN GOTO chetire

IF cur = 0 THEN u = i - m + 1: cur = i: cur1 = m: GOTO tablisha

IF cur = i + 1 THEN GOTO nashalo

IF cur1 = 0 THEN u = u - 1: cur1 = 1

IF cur1 = m + 1 THEN : u = u + 1: cur1 = m

GOTO tablisha

smotr:

LOCATE 1, 1: COLOR 15, 3: PRINT STRING$(80, " ")

ddl = (80 - LEN(mas$(cur, 2))) / 2

LOCATE 1, 1: COLOR 15, 3: PRINT STRING$(ddl, " "); mas$(cur, 2)

COLOR 7, 0

RETURN

final:

rez1$ = mas$(cur, 1)

rez2$ = mas$(cur, 2)

ERASE mas$

RETURN

dopoln:

CLS

LOCATE 10, 20: COLOR 7, 0: PRINT "Добавление новой темы в меню"

LOCATE 12, 10: COLOR 7, 0: PRINT "Для отмены нажмите <Esc> или <F3> для продолжения"

mmm:

kbd$ = INKEY$

SELECT CASE kbd$

CASE CHR$(0) + CHR$(61): GOSUB pop

CASE CHR$(27): CLS : GOTO rmp

END SELECT

GOTO mmm

pop:

CLS

LOCATE 10, 10: COLOR 7, 0

PRINT "Введите название новой темы"

LOCATE 12, 10

PRINT "Введите имя файла"

COLOR 0, 7

LOCATE 10, 40: PRINT STRING$(31, " ")

LOCATE 12, 40: PRINT STRING$(31, " ")

LOCATE 10, 40: INPUT "", a1$

LOCATE 12, 40: INPUT "", a2$

ERASE mas$

CLS

OPEN baz$ FOR APPEND AS #1

PRINT #1, a1$

PRINT #1, a2$

CLOSE #1

GOTO rmp

Приложение №2

Файл - vector1.bas

REM СУММА ВЕКТОРОВ

'Константы

speed = 800 'Скорость

FILEHLP$ = "vector.hlp"

filerez$ = "vector.rez"

oshibka = 0 'Общее количество ошибок

k = 10 'Длина пера вектора

k1 = 3 'Ширина пера вектора

radius = 2 'Радиус начала вектора

zakr = 1 'Закраска начала вектора

zakrstr = 1 'Закраска стрелки вектора

c = 12 'Цвет стрелки - курсора