Смекни!
smekni.com

Визуализация инженерных и научных расчетов (стр. 3 из 12)

Имя Смысл/вид Тип.
array Имя отображаемого массива / входной Числовой
status Статус вызова fagl-подпрограммы. В случае успеха равен нулю/ выходной integer(4)
filename Строка, возвращаемая faglGetShareName/ выходной CHARACTER(*)
filename Имя файла без расширения, если файл пишется в директорию, из которой вызвано приложение, либо полное имя файла / входной. CHARACTER(*)
lbnd Массив ранга 1, размер которого равен рангу отображаемого массива / выходной INTEGER(4)
title Строка, отображаемая в заголовке экземпляра AV / входной CHARACTER(*)

Для вызова приведенных выше подпрограмм в использующем их программном компоненте следует выполнить ссылку:

Useavdef ! Ссылка на модуль avdef.f90

Модуль AVDEF содержит интерфейсы fagl-подпрограмм.

Перечисленные подпрограммы обычно используются следующим образом:

1. до отображения массива array вызовите faglStartWatch с параметром array;

2. если необходимо отображать массив, имея нижнюю левую границу, отличную от единицы, примените faglLBound;

3. для отображения сообщения, сопровождающего выводимые данные, вызовите faglName;

4. для запуска AV и отображения массива array вызовите faglShow с первым параметром, равным array. AV будет функционировать до тех пор, пока не выполнена команда faglClose;

5. если хранимые массивом данные подверглись изменениям, то для их отображения вызовите faglClose;

6. для сохранения массива array в виде файла с расширением AGL (ArrayGraphingLanguage) вызовите faglSaveAsFile, использовав array в качестве первого параметра. При этом AV может быть некактивным;

7. при необходимости можно вызвать faglGetShareName и получить строку filename, позволяющую процедурам Avis2D и AvisGrid осуществлять доступ к памяти, занятой массивом.

8. после завершения просмотра массива вызовите faglEndWatch.

Для массивов отображаемых в AV рекомендуется использовать атрибут !DEC$ATTRIBUTESarray_visualizer :: array. Действие этого атрибута таково: память, занимаемая массивом array, используется и AV и приложением. При отсутствии атрибута будут созданы две области данных array и при каждом обновлении массива после вызова faglUpdate данные будут копироваться из области, принадлежащей приложению, в область, используемую AV.

Заметим, что DEC-атрибут ARRAY_VISUALIZER может быть применен только с динамическими объектами, т.е. объектами, обладающими атрибутом PIONTER или ALLOCATABLE.

FAV - подпрограммы.

Fav – подпрограммы управляют AV и обеспечивают взаимодействие AV с приложением. Как правило, fav- и fagl- подпрограммы используются совместно. Fav – подпрограммы подразделяются на группы, имеющие названия:

· запуск AV

· доступ к данным

· зона вывода

· фильтрация данных

· палитра

· оси координат

· выбор

· виды изображений

· 3D вид

· растровая карта

· векторный граф

· отображение данных

· камера

· маркер

· разное

Работа с fav-подпрограммами станет возможной после выполнения ссылки:

Use avviewer

в которой модуль AVVIEWER содержит интерфейсы и константы подпрограмм.

Поскольку fav – подпрограмм очень много (более 100), приведем описание только тех из них, которые используются в программе.

Подпрограмма Что выполняет
Запуск AV
favStartViewer Запускает экземпляр AV
favEndViewer Завершает работу экземпляра AV
Доступ к данным
favSetArray Загружает в AV заданный массив
Фильтрация данных
favUpdate Вызывается, когда нужно обновить изображение, созданное AV, чтобы отобразить изменения, произошедшие с момента последнего обновления данных или начальной загрузки.
Оси координат
favSetDimScale Ассоциирует ось координат с массивом, содержащим разметку оси.
favSetUseAxisLabel Включает/отключает вывод заданных пользователем имен осей координат
favSetAxisLabel Задает имя указанной оси координат.
Виды изображений
favSetGraphType Задает видовой режим
Разное
favSetArrayName Задает текст, выводимый на заголовочной полосе AV
favShowWindow Отображает/скрывает окно AV

1.4 Разработка программы визуализации

Задачей ставилось создание ПО, позволяющего просматривать результаты расчетов в графическом виде, использую при этом библиотеки AV и язык CompaqVisualFortran (CVF).

Интерфейс с рассчитывающей программой был выбран файловый, т.е. входными данными для программы console являются два файла. Один – читающийся первым с начальными установками для массива, осей координат. Второй – непосредственно результаты. Тип файлов – не компрессированные, текстовые. Последнее выбрано исходя из соображений совместимости не только с Fortran-программами, но и с C/C++ и даже Pascal-программами.

Требования к выводу информации.

Для вывода были поставлены следующие задачи:

· для двумерных массивов – вывод в 3D виде с возможностью анимации

· для двумерных массивов – вывод в виде растровой карты (контрастной заливки)

· вывод одномерных случаев (сечений массива) с возможностью анимации.

Выбор пользовательского интерфейса.

Из соображений простоты программы, ее размеров, а также легкости модификации был выбран консольный интерфейс. Благодаря этому программа имеет небольшой листинг, простую структуру и легка для понимания. Для добавления новых возможностей, новых команд нет необходимости изменять файлы ресурсов (как было бы в случае WIN32 приложения), и несколько различных подпрограмм. Достаточно лишь внести в условия проверки команд новую команду и написать подпрограмму ее обработки. В дополнение к этому следует заметить, что также повышена переносимость программы на различные платформы, т.е. достаточно перекомпилировать код (может быть с небольшими изменениями) на соответствующем компиляторе для нужной платформы (естественно для этой платформы должна быть версия AV).

Структура программы.

Программу можно логически разбить на 6 блоков, выполняющих каждый свои функции (в листинге (Приложение 1) они помечены комментариями):

1. Block_1: описание переменных и массивов. Все массивы имеют атрибут allocatable, для совместимости с DEC-атрибутом ARRAY_VISUALIZER. Рабочие массивы следующие: TDMas – трехмерный массив, в который заносятся все результаты расчетов. VMas – двумерный массив, отображаемый в 3D-виде и в растровой заливке. PXMas и PYMas – одномерные массивы, соответствующие сечениям по координатам. XAxis и YAxis – одномерные массивы, содержащие разбивку шкал.

2. Block_2: считывание служебной информации, результатов расчетов, формирование массивов шкал. Этот блок начинается с оператора callHelp(), вызывающего соответствующую подпрограмму, показывающую команды программы. Потом задаются значения по умолчанию для имен и масштабов шкал. Далее организовывается ввод имен файлов – сначала файла со служебной информацией, потом файла с данными. Имена должны быть не больше 70 символов (включая пути). Далее идет считывание файла со служебной информацией, потом размещение массивов в памяти, после чего задаются массивы шкал и, наконец считываются отображаемые данные, которые распределяются между всеми массивами, участвующими в визуализации (начальное состояние: для PXMasi=1, для PYMasj=1, для всех массивов k=1)

3. Block_3: задание начальных установок AV с помощью подпрограмм API.

4. Block_4: блок обработки команд. Состоит из операторов if..then…endif . Если команда распознана, то передается управление соответствующей подпрограмме. При вводе команды newfile передается управление блоку 2, а при вводе команды exit передается управление блоку 5.

5. Block_5: завершение программы. Освобождение ресурсов, задействованных для связи с AV, освобождение памяти, выделенной под массивы и закрытие оболочки AV.

6. Block_6: блок описания подпрограмм. Все подпрограммы являются встроенными и содержатся в разделе contains. Все подпрограммы предназначены для обработки команд. Почти все из них (кроме Animat и Paus) не содержат локальных переменных, для упрощения взаимодействия, структуры, сокращения количества требуемых ресурсов.

Графически структуру программы можно изобразить как это сделано на рис 4 (оговоримся сразу – это не блок-схема программы, это только схематичное изображение структуры).

Как легко можно заметить, для модификации программы, добавления в нее новых команд и возможностей достаточно изменять только блоки 4 и 6, т. е. добавлять новые условия и подпрограммы. Так же желательно включать новые команды в подпрограмму Help. Это позволит пользователям в любой момент получить список команд программы.

Почти все подпрограммы, реализующие команды используют глобальные массивы TDMas, VMas, PXMas, PYMas, XAxis, YAxis – это позволяет не передавать их, а также оперировать ими, в случае необходимости в основной программе. Так же подпрограммы используют глобальные переменные plx, ply, pld и vis.


Рис 4.

Каждая из них равна единице если соответствующий режим включен и равна нулю в противоположном случае. Эти переменные используются для того чтобы не переключаться каждый раз в новый режим. Также они используются подпрограммой Animat() для определения, какой массив ей заполнять.