Все это делает КОД незаменимым средством для распространения больших массивов информации, особенно в таких случаях, когда продуктом является информация не только текстового характера, но и зрительные и звуковые образы.
Информация на КОД организована в виде иерархической структуры или пирамиды. На ее вершине находится таблица содержания, где перечисляются все предметные области, охватываемые электронным каталогом. Следующий уровень образует содержание каждой из областей, затем идет содержание соответствующих секторов, кластеров и в конце пирамиды находится перечень статей. Каждый из уровней представлен как меню, из которого можно перейти в меню следующего (в ту или иную сторону) уровня. Таким образом, преимущество электронного каталога над его печатным аналогом состоит, прежде всего, в возможности достаточно быстрого и эффективного поиска. Однако, пожалуй, гораздо в большей степени оно проявляется в наличии звуковых фрагментов.
Широкие возможности, открываемые технологией распространения информации на КОД, обусловили высокие темпы соответствующей индустрии, однако она не достигла еще такого масштаба, какими характеризуется индустрия удаленных банков данных.
3.3 Видеотекст
Эта технология обеспечивает видеографическое обслуживание пользователей, при котором в простейшем случае пользователь, имеющий обычный телевизор со специальным адаптером для подключения клавиатуры и модема, получает интерактивный доступ к информационным продуктам, находящимся на удаленной хост-ЭВМ (обычно используются мини-ЭВМ). В системах видеотекста могут использоваться также и специальные терминалы.
В отличии от АБД, основными пользователями которых являются профессионалы, заинтересованные в информации делового и научно-технического характера, видеотекст - технология ориентированная прежде всего на рядовых пользователей, не обладающих правилами информационного поиска (возможно, даже не умеющих работать на ПЭВМ) и заинтересованных в получении информации бытового и развлекательного характера (например, телефонные справочники, местные и спортивные новости, прогнозы погоды, видеоигры и т.п.). предполагается, что такие пользователи должны работать с видеотекстом у себя дома и/или в общественных местах (в государственных, кредитно-финансовых и страховых учреждениях, гостиницах и т.п.), где компаниями видеотекста устанавливается соответствующее оборудование.
Информационные продукты видеотекста представляют собой текстовые БД и различные игры, особенно популярные среди пользователей. Информационные услуги видеотекста обеспечивают интерактивный доступ пользователей к информационным продуктам и во многом схожи с услугами, предоставляемыми удаленными банками данных. Наиболее существенными отличиями между ними являются:
- ограниченный характер поиска в системе видеотекста, предполагающий обычно использование только иерархического меню;
- использование в системах видеотекста таких терминалов, которые не предполагают дальнейшей обработки полученной информации;
- широкое использование в системах видеотекста специальных протоколов, предназначенных для передачи графических данных (например, NorthAmericanPresentationLevelProtocolSyntax - NAPLPS), в то время как АБД имеют дело только с протоколами, основанными на стандарте ASCII.
Впервые система видеотекста была представлена на рынок в 1972 г. компанией Prestel (Великобритания). Учитывая высокий уровень обеспеченности населения телевизорами и телефонами, западные компании высоко оценивали емкость потенциального рынка, в результате чего индустрия видеотекста развивалась в 70-х - начале 80-х гг. достаточно быстрыми темпами. Тем не менее, она существенно уступала индустрии АБД по доходности. Дальнейший ход событий не оправдал оптимистических прогнозов и ознаменовался провалом нескольких крупных проектов. Основная причина подобных неудач кроется в переоценке желания "простых людей" работать с такими системами. Причины этого нежелания кроятся, во-первых, в неподготовленности значительной части потенциальных пользователей к работе в интерактивном режиме, даже в той упрощенной форме, которая предполагается технологией видеотекста, и, во-вторых, в неготовности рядовых пользователей к восприятию ИПУ как товара.
И все же эксперты считают, что слухи о "смерти" видеотекста несколько преувеличены, связывая перспективы его развития прежде всего с ростом квалифицикации рядовых пользователей, в настоящее время использующих видеотекст главным образом для игр; внедрением в профессиональный сектор; появлением недорогих и простых в обращении технических средств; снижением цен на передачу данных; еще большим упрощением процедуру поиска.
Рассмотренные технологии в той или иной степени направлены на предоставление пользователю интерактивных услуг, т.е. услуг по поиску, обработке и выдаче информации в режиме диалога. Первоначально этот термин ("online", точнее " on-line") относился только к работе пользователей с удаленными банками данных на отдельных хост-ЭВМ, соединенных линией связи ("on-line" и означает буквально "на линии"). Впоследствии он был распространен практически на все новые технологии. В широком смысле понятие "online" охватывает все случаи соединения и общения в реальном времени между хост-ЭВМ и терминалом вне зависимости от того, находятся ли они в одной комнате, на разных этажах одного помещения или в разных точках планеты. Хотя в целом вопрос о границах индустрии "online" принадлежит к числу дискуссионных, подобное объединение различных видов технологий представляется оправданным, поскольку:
методы и приемы информационной работы, предполагаемые этими технологиями, достаточно схожи между собой;
конкурируя между собой, технологии в совокупности создают единое информационное пространство: для производителей БД, например, они выступают как альтернативные и взаимодополняющие способы распространения информации, для пользователей - как разные возможности ее получения.
Заключение
Информация - это сведения, которые должны снять в большей или меньшей степени существующую до их получения неопределенность у получателя, пополнить систему его понимания объекта полезными сведениями. Информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. К информации предъявляются определенные требования: краткость, четкость формулировок, своевременность поступления; удовлетворение потребностей конкретных управляющих; точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.
В настоящее время программа всеобщей информатизации общества подразумевает применение стратегии коммерческой информации на всех уровнях общественного устройства (микро и макро уровни).
Наибольшее распространение из технологий передачи и распространения коммерческой информации получили: автоматизированные банки данных, информационные продукты услуги на технических носителях, видеотекст.
Следует также отметить и другие технологии распространения информации получившие большую популярность в последнее время. К ним относят электронную почту, радиотекст и видеоконференцию.
Список используемой литературы
1. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 1993 г.
2. В.Н. Кукин. Информатика: организация и управление. М.: Экономика, 1991
3. Информатика: данные, технология, маркетинг. / Под ред. А.П. Романова. М.: Финансы и статистика, 1991
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ,1995
5. Родионов И.И. Мировой рынок электронной информации для предпринимателей. - М.: Электронные знания,1992.-156с.