Смекни!
smekni.com

Информационные войны и информационное противоборство (стр. 5 из 7)

Информационные войны ведутся между центрами концентрации управления информационными столкновениями, лишь иногда переходя в войны с применением оружия.

Агрессия осуществляется методом «культурного сотрудничества», через управляющую «элиту» страны – жертвы агрессии, которая в меру своего понимания думает, может быть даже искренне, что работает на свой народ, а в силу непонимания общего хода вещей является, по сути, марионеткой в руках агрессора, выполняя его планы.

В результате такой агрессии у народа-жертвы:

· разрушается целостное восприятие окружающего мира, разрывается связь с окружающей природой и идет формирование фрагментарного, частичного, калейдоскопического сознания, легко поддающегося манипулированию извне, через подсознание;

· рушится историческое самосознание, реальная история народа подменяется ложными мифами, целостный исторический процесс разрывается на части, которые противопоставляются друг другу;

· связь с природой подменяется верой в идеалистические и материалистические «священные писания», которые сталкиваются между собой и ведут непримиримую вековую борьбу, исполняя принцип «разделяй и властвуй!»;

· нормальные потребности человека в пище, одежде, жилище и прочем подменяются потребностью в деньгах, которая культивируется и доводится до страсти, тем самым обеспечивая зависимость населения от тех, кто владеет финансовой системой;

· культивируются низменные инстинкты, подрывающие физическое, психологическое здоровье человека и разрушающие генофонд нации.

·

Что же касается кибернетического пространства, то его возникновение и ознаменовало собой начало эпохи информационных войн. Именно для кибернетических систем наработаны соответствующие средства, именуемые информационным оружием. Именно в кибернетическом пространстве, используя это оружие, можно добиваться определенных побед.

Поэтому если быть точным, то, говоря о современной информационной войне технических систем, следует употреблять термины кибернетическая войнаи кибернетическое оружие.

Для технических систем самый простой пример выглядит следующим образом. Компьютерная программа получает на вход значения двух переменных и делит первое на второе. Понятно, что если злоумышленник или сама жизнь подсунет в качестве значения второй переменной ноль, то результат может быть самым неожиданным, что при определенных условиях приведет к гибели всей ранее накопленной информации.

Системы целенаправленного сбора информации и контроля за объектами в режиме реального времени выводятся из строя путем создания перегрузок; например, космическая техника, особенно базирующаяся на геостационарной орбите, совершенно неремонтнопригодна, не может быть оперативно заменена и очень уязвима перед воздействием современных средств радиоэлектронного подавления (РЭП). Дело в том, что приемное устройство связных и разведывательных спутников выполнено очень чувствительным (детекторы «Магнум» засекают сигналы начиная с 10-14 Вт) и защищено только от помех или перегрузок, сравнимых по длительности с продолжительностью полезных сигналов. Мегаваттное воздействие с поверхности Земли, произведенное самодельными средствами РЭБ на нужной частоте, неизбежно приведет к потере приемного устройства спутника, а следовательно, к выводу из строя всего канала сняли.

В основе приемов информационного воздействия лежит перепрограммирование информационных систем. Перепро­граммировать информационную систему – значит подобрать для нее такие входные данные, которые соответствуют цели программирования.

Определить цель перепрограммирования – значит найти в окружающем мире или специально создать информационную систему (эталон), на которую данная система должна стать похожей. При этом перепрограммируемая система и «эталон» должны «понимать» друг друга.

Как формировалась цель перепрограммирования в мире программного обеспечения для «народа», описывает А.П. Кулаичев: «Многие были свидетелями, но уже мало кто вспоминает о том, что заря Windows занялась во второй половине 1992 г. с беспрецедентного кру­госветного пропагандистского турне руководства Microsoft с массой речей и выступлений на сотнях бизнес-встреч, семинаров и международных выставок. Главной целью этой акции было всколыхнуть мировую общественность, увлечь за собой и привязать к себе ведущих мировых производителей, которые после переориентации своих перспективных разработок (и связанных с этим капиталовложений) уже не смогут уклониться от магистрального пути. А уж за ними поплетутся массы пользователей, быстро привыкающие считать такой мир единственным. Этот замечательный пример показал всем сообразительным, что затраты на рекламу значительно эффективнее, чем затраты на корпоративное «долизывание» продуктов. Поэтому с приходом Windows начались резкая деградация качества программного обеспечения и его усложнение. Тем самым несомненной заслугой Б. Гейтса является открытие и наглядная демонстрация сверхмощных механизмов массового порабощения в эру информационной цивилизации».

Подобрать входные данные для системы в соответствии с заданной целью перепрограммирования – значит заставить информационную систему «смотреть на мир чужими глазами», глазами той информационной системы, на которую данная система должна стать похожей, т. е. «глазами» эталона.

Способна ли информационная система защититься, если враг применит против нее описанный способ перепрограммирования информационных систем? Безусловно. Для этого достаточно «закрыть глаза» на те входные данные, которые подаются на вход противной стороной. Причем, что характерно, во многих странах данный способ защиты населения и страны закреплен законодательно.

«Даже в 70-е годы, когда Америка увязла в войне во Вьетнаме, американские СМИ, критикуя эту войну, «торпедируя» ее, не позволяли себе использовать съемки телеоператоров, работающих со стороны Вьетнама. Более того, в той же Америке, а также Англии, Франции и еще десятке стран существует строжайший законодательный запрет на

использование любых кино-, фото-, видео- и печатных материалов, снятых или написанных на стороне тех, кто ведет боевые действия против армий этих стран, и даже просто имеющих сочувственные «врагам» интонации или же идеи» (В. Шурыгин).

В. Шурыгин, анализируя информационный аспект военных действий в Чечне, подробно описывает, как был реализован способ перепрограммирования информационной системы на практике:

«В среднем чеченская тематика занимала в программах НТВ от 10 до 18 минут на информационный выпуск, в «Вестях» (информационная программа российского телевидения) – от 3 до 7 минут. Так вот у НТВ до 80 % всех видеосъемок непосредственно боевых действий велось со стороны чеченских боевиков или использовались пленки, снятые со стороны сепаратистов. В «Вестях» это соотношение достигало 60 %. Оставшиеся 20 % НТВ обычно делило между съемками разрушений, обычно приписываемых армии, интервьюированием местных жителей-чеченцев, «страдающих от русской агрессии», или же комментариями своих тележурнал истов, в лучшем случае на фоне российских позиций, но чаще у сгоревшей российской техники. Так же примерно делили оставшийся эфир и «Вести».

Анализ публикаций таких газет, как «Московский Комсомолец» и «Известия», выявил следующее: лишь в одной из четырех статей упоминалась или раскрывалась точка зрения на происходящие события федерального командования. Три же из четырех публикаций или носили откровенно прочеченский характер, героизируя боевиков, преувеличивал их возможности, или жестко критиковали армию и ее действия в Чечне».

Опросы общественного мнения, проводимые НТВ, возможно, в целях проверки эффективности данного способа перепрограммирования, подтверждали, что для среднестатистического гражданина, регулярно смотрящего телевизор, отношение к собственной армии изменяется в худшую сторону, а цели боевиков становятся «ближе и понятнее».

Как грустно шутил Л. Шебаршин, в прошлом один из первых руководителей КГБ СССР: «Телевидение – средство общения мошенников с простаками».

Все виды информационного воздействия на информационную систему можно классифицировать еще и следующим образом:

· входные данные – «сухие» факты;

· входные данные – логически обоснованные выводы;

· входные данные – эмоционально окрашенные утверждения.

Ощущении, являясь критерием субъективной достоверности в процессе познания, могут быть присущи только самообучающейся информационной системе класса В, для которой они выступают как рычаг управления субъектом и массами людей. При этом эмоциональный заряд для любой входной последовательности повышает скорость ее обработки информационной системой, порой минуя даже обязательные логические проверки. Например, эмоционально насыщенный крик о помощи или об опасности заставляет сразу же совершать определенные действия и уже только потом, если будет возможность, проверять логикой справедливость тех или иных утверждений.

Например, диктор телевидения монотонно сообщает о поездках по стране кандидатов в президенты. При этом без искажения фактов, говоря об одном из них, он подкрепляет слова мимикой, выражающей презрение, а в случае упоминания другого кандидата, наоборот, сияет от счастья. В результате у зрителей незаметно для них самих начинает формироваться соответствующее отношение к кандидатам. Видно, что в данном случае сама возможность сказать что-то (даже нейтральное) о том или ином кандидате может использоваться для перепрограммирования слушателей. Аналогичным образом формируются информационные материалы и прессе. Текст сообщения содержит «голые» факты, "к которым не может быть претензий, а название заметки, особенно если речь идет о конкурентах, имеет обязательную эмоциональную окраску. Сообщение прочитают не все, но на заголовок обязательно обратят внимание, а тем самым неявно свяжут возникшее эмоциональное ощущение с объектом газетного материала.