После женитьбы Билл Гейтс стал уделять больше внимания благотворительности. Например, один миллиард он пожертвовал на стипендии для талантливых студентов и 750 000 долларов на развитие вакцинации. В 2000 году Гейтс передал свои полномочия давнему другу и коллеге Стиву Болмеру в связи с антитрестовым иском против фирмы Microsoft. Теперь Билл Гейтс занимается тем, что он больше всего любит, так как у него новая должность — главного разработчика структуры системы программного обеспечения. Безусловно, это не первый судебный процесс, и что бы ни инкриминировали компьютерному гению, он не смирится с поражением. Он привык только к победам, поэтому с оптимизмом смотрит в будущее.
Билл Гейтс уверен, что c ростом компании и совершенствованием комплектующих компьютеры смогут воспринимать человеческую речь. Компьютеры, распознающие почерк, станут обычным явлением. Многие святые Граали компьютера будут найдены. Речь станет принадлежностью всех компьютеров! Трудно перечислить все, что занимает ум этого гения, стоящего на пороге 50-летия
Рождение "Майкрософт"
Всю свою дальнейшую жизнь если Гейтс и шел на какие-либо компромиссы, то непременным их условием было "боссом буду я".
Эванс, чтобы отвлечься от работы, занимался альпинизмом. Один из его походов окончился трагически. Эванс сорвался и погиб. Это была первая трагедия в жизни Гейтса. До этого, по его признанию, он никогда не думал о смерти. Две недели Билл провел как в тумане, ничего не делая. Смерть Эванса еще больше сблизила Гейтса с Алленом. Аллен убедил его стать, как впоследствии стали говорить, "самым знаменитым недоучкой Гарварда". Вместо диплома Гарвардского университета на свет появилась компания "Майкрософт", которая вначале писалась как "Майкро-Софт". (Был и такой вариант "Аллен энд Гейтс Инк".) Новая компания стала создавать программное обеспечение для только-только входивших в моду персональных компьютеров. Легенда рождения "Майкрософт" гласит: в декабре 1974 года Аллен, ехавший навестить Гейтса в Гарварде, остановился купить в газетном киоске журналы. То, что он нашел в одном из них, навеки изменило его и Гейтса жизнь. На обложке журнала "Популярная электроника" красовалась фотография Altair-8080, а над ней крупным шрифтом было написано: "Первый в мире микрокомпьютер, способный состязаться с коммерческими моделями". С этим номером журнала Аллен ворвался в общежитие к Гейтсу. Оба они немедленно поняли, какие горизонты открывались перед ними. Они осознали, что вот-вот - и рынок "домашних" компьютеров распустится пышным цветом, а миллионам людей потребуется программное обеспечение. Через несколько дней Гейтс связался с производителем Altair - компанией MITS - и сообщил, что вместе с Алленом создал версию языка программирования Basic, которая может быть использована в Altair. Гейтс сказал неправду. К тому моменту друзья еще не написали ни одной строки кода. Более того, они еще не имели ни Altair, ни его чипа. MITS, не знавшая об этом, ответила, что заинтересована в предложении Гейтса. И вот друзья приступили к авральной работе над Basic. Над кодом работал Гейтс, Аллен симулировал действия Altair на школьном компьютере PDP-10. Полтора месяца спустя программа была готова. Аллен повез ее в MITS. И там он впервые прикоснулся к Altair. Свершилось чудо - программа друзей сработала! Контракт был заключен. "Родился рынок программного обеспечения!" - воскликнул Гейтс. Вместе с ним родилась и "Майкрософт".
Еще в Гарварде Гейтс сблизился со Стивом Баллмером, который впоследствии стал членом мозгового треста Гейтса, а когда Гейтс решил вновь сосредоточиться на творчестве, он передал Баллмеру бразды правления "Майкрософт", сделав его президентом компании и директором по информационным технологиям (CIO). Гейтс позвал Баллмера в 80-е годы, когда "Майкрософт" настолько разрослась, что потребовался "нетехнический" менеджер. Гейтс переманил его у компании Procter & Gamble. Друзья часто цапались. Гейтс всегда считал, что конфликты идут на пользу делу. По его мнению, "джентльменство" уводит в сторону от сути проблемы. Поэтому он разрешает своим подчиненным оспаривать принятые им решения. В "Майкрософт" это называется "менталитетом математического лагеря".
Когда телефоны молчат
Среди капитанов американского бизнеса обычно различают два типа руководителей. Одни сами хорошо знают природу своего дела, другим необходимы "навигаторы". Гейтс принадлежит к первому типу. Более того, он знает свой бизнес не "вообще", а знаком со всеми его тонкостями. Поэтому и решения Гейтс принимает не "вообще". Он на равных обсуждает с экспертами и квантовую физику, и генную инженерию. Как говорит один из его помощников, "Билл не боится умных людей. Боится он только дураков". Характер босса определяет и кадровую политику "Майкрософт". Людей берут с учетом их IQ и "интеллектуальных горизонтов". Причем в качестве идеала служит сам Билл Гейтс. Гейтс предпочитает брать на работу блестящие, хотя и малоопытные "молодые мозги", не слишком перегруженные опытом. Таких в "Майкрософт" называют "клонами Билла". Принимаемых на работу экзаменуют не столько на знание предмета, сколько на смекалку. Например, будущего "клона Билла" спрашивают: сколько раз в среднем вам необходимо перелистать телефонный справочник Нью-Йорка, чтобы найти в нем определенную фамилию?
Подход Гейтса к людям утилитарный. Он может вести с вами длительные интеллектуальные беседы, но "забыть" поинтересоваться, есть ли у вас семья, дети. Последнее его мало интересует в людях.
В офисе Билла Гейтса телефоны звонят редко. Редко звонят они и в других офисах "Майкрософт", которые состоят из 35 малоэтажных зданий, окруженных лужайками и рощами белой ели, что создает впечатление университетского городка. Гейтс предпочитает телефону электронную почту. Он работает на двух компьютерах. День и ночь Гейтс рассылает сотни посланий своим сотрудникам. Кроме того, раз в месяц он встречается со своими топ-менеджерами - группой, которую называют Boop. (Расшифровывается как "Билл и офис президента".) Вообще совещания составляют 70% его рабочего времени. А телефоны молчат.
Личная жизнь
Когда отцы-основатели "Майкрософт" оставались еще холостяками, они увлекались не только интеллектуальными играми, но и бузили, устраивая вечеринки со стриптизершами. Женившись, Гейтс сменил стриптиз на гольф, доказав, что в любой игре намерен только побеждать.
Гейтс женился на Мелинде в первый день 1994 года. Свадьба состоялась на Гавайях, и серенады молодоженам исполнял легендарный певец-кантри Вилли Нельсон.
До Мелинды у Гейтса было одно сильное увлечение. Его роман с Энн Винблад, бизнес-леди, и тоже в области программного обеспечения. Впервые они встретились в 1984 году на компьютерной конференции. Затем у них начался виртуальный роман. Например, живя в разных городах, они в один и тот же день на одном и том же сеансе смотрели один и тот же фильм, а затем по телефону обсуждали его. Энн заставила Билла стать вегетарианцем. (Расставшись с ней, он снова принялся за мясо.) Отдыхая в Бразилии, Энн и Билл проштудировали совместно 1100-страничный учебник Джеймса Уотсона по молекулярной биологии и генетике, а также материалы по биоинженерии. В следующий отпуск в Санта-Барбаре влюбленная парочка слушала записи не романтической музыки, а лекций физика Ричарда Фейнмана из Корнельского университета. Но в 1987 году они расстались. Энн, которая была на пять лет старше Билла, уже дозрела до замужества, а Биллу еще не хотелось связывать себя узами брака. Однако они остались очень близкими друзьями, настолько близкими, что, когда Гейтс решил жениться на Мелинде, он советовался с Энн и даже просил ее добро на брак! Более того, с согласия жены Гейтс один из своих отпусков проводит с Энн. Каждую весну они отправляются на затяжной уик-энд в прибрежный коттедж на Аутер-Бэнкс в Северной Каролине. "Мы обмениваемся мнениями о себе и о мире", - говорит Энн. "Мы обсуждаем проблемы биотехнологии", - замечает Билл. А вот с Мелиндой Гейтс изучает не биотехнологию, а... пение. Впрочем, и им не чужды интеллектуальные забавы. Мелинда и Билл решают 1000-клеточные кроссворды, которые готовят специально для них мастера этого жанра.
И еще Билл очень уважает бридж со своим закадычным другом Уорреном Баффетом. Между прочим, в рейтинге богатых он второй после Билла. Баффет намного старше Гейтса, он уже дедушка и лишь совсем недавно овладел компьютером. В отношениях Гейтса и Баффета - никаких денег, никаких сделок. Правда, оба интересуются миром медиа-бизнеса. В деловых кругах считают, что когда-нибудь Баффет может стать партнером Гейтса в этой области. (Как-то у Гейтса уже была попытка приобрести CNN.)
Филантроп
Иногда Гейтс напоминает гигантского медведя, которого преследует стая охотничьих собак. Конкуренты - Netscape, Oracle, Sun Microsystems. Это почти крестовый поход - не допустить, чтобы мир смотрел в будущее лишь сквозь гейтсовские "окна" - Windows. Гэри Ребак, адвокат по антимонопольным делам из Силиконовой долины, говорит: "Гейтс пытается использовать свою нынешнюю монополию, чтобы затормозить развитие новых технологий. Если "Майкрософт" будет позволено вживить свой веб-браузер в оперативные системы, никто не знает, куда отодвинутся пределы его монополии. Он захватит финансовые трансакции, туристический сервис, все... У них планы монополизировать все, к чему они прикасаются".
Против Гейтса и "Майкрософт" объединяются многочисленные юридические фирмы, Федеральная комиссия по торговле, Министерство юстиции, бывшие друзья, ставшие злейшими врагами. Бывшие единомышленники Гейтса обвиняют его в том, что он своей конкуренцией подорвал и отравил этическую атмосферу сотрудничества хакеров, которая царила на заре персональных компьютеров. Бывший коллега Гейтса Роб Глезер говорит: "Гейтс безжалостный дарвинист. Он не хочет нашей общей победы. Он хочет победы только для себя и поражения для всех остальных". Гейтса приводят в бешенство эти обвинения. "Если бы не наша беспощадность, где бы мы были сейчас? - говорит он. - Oracle и IBM давно бы поглотили нас. А разве Sun, Lotus, Netscape менее беспощадны, чем мы?"