4. Принцип единообразия форм представления информации и стандартов ведения государственных информационных ресурсов. Принципы сокращения количества транзакций и гарантии открытости информации предполагают возможность легкого доступа к информации и простоты обмена информацией между различными информационными ресурсами. Это возможно только при условии строгой унификации государственных информационных ресурсов и стандартов вносимой в них информации.
5. Принцип обеспечения сохранности и достоверности информации. Нормативные акты должны предусматривать порядок информационного взаимодействия, однозначно устанавливающий непротиворечивые и недискриминационные процедуры восстановления информации в случае утраты ее в одном из ресурсов, преодоления искажений информации, устранения коллизий между ресурсами.
6. Принцип равноправия форм документов. Документ, представленный в электронной форме, не может быть лишен юридической силы только на том основании, что он составлен в электронной форме. Каждый документ, предусмотренный любым нормативным актом, должен сохранять юридическую силу при переводе из одной формы представления в другую.
1.7.1.2 Методы информационного права
Под методом правового регулирования понимают способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Многофункциональность информации приводит к необходимости применять в информационном праве различные методы правового регулирования информационных отношений в зависимости от вида информации и ее назначения в информационных процессах.
При изложении содержания информационно-правовых норм, обеспечивающих регулирование информационных отношений, связанных с созданием такой информации, как нормативные правовые акты, персональные данные, статистическая информация, государственные информационные ресурсы, обязательно представляемая информация, применяются методы конституционного и административного права: при создании информации, представляющей результат творчества, коммерческую тайну, открытую информацию – методы гражданского права.
При регулировании отношений, возникающих при передаче и распространении информации, применяются методы административного и конституционного законодательства, гражданского права, а также новые методы регулирования отношений информационной собственности, основанные на принципах такой собственности, еще только подлежащих разработке в рамках информационного права.
При регулировании отношений, возникающих в процессе применения информации, должны использоваться методы гражданского права и новые методы информационного права; при регулировании отношений по поводу ответственности за допущенные правонарушения в информационной сфере – методы законодательства об административных нарушениях уголовного права.
Таким образом, информационное право является комплексной отраслью, базирующейся, как на двух китах, на публичном и частном праве, и использует при решении задач правового регулирования отношений в информационной сфере практически весь основной арсенал механизмов публичного и частного права.
1.7.2 Информационное законодательство
в сфере информационных технологий
Российское информационное законодательство, формировавшееся во время наиболее динамичного развития информационных технологий, характеризовалось постоянным отставанием от современного уровня ИКТ. Изменения законодательства характеризовались отсутствием каких-либо программных документов, устанавливающих приблизительные правила использования ИКТ.
Одним из наиболее нежелательных следствий отсутствия системного подхода к регулированию сектора ИКТ является снижение конкурентоспособности отечественного сектора ИКТ по отношению к странам с рыночной экономикой. Эта проблема, носящая структурный характер, вызвана рядом проблем:
- отсутствием четких гарантий прав граждан, вызванным системными препятствиями, возникающими на пути к их осуществлению;
- отсутствием гарантий для предпринимателей, неоправданными барьерами выхода на рынок, вызванными часто нехваткой информации о требованиях законодательства к осуществлению той или иной деятельности;
- коррупцией среди чиновников госаппарата, основанной прежде всего на возможности принятия решений с высокой степенью произвольности;
- отсутствием эффективных процедур ответственности госслужащих и государственных органов за нарушения своих обязанностей, в том числе и нарушения в области информационного взаимодействия, низким уровнем успешно осуществленных преследований за такие нарушения и высокой латентностью таких нарушений.
Система правового регулирования ИКТ-сектора должна учитывать особенности предметной области регулирования и строиться в соответствии с принципами, устанавливаемыми концепцией.
1) обеспечение прав граждан и организаций на доступ к информации из государственных информационных ресурсов;
2) снижение количества барьеров и ограничений, основанных на несовершенстве системы информационного взаимодействия, в реализации законных прав гражданами и организациями;
3) снижение расходов государственного бюджета на содержание органов государственной власти без снижения эффективности осуществления органами государственной власти возложенных на них функций;
4) развитие областей российской экономики, непосредственно связанных с разработкой, применением и активным использованием информационных и коммуникационных технологий.
Необходимо так же определиться с тем, что именно может (или должно) включать в себя понятие "законодательство об информационных технологиях" ("информационное законодательство"). Наиболее очевидный ответ на этот вопрос связан с расширительным толкованием, при котором в сферу регулирования "информационного законодательства" подпадают все, сколько-нибудь имеющие отношение к понятию "информация", правовые институты.
В этом случае под "использованием информационных технологий" следовало бы понимать (в терминах действующего российского законодательства) любые "информационные процессы": сбор, накопление, потребление, хранение и преобразование информации как сведений о фактах, событиях и явлениях окружающего мира. При этом в сферу "информационного права" подпадают, в частности, вопросы:
1) определения правового статуса информации как объекта гражданских прав;
2) создания и производства, реализации и приобретения, потребления и использования средств обработки (хранения) информации ("информационных систем", "информационных технологий");
3) реализации конституционных прав, связанных с информацией (включая вопросы "информационной открытости" органов государственной власти, вопросы свободы слова, тайны переписки и др.), соотношения реализации данных прав с ограничениями, связанными с государственной, коммерческой и служебной тайной, а также информацией персонального характера (с ограниченным доступом), с защитой прав и законных интересов различных субъектов на ограничение доступа к информации;
4) юридического статуса информации в электронном виде (передача информации в виде сообщений, распространение открытой, в том числе массовой, информации, записи в информационных ресурсах, документы в электронной форме) – проблема соотношения оригинала и копии документа, представления доказательств, а также обеспечения доказательств при совершении процессуальных действий;
5) охраны результатов интеллектуальной деятельности ("интеллектуальной собственности", "исключительных прав"), зафиксированных в электронной форме;
6) информационной безопасности ("защиты информации"), включая применение специальных технологических средств и организационных механизмов такой защиты;
7) выявления, пресечения и расследования антиобщественных деяний (правонарушений и преступлений) в информационной сфере;
8) правового регулирования телекоммуникационного сектора, составляющего инфраструктурную основу и оказывающего прямое воздействие на развитие информационных и коммуникационных технологий (вопросы обеспечения конкуренции, оптимальных форм государственного регулирования, универсального обслуживания);
9) применения информационных технологий в качестве средств доказывания и доказательств в процессуальных действиях.
При таком понимании вопросы " информационного законодательства" неизбежно будут "пересекаться" с нормативными актами, традиционно относимыми к иным отраслям права (конституционному, гражданскому, уголовному, административному, о средствах массовой информации и т. п.).
Базовые законы об информации находятся в ведении Минсвязи, вопросы гостайны – Гостехкомиссии и ФСБ; коммерческой тайны – Минпромнауки; служебной тайны и доступа к правительственной информации – Минэкономразвития; охраны интеллектуальной собственности – Роспатента и Минпромнауки; массовой информации (причем не только деятельности средств массовой информации) – Минпечати; распространения информационных сообщений рекламного характера – Министерства по антимонопольной политике и т. п.
Такое распределение нормативных актов (групп актов), "закрепленных" за определенным ведомством федерального уровня, значительно усложняет выработку основанного на едином концептуальном подходе нормативного правового регулирования.