Смекни!
smekni.com

Содержание

1. Назначение и применение JavaScript, общие сведения

1.1 Вступление

1.2 Понятие объектной модели применительно к JavaScript

1.2.1 Cвойства

1.2.2 Методы

1.2.3 События

1.3 Размещение кода на HTML-странице

1.4 URL-схема JavaScript

1.5 Обработчики событий

1.6 Подстановки

1.7 Вставка (контейнер SCRIPT - принудительный вызов интерпретатора)

1.7.1 Размещение кода внутри HTML-документа

1.7.2 Условная генерация HTML-разметки на стороне браузера

1.8 Иерархия классов

2 Программируем свойства окна браузера

2.1 Поле статуса

2.2 Программируем status

2.3 Программируем defaultStatus

2.4 Поле location

2.4.1 Свойства

2.4.2 Методы

2.4.3 История посещений (History)

2.4.4 Тип браузера (объект Navigator)

2.5 Управление окнами

2.5.1 window.alert()

2.5.2 window.confirm()

2.5.3 window.prompt()

2.5.4 window.open()

2.5.5 window.close()

2.5.6 window.focus()

2.5.7 window.setTimeout()

2.5.8 window.clearTimeout

2.6 Фреймы (Frames)

2.6.1 Иерархия фреймов

2.6.2 Именование фреймов

2.6.3 Передача фокуса во фрейм


1. Назначение и применение JavaScript, общие сведения

1.1 Вступление

Гипертекстовая информационная система состоит из множества информационных узлов, множества гипертекстовых связей, определенных на этих узлах и инструментах манипулирования узлами и связями. Технология World Wide Web - это технология ведения гипертекстовых распределенных систем в Internet, и, следовательно, она должна соответствовать общему определению таких систем. Это означает, что все перечисленные выше компоненты гипертекстовой системы должны быть и в Web.

Web, как гипертекстовую систему, можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как совокупность отображаемых страниц, связанных гипертекстовыми переходами (ссылками - контейнер ANCHOR). Во-вторых, как множество элементарных информационных объектов, составляющих отображаемые страницы (текст, графика, мобильный код и т.п.). В последнем случае множество гипертекстовых переходов страницы - это такой же информационный фрагмент, как и встроенная в текст картинка.

При втором подходе гипертекстовая сеть определяется на множестве элементарных информационных объектов самими HTML-страницами, которые и играют роль гипертекстовых связей. Этот подход более продуктивен с точки зрения построения отображаемых страниц "на лету" из готовых компонентов.

При генерации страниц в Web возникает дилемма, связанная с архитектурой "клиент-сервер". Страницы можно генерировать как на стороне клиента, так и на стороне сервера. В 1995 году специалисты компании Netscape создали механизм управления страницами на клиентской стороне, разработав язык программирования JavaScript.

Таким образом, JavaScript - это язык управления сценариями просмотра гипертекстовых страниц Web на стороне клиента. Если быть более точным, то JavaScript - это не только язык программирования на стороне клиента. Liveware, прародитель JavaScript, является средством подстановок на стороне сервера Netscape. Однако наибольшую популярность JavaScript обеспечило программирование на стороне клиента.

Основная идея JavaScript состоит в возможности изменения значений атрибутов HTML-контейнеров и свойств среды отображения в процессе просмотра HTML-страницы пользователем. При этом перезагрузки страницы не происходит.

На практике это выражается в том, что можно, например, изменить цвет фона страницы или интегрированную в документ картинку, открыть новое окно или выдать предупреждение.

Название "JavaScript" является собственностью Netscape. Реализация языка, осуществленная разработчиками Microsoft, официально называется Jscript. Версии JScript совместимы (если быть совсем точным, то не до конца) с соответствующими версиями JavaScript, т.е. JavaScript является подмножеством языка JScript.

JavaScriptстандартизован ECMA (EuropeanComputerManufacturersAssociation - Ассоциация европейских производителей компьютеров). Соответствующие стандарты носят названия ECMA-262 и ISO-16262. Этими стандартами определяется язык ECMAScript, который примерно эквивалентен JavaScript 1.1. Отметим, что не все реализации JavaScript на сегодня полностью соответствуют стандарту ECMA. В рамках данного курса мы во всех случаях будем использовать название JavaScript.

1.2 Понятие объектной модели применительно к JavaScript

Для создания механизма управления страницами на клиентской стороне было предложено использовать объектную модель документа. Суть модели в том, что каждый HTML-контейнер - это объект, который характеризуется тройкой:

· свойства;

· методы;

· события.

Объектную модель можно представить как способ связи между страницами и браузером. Объектная модель - это представление объектов, методов, свойств и событий, которые присутствуют и происходят в программном обеспечении браузера, в виде, удобном для работы с ними кода HTML и исходного текста сценария на странице. Мы можем с ее помощью сообщать наши пожелания браузеру и далее - посетителю страницы. Браузер выполнит наши команды и соответственно изменит страницу на экране.

Объекты с одинаковым набором свойств, методов и событий объединяются в классы однотипных объектов. Классы - это описания возможных объектов. Сами объекты появляются только после загрузки документа браузером или как результат работы программы. Об этом нужно всегда помнить, чтобы не обратиться к объекту, которого нет.

1.2.1 Cвойства

Многие HTML-контейнеры имеют атрибуты. Например, контейнер якоря <A ...>...</A> имеет атрибут HREF, который превращает его в гипертекстовую ссылку:

<A HREF=intuit.htm>intuit</A>

Если рассматривать контейнер якоря <A ...>...</A> как объект, то атрибут HREF будет задавать свойство объекта "якорь". Программист может изменить значение атрибута и, следовательно, свойство объекта:

document.links[0].href="intuit.htm";

Не у всех атрибутов можно изменять значения. Например, высота и ширина графической картинки определяются по первой загруженной в момент отображения страницы картинке. Все последующие картинки, которые заменяют начальную, масштабируются до нее. Справедливости ради следует заметить, что в Microsoft Internet Explorer размер картинки может меняться.

Для общности картины свойствами в JavaScript наделены объекты, которые не имеют аналогов в HTML-разметке. Например, среда исполнения, называемая объектом Navigator, или окно браузера, которое является вообще самым старшим объектом JavaScript.

1.2.2 Методы

В терминологии JavaScript методы объекта определяют функции изменения его свойств. Например, с объектом "документ" связаны методы open(),write(), close(). Эти методы позволяют сгенерировать или изменить содержание документа. Приведемпростойпример:

function hello()

{

id=window.open("","example","width=400, height=150");

id.focus(); id.document.open();

id.document.write("<H1>Привет!</H1>");

id.document.write("<HR><FORM>");

id.document.write("<INPUT TYPE=button VALUE='Закрыть окно' ");

id.document.write("onClick='window.opener.focus();

window.close();'>");

id.document.close();

}

В этом примере метод open() открывает поток записи в документ, метод write() осуществляет эту запись, метод close() закрывает поток записи в документ. Все происходит так же, как и при записи в обычный файл. Если у окна есть поле статуса (обычно в нем отображается уровень загрузки документа), то при незакрытом потоке записи в документ в нем будет "метаться" прямоугольник продолжения записи, как это происходит при загрузке документа.

1.2.3 События

Кроме методов и свойств объекты характеризуются событиями. Собственно, суть программирования на JavaScript заключается в написании обработчиков этих событий. Например, с объектом типа button (контейнер INPUT типа button - "Кнопка") может происходить событие click, т.е. пользователь может нажать на кнопку. Для этого атрибуты контейнера INPUT расширены атрибутом обработки события click - onClick. В качестве значения этого атрибута указывается программа обработки события, которую должен написать на JavaScript автор HTML-документа:

<INPUT TYPE=button VALUE="Нажать" onClick=

"window.alert('Пожалуйста, нажмите еще раз');">

Обработчики событий указываются в тех контейнерах, с которыми эти события связаны. Например, контейнер BODY определяет свойства всего документа, поэтому обработчик события завершения загрузки всего документа указывается в этом контейнере как значение атрибута onLoad.

Примечание. Строго говоря, каждый браузер, будь то Internet Explorer, Netscape Navigator или Opera, имеет свою объектную модель. Объектные модели разных браузеров (и даже разные версии одного) отличаются друг от друга, но имеют принципиально одинаковую структуру. Поэтому нет смысла останавливаться на каждой из них по отдельности. Мы будем рассматривать общий подход применительно ко всем браузерам, иногда, конечно, заостряя внимание на различиях между ними.

1.3 Размещение кода на HTML-странице

Главный вопрос любого начинающего программиста: "Как оформить программу и выполнить ее?". Попробуем на него ответить как можно проще, но при этом не забывая обо всех способах применения JavaScript-кода.

Во-первых, исполняет JavaScript-код браузер. В него встроен интерпретатор JavaScript. Следовательно, выполнение программы зависит от того, когда и как этот интерпретатор получает управление. Это, в свою очередь, зависит от функционального применения кода. В общем случае можно выделить четыре способа функционального применения JavaScript:

· гипертекстовая ссылка (схема URL);

· обработчик события (handler);

· подстановка (entity) (в Microsoft Internet Explorer реализована в версиях от 5.X и выше);

· вставка (контейнер SCRIPT).

В учебниках по JavaScript описание применения JavaScript обычно начинают с контейнера SCRIPT. Но с точки зрения программирования это не совсем правильно, поскольку такой порядок не дает ответа на ключевой вопрос: как JavaScript-код получает управление? То есть каким образом вызывается и исполняется программа, написанная на JavaScript и размещенная в HTML-документе.

В зависимости от профессии автора HTML-страницы и уровня его знакомства с основами программирования возможны несколько вариантов начала освоения JavaScript. Если вы программист классического толка (С, Fortran, Pascal и т.п.), то проще всего начинать с программирования внутри тела документа, если вы привыкли программировать под Windows, то в этом случае начинайте с программирования обработчиков событий, если вы имеете только опыт HTML-разметки или давно не писали программ, то тогда лучше начать с программирования гипертекстовых переходов.