Смекни!
smekni.com

Сразу оговоримся, что Cubase третьего поколения могут писать и воспроизводить как MIDI, так и "живой" звук. но мы пока будем говорить только о том, что имеет отношение к MIDI.

После того, как все необходимые настройки были произведены, можно начинать творить. Есть два способа создавать музыку в Cubuse. Ее можно записать, играя на чем-нибудь, что имеет MIDI выход, например, MIDI клавиатура или MIDI гитара. Можно даже наигрывать что-либо в барабанные пейджи, разумеется имея конвертер. Второй

Cubase

тактов он отсчитает, прежде чем начнется запись.

Precouht. Поставя галочку напротив данного окошка, вы активизируете следующие находящиеся под ним опции.

Bars. В этом окне вы определяете количество тактов для Prerecord и Preroll.

From MasterTrack. В этом окошке вы определяете, откуда метроном будет брать размер и темп. О MasterTrack мы поговорим позже, но галочку напротив данной строки вы все же поставьте, хотя Cubase все равно будет делать поправку на начальные установки темпа и размера, указанные в соответствующих окошках Transport Bar.

Signature. Здесь вы определяете размер (3/4, 4/4 и т.п.) для MasterTrack, но, как и в вышеописанном случае Cubase сделает поправку на текущую установку в окне Temp в Transport Bar.

Prerecord. Когда этот пункт активен, метроном, прежде чем начать запись, отсчитает столько тактов, сколько указано в окне Bars.

Preroll. Когда поставлена галочка напротив этого пункта, запись будет начинаться не с точки левого локатора (об этом ниже), а раньше на то количество тактов, какое указано в Precouht.

Веер. Если эта опция активна, то звук метронома будет посылаться на встроенный динамик вашего компьютера.

MIDI Click. Активизировав данную опцию, вы можете назначить на метроном любой звук из имеющихся в вашем звуковом модуле, звуковой карте или синтезаторе, сделав определенные назначения в нижеследующих строках:

High Note - первая доля такта. В этом окошке вы можете назначить ноту на первую, сил ьную долю такта, которой будет играть метроном. Можно нажать в поле окна правую или левую кнопку мыши и держать до тех пор, пока нужная нота не высветится в окошке, а можно щелкнуть два раза мышью, сразу ввести нужную ноту, напечатав ее с компьютерной клавиатуры.

High Velocity - в этом окошке вы назначаете Velocity, с которым будет играться первая доля такта. Подробней о Velocity ниже, а пока замечу, что чем больше число в окошке, тем громче звучит воспроизводимая нота.

Lov Note - все как и в High Note, только для остальных, слабых долен такта.

Lov Velocity - все как и в High Velocity, но опять же не для сильной доли, а для всех остальных долей такта.

Channel - в этом окошке вы указываете номер MIDI канала, в котором и звуком пэтча, назначенного на этот канал будет отсчитывать метроном.

Outputs - здесь вы указываете драйвер того устройства, звук которого будет использоваться метрономом.

На будущее: Cubase программа не из тупых, поэтому если вам какие-то пункты и действия в них пока не понятны, оставляйте все настройки по умолчанию. В большинстве случаев они такие, какие и должны быть. Так, например, в случае с метрономом, активизировав пункт MIDI Click, укажите лишь в окошке Outputs нужное вам устройство и больше ничего не меняйте. За редким исключением это проходит.

Мы толчемся и толчемся у самого начала вашей первой записи, но все время находятся какие-то новые и новые пунктики и условия, которые просто необходимо знать, чтобы не удивляться потом: "А чего это он (Cubcise ) наделал"? Так и сейчас, вот уже, казалось бы, можно нажать заветную кнопку и записывать, записывать.., но нет, есть еще одна тонкость. Вверху, над рабочим полем Cubcise вы можете наблюдать узкую черную или белую полосу (в зависимости от настроек Prcferens) с делениями. Подведите в ее поле курсор и нажмите левую кнопку мыши. Тут же к позиции курсора перескочит маленький квадратик с буквой "L" в нем и вертикальной полоской, которая устремилась вниз, пересекая рабочее поле Cubase. Переведите курсор чуть правее и нажмите правую кнопку мыши. Все как и в случае с левой кнопкой, только во втором маленьком квадратике с полоской, устремившейся вниз, стоит буква "R". Так вот, уважаемые пользователи Cubase - это не простые квадратики, это локаторы, правый и левый, и в дальнейшем они вам очень пригодятся. На текущий же момент просто надо знать, что запись в большинстве случаев происходит от позиции левого локатора, и если вы хотите, чтобы она протекала нормально, правый локатор всегда должен находиться правее левого локатора. Проверьте еще раз, все ли у вас в порядке, переведите дух и нажимайте запись (прямоугольную кнопку в правой части Transport Bar с красной точкой посередине или самый правый Enter на компьютерной клавиатуре). Нет, подождите. Правее названий треков в узкой колонке ниже буквы "С" напротив каждого трека должен быть нарисован какой-нибудь рисуночек. По умолчанию обычно символ ноты. Он-то вам и нужен. Если вместо ноты стоит другой символ, то нажмите какую-нибудь из кнопок мыши в поле символа, который вы желаете сменить, и из появившегося списка выберите символ ноты. Кстати, взявшись мышью за заголовки между Track Info и рабочим полем Cubase, вы можете перетащить их правее или левее других колонок. Вот теперь можно записывать. В зависимости от условий, выставленных вами в Metronome, запись начнет осуществляться сразу или через определенное количество тактов, указанное в Precouht. Чтобы хоть что-нибудь записалось, надо, что-нибудь играть. Нажимайте, пожалуйста, клавиши на вашей клавиатуре в том ритме и той последовательности, которые для вас более всего удобны, но не делайте это слишком долго. Посчитав, что сыграли достаточно, нажмите стоп - среднюю клавишу с желтым квадратом посередине или пробел или Ins на компьютерной клавиатуре. Если все действия были выполнены вами правильно, то сразу после того, как вы нажали стоп в рабочем поле Cubcise, напротив названия того трека, в котором вы осуществляли запись, появилась продолговатая полоска и не просто полоска, а часть - самый маленький структурный музыкальный элемент, который при выходе из Cubase

уже можно запомнить и в следующий раз зайдя в него, вызвать вновь и слушать, слушать... Ура, ура, первая запись осуществилась. Если вы пожелаете, то нажав Alt на компьютерной клавиатуре и щелкнув два раза левой кнопкой мыши в поле части, вы в появившемся окошке можете ввести любое название, какое пожелаете. Если вы установите правый локатор (левый уже стоит в начале части) в какое-нибудь место правее левого локатора и нажмете на Transport Bar кнопку Cucle (кнопка с рисунком круговой стрелки), то, доиграв до этого места, Cubase начнет проигрывать то, что вы записали с позиции левого локатора. Не обязательно, чтобы левый локатор находился в начале части. И правый, и левый локаторы могут находиться где угодно с одним лишь условием - правый локатор должен быть расположен правее левого. Включите Cubase на воспроизведение, нажав кнопку с символом стрелки, указывающей вправо в нижнем ряду кнопок в Transport Bar, и давайте посмотрим, что вы можете сделать с вашей частью в окне Track Info.

Сюрприз: Подавляющее большинство операций за редким, очень редким исключением, таким редким, что я даже затрудняюсь привести пример,в Cubase выполняется в реальном времени. Что это значит? А значит это то, что для того, чтобы выполнить желаемую процедуру, не обязательно останавливать воспроизведение. Пусть себе играет, Cubase все сделает и во время игры.

ОКОШКИ PART INFO. (сверху вниз)

Первое окошко никак не называется и показывает название той части.или трека, которые вы редактируете. Я не оговорился, именно части или трека, ибо когда вы выбираете часть (просто щелкните на ней мышью), строка Track Info поменяет название на Part Info. И вот зачем это нужно. В пределах одного трека у вас может существовать несколько частей. Предположим, что сначала вы записали часть с первого по четвертый такт, потом с пятого по восьмой. Потом вы скопировали первую часть и поставили ее после второй и т.д. Так вот, в пределах одного трека каждая часть может быть настроена и н д и в и д у а л ь н о. Проще всего это делать (производить настройки) в нижеследующих окнах Track InfoVPart Info.

Instrument. Совокупность номера пэтча и номера MIDI канала. Подробно это описано в главах про модули Cubase.

Output. Здесь вы выбираете, звуком какого синтезатора или звукового модуля будет играть редактируемая часть.

Chan. В этом окне можно указать номер MIDI канала, на котором редактируемая часть будет воспроизводиться.

В Cubase все можно (да это и удобно) делать мышью. Если вы хотите поменять что-нибудь, щелкните в это "что-нибудь" мышью и присмотритесь. Если выпало меню, выберите в нем желаемое. Если меню не выпало, значит значение меняемого изменилось, причем в большую сторону, если вы щелкнули левой кнопкой мыши, и в меньшую сторону если вы щелкнули правой кнопкой. Если значение параметра меняется щелканьем кнопок мыши, то в большинстве случаев можно щелкнуть левой кнопкой мыши два раза и ввести значение параметра непосредственно с компьютерной клавиатуры. Это нужно запомнить, потому что в дальнейшем я не буду вам расписьшать, в мельчайших подробностях что и как нажимать, а просто намекну, что это можно сделать. А раз это можно сделать, то мышью.

Bank. Если в вашем синтезаторе или звуковом модуле присутствуют банки, то их можно менять именно в этом окне.

Prg. В этом окошке вы выбираете звук (номер петча), которьм будут звучать ноты части.

Volume. Здесь вы указываете громкость воспроизводимых нот части.

Transp. В этом окне вы можете менять тональность воспроизведения нот в редактируемой части. Каждая единичка изменения повышает или понижает тональность на полутон.

Velocity. В этом окошке вы можете указать минимальную "силу удара по клавише". Когда вы играли и записывали это, то одни ноты, извлекаемые вами, были громче, другие тише, то есть они воспроизводились и соответственно записывались с разным Velocity. Предположим что некая нота записалась с Velocity, равным 36, а другая с Velocity, равным 64. Если в окошке Velocity вы поставите 48, то нота с Velocity 36 прозвучит с Velocity 48, а нота с Velocity 64 прозвучит без изменении. Замечу, что данная функция не подменяет динамику удара по клавише, а лишь повышает или понижает ее на число установленное в окошке. Кстати, многие параметры могут принимать и отрицательные значения.