Сообщества Интернет, ориентированные на выполнение общего проекта имеют, как правило, сложное распределение ролей между участниками. D.Coleman (1998) на примере выполнения гипотетического проекта рассмотрел задачу построения виртуального сообщества и привел обобщенное распределение ролей в таких сообществах:
· Инициатор проекта.
· Эксперты.
· Общие сотрудники или помощники.
· Обучающие участники (коммуникаторы).
· Скрытые, прячущиеся участники (lurkers).
· Служба технического развития и поддержки.
Управление системами и процессами. В таких сообществах возникает необходимость мыслить категориями распределенной корпоративной организации. Примером таких сообществ является «Виртуальный офис». Перечислим основные признаки, определяющие виртуальный офис (М.Отставнов, 1997):
· Дополнение совместной работы над проектами и системами расчетов как с сотрудниками, так и с клиентами при помощи быстрых и надежных сетевых средств.
· Заключение и исполнение контрактов в рамках тех юрисдикции, которые представляют более приемлемые условия, а не тех, где "прописана" организация.
· Сохранение коммерческой тайны и тайны контрактов в тех объемах, которые соответствуют природе конкретного бизнеса и стилю менеджмента партнеров, а не правилам того или иного общества.
· Например, такие финансовые учреждения, как банки присутствуют в сети по трем направлениям:
· Присутствие как таковое в чисто информационных и маркетинговых целях.
· Представление по каналам Интернет традиционных услуг прямого (домашнего) банковского обслуживания (directbanking, homebanking).
· Перенос в сетевую среду таких инструментов, как чеки и платежные карточки, а также эксперименты со специфическими сетевыми расчетными и платежными средствами.
Культура как фактор детерминации сообществ. Имеет место мнение, что значительно большее влияние на формирование сообществ в Интернет оказывают национальные культуры и традиции, нежели национальные законы и границы. Отмечается подъем китайской, французской и других наций не внутри географических границ, а в рамках культурных пределов. Общество будет располагаться не на физико-географической, а на культурной «карте» (Корсунцев И.Г., 1998).
«Синхронность взаимодействий» участников (в реальном времени). В соответствии с этим признаком различаются синхронные и асинхронные сообщества.
Например, существует три основных типа асинхронных научных дискуссионных групп: списки рассылки, группа на Usenet и основанные на Web телеконференции.
«Анонимность участия» в сообществе. В соответствии с наличием этого признака будем различать реальные и виртуальные сообщества в Интернет.
Реальные сообщества. Сообщества, в которых имеет место полная идентификация всех членов, отсутствие анонимности. Например, сообщество специалистов работающих над совместным проектом.
Виртуальные сообщества. Сообщества, в которых допускается анонимность членов.
«Регламентация групповых норм» сообществ. Существует большой разброс от сообщества к сообществу в деталях правил для менеджмента при продуцировании общего продукта. Опасно переносить специфические правила одной группы для управления другой группой. Шесть ключевых документов (P. Kollock, M. Smith, 1994), регламентирующих поведение участников группы, объединены и названы как "обязательный порядок" (mandatorycourse) для новых пользователей телеконференций. Этот документ содержит правила этикета, предложения по эффективному использованию Usenet, список наиболее часто встречающихся вопросов (т.н. FAQ) noUsenet и т.д. Создание FAQ является первым сигналом о том, что группа преодолела некоторые препятствия на пути своей организации. Продуцирование FAQ иллюстрирует один из путей эндогенного создания локальных правил.
«Модерируемость» сообществ. Даже если сообщество имеет развитый свод правил, остается задача обучения новых членов сообществ этим правилам. В этом случае вновь обнаруживает себя логика социальной дилеммы - люди должны поступиться частью своей личной свободы в обмен на некоторую часть социального порядка. Это решение социальной дилеммы можно найти в форме модерируемых групп (TheModerator`sHomePage, 1998). В частности, модерируемые группы - это группы, в которых один или несколько ее членов должны одобрить статью перед ее опубликованием в сети (ModerationPoliciesandProceduresFAQ, 1998; NationalCapitalFreenetPolicy, 1998; NemetonListRules, 1998). Создание модерируемой группы возможно лишь при наличии человека - модератора, взявшего в свои руки функции контроля.
«Инициаторы» формирования сообществ. Наиболее аспространенное редставление о сообществах в Интернет связано со стихийностью и добровольными началами их формирования. Например, Рейнгольд (Rheingold'sBrainstorm: VirtualWorldsLinklist, 1998) определяет виртуальные сообщества "как культурные агрегации" которые появляются, когда достаточное количество людей наталкиваются друг на друга достаточно часто в киберпространстве.
Научные компьютерные (электронные) конференции характеризуются неофициальным обменом тематической информацией, различными точками зрения и действиями. Наиболее распространенным является представление о научных электронных конференциях, связанное с выполнением функций по становлению обширного доступного хранилища информации и опыта, а также местом встречи для ученых разделяющих схожие интересы.
Обсуждение на интерактивных конференциях можно определить как новую форму научного диалога:
· диалог, производимый большим количеством авторов в продолжающемся взаимодействии через сообщения;
· диалог, который привносит в обмен информацией большие перспективы и разнообразие;
· диалог, который требует ясности и серьезных намерений и является местом для испытания новых идей, создания спектра мнений среди участников.
Как самоорганизующиеся сообщества научные дискуссионные группы (ScholarlyDiscussionGroup /SDG/) зависят от персональной инициативы, основаны на обязательствах заинтересованных сторон и развиваются непосредственно через взаимодействие.
Научные телеконференции могут выдвинуть на первый план интерактивную, совместную (collaborative) природу производства знания. Телеконференции способны эффективно связывать потребности в информации с соответствующими источниками экспертизы и совмещать людей со схожими интересами, людей, которые иначе могли бы не встретится. Телеконференции позволяют людям просигнализировать о своих интересах и узнать за разумную стоимость о том, что интересует других.
Как среду, телеконференцию можно представить как гибрид интерперсональных и масс-медиа коммуникационных средств массовой информации. Центр в этом определении лежит на уникальной комбинации электронной связи в конференции многие-ко-многим и способности обратной связи многие-ко-многим, если сравнивать с широковещательной и интерперсональной средой. Все формы онлайновых конференций можно объединить в новой концепции: совместные (collaborative) средства массовой информации. В отличие от среды массовой информации в этом новом типе интерактивной среды аудитория является создателем и приемником содержания среды. Таким образом, и это важно для понимания динамики участия в конференциях, само существование среды зависит от участия аудитории, так как поданные сообщения суть содержание среды.
Принципиальным отличием компьютерной конференции от естественной является то, что она может функционировать в асинхронном и синхронном режимах. Простейшей формой компьютерной конференции являются списки рассылки (mailinglists), поддерживаемые соответствующим программным обеспечением (например:
· The ListProc homepage, 1998;
· The ListServ homepage, 1998;
· The Majordomo home page, 1998;
· Liszt: Directory of E-mail discussion groups, 1998;
· D. Kovacs, 1994, R.E. Quinn, 1997 идр.).
Более сложные формы конференции требуют подключения в сеть, на которой установлено программное обеспечение для конференций (например, Usenet). Эта форма конференции позволяет хранить все сообщения в одном, централизованном месте, при этом участники должны подключаться к системе или использовать клиентскую программу для чтения сообщений. Все сообщения инвентаризованы по предмету обсуждения и позволяют читать их последовательно или по группам по выбранной теме. Это избавляет участника от необходимости сортировать или хранить сообщения самому. Системы для конференций "Mainframe" (центральные) наподобие VaxNotes или CoSy построены на тексте и функционируют на основе концепции доски объявлений с отдельными областями для отдельных тем обсуждения, иногда включают в себя Е-mailи синхронные коммуникации. Сложные программы группового программного обеспечения (groupwareprograms), например, LotusNotes (KnowledgeSharingLotusNotes, 1998), позволяют участникам обсуждения работать над документами одновременно и иметь программную поддержку процесса принятия решений.
Синхронные компьютерные конференции принимают форму интерактивной системы сообщений наподобие "internetrelayCHAT /IRC/" и комнаты для разговоров ("CHATrooms"), которые на коммерческой основе предоставляются большинством провайдеров. Возрастает популярность интерактивных систем, созданных для ролевых многопользовательских игр, таких как MUDs/MOOs/MAUDs (R. Bartle, 1996; L.P. Burka, 1993; TheLostLibreryofMOO, 1998; M. Resnick, A. Bruckman, 1993; R. Evard, 1994 и др.). Эта среда общения хороша для тех пользователей, кто читает и воспринимает информацию быстро, может держать в голове много направлений обсуждения одновременно, кто имеет навыки работы с клавиатурой.
Научные дискуссионные группы обсуждений в общем случае могут быть отнесены по крайней мере к четырем типам:
· Библиотеки, где собирают информацию, слушают, и думают.
· Семинары, встречи, конференции, или салоны, где новости и открытия обсуждаются неофициально с коллегами и где можно найти свежие идеи.
· Место, в котором уместна непринужденная беседа.
· Газетная подписка, где скрытность позволяется или даже поощряется и где позволяется "удовольствие от наблюдения за работой умов".