Введение. 2
Глава 1. История вирусов и их создание. 5
1.1. История вредоносных программ.. 5
1.2. Создание вирусов и его причины.. 6
Мелкое воровство. 8
Криминальный бизнес. 8
Нежелательное программное обеспечение. 10
Глава 2. Классификация вирусов. 11
2.1. Классические вирусы.. 11
2.2. Загрузочные вирусы.. 16
2.3. Троянские программы.. 18
2.4. Сетевые черви. 24
Заключение. 29
Список литературы.. 31
К вредоносному программному обеспечению относятся сетевые черви, классические файловые вирусы, троянские программы, хакерские утилиты и прочие программы, наносящие заведомый вред компьютеру, на котором они запускаются на выполнение, или другим компьютерам в сети.
Сетевые черви. К данной категории относятся программы, распространяющие свои копии по локальным и/или глобальным сетям с целью:
проникновения на удаленные компьютеры;
запуска своей копии на удаленном компьютере;
дальнейшего распространения на другие компьютеры в сети.
Для своего распространения сетевые черви используют разнообразные компьютерные и мобильные сети: электронную почту, системы обмена мгновенными сообщениями, файлообменные (P2P) и IRC-сети, LAN, сети обмена данными между мобильными устройствами (телефонами, карманными компьютерами) и т.д.
Большинство известных червей распространяется в виде файлов: вложение в электронное письмо, ссылка на зараженный файл на каком-либо веб - или FTP-ресурсе в ICQ - и IRC-сообщениях, файл в каталоге обмена P2P и т.д.
Некоторые черви (так называемые «бесфайловые» или «пакетные» черви) распространяются в виде сетевых пакетов, проникают непосредственно в память компьютера и активизируют свой код.
Для проникновения на удаленные компьютеры и запуска своей копии черви используют различные методы: социальный инжиниринг (например, текст электронного письма, призывающий открыть вложенный файл), недочеты в конфигурации сети (например, копирование на диск, открытый на полный доступ), ошибки в службах безопасности операционных систем и приложений.
Некоторые черви обладают также свойствами других разновидностей вредоносного программного обеспечения. Например, некоторые черви содержат троянские функции или способны заражать выполняемые файлы на локальном диске, т.е. имеют свойство троянской программы и/или компьютерного вируса.
Классические компьютерные вирусы. К данной категории относятся программы, распространяющие свои копии по ресурсам локального компьютера с целью:
последующего запуска своего кода при каких-либо действиях пользователя;
дальнейшего внедрения в другие ресурсы компьютера.
В отличие от червей, вирусы не используют сетевых сервисов для проникновения на другие компьютеры. Копия вируса попадает на удалённые компьютеры только в том случае, если зараженный объект по каким-либо не зависящим от функционала вируса причинам оказывается активизированным на другом компьютере, например:
при заражении доступных дисков вирус проник в файлы, расположенные на сетевом ресурсе;
вирус скопировал себя на съёмный носитель или заразил файлы на нем;
пользователь отослал электронное письмо с зараженным вложением.
Некоторые вирусы содержат в себе свойства других разновидностей вредоносного программного обеспечения, например бэкдор-процедуру или троянскую компоненту уничтожения информации на диске.
Троянские программы. В данную категорию входят программы, осуществляющие различные несанкционированные пользователем действия: сбор информации и ее передачу злоумышленнику, ее разрушение или злонамеренную модификацию, нарушение работоспособности компьютера, использование ресурсов компьютера в неблаговидных целях.
Отдельные категории троянских программ наносят ущерб удаленным компьютерам и сетям, не нарушая работоспособность зараженного компьютера (например, троянские программы, разработанные для массированных DoS-атак на удалённые ресурсы сети).
Хакерские утилиты и прочие вредоносные программы. К данной категории относятся:
утилиты автоматизации создания вирусов, червей и троянских программ (конструкторы);
программные библиотеки, разработанные для создания вредоносного ПО;
хакерские утилиты скрытия кода зараженных файлов от антивирусной проверки (шифровальщики файлов);
«злые шутки», затрудняющие работу с компьютером;
программы, сообщающие пользователю заведомо ложную информацию о своих действиях в системе;
прочие программы, тем или иным способом намеренно наносящие прямой или косвенный ущерб данному или удалённым компьютерам.
Мнений по поводу рождения первого компьютерного вируса очень много. Нам доподлинно известно только одно: на машине Чарльза Бэббиджа, считающегося изобретателем первого компьютера, вирусов не было, а на Univax 1108 и IBM 360/370 в середине 1970-х годов они уже были.
Несмотря на это, сама идея компьютерных вирусов появилась значительно раньше. Отправной точкой можно считать труды Джона фон Неймана по изучению самовоспроизводящихся математических автоматов. Эти труды стали известны в 1940-х годах. А в 1951 г. знаменитый ученый предложил метод, который демонстрировал возможность создания таких автоматов. Позднее, в 1959 г., журнал "Scientific American" опубликовал статью Л.С. Пенроуза, которая также была посвящена самовоспроизводящимся механическим структурам. В отличие от ранее известных работ, здесь была описана простейшая двумерная модель подобных структур, способных к активации, размножению, мутациям, захвату. Позднее, по следам этой статьи другой ученый - Ф.Ж. Шталь - реализовал модель на практике с помощью машинного кода на IBM 650.
Необходимо отметить, что с самого начала эти исследования были направлены отнюдь не на создание теоретической основы для будущего развития компьютерных вирусов. Наоборот, ученые стремились усовершенствовать мир, сделать его более приспособленным для жизни человека. Ведь именно эти труды легли в основу многих более поздних работ по робототехнике и искусственному интеллекту. И в том, что последующие поколения злоупотребили плодами технического прогресса, нет вины этих замечательных ученых.
В 1962 г. инженеры из американской компании Bell Telephone Laboratories - В.А. Высотский, Г.Д. Макилрой и Роберт Моррис - создали игру "Дарвин". Игра предполагала присутствие в памяти вычислительной машины так называемого супервизора, определявшего правила и порядок борьбы между собой программ-соперников, создававшихся игроками. Программы имели функции исследования пространства, размножения и уничтожения. Смысл игры заключался в удалении всех копий программы противника и захвате поля битвы.
На этом теоретические исследования ученых и безобидные упражнения инженеров ушли в тень, и совсем скоро мир узнал, что теория саморазмножающихся структур с неменьшим успехом может быть применена и в несколько иных целях.
Основная масса вирусов и троянских программ в прошлом создавалась студентами и школьниками, которые только что изучили язык программирования, хотели попробовать свои силы, но не смогли найти для них более достойного применения. Отраден тот факт, что значительная часть подобных вирусов их авторами не распространялась, и вирусы через некоторое время умирали сами вместе с дисками, на которых хранились. Такие вирусы писались и пишутся по сей день только для самоутверждения их авторов.
Вторую группу создателей вирусов также составляют молодые люди (чаще - студенты), которые еще не полностью овладели искусством программирования. Единственная причина, толкающая их на написание вирусов, это комплекс неполноценности, который компенсируется компьютерным хулиганством. Из-под пера подобных «умельцев» часто выходят вирусы крайне примитивные и с большим числом ошибок («студенческие» вирусы). Жизнь подобных вирусописателей стала заметно проще с развитием интернета и появлением многочисленных веб-сайтов, ориентированных на обучение написанию компьютерных вирусов. На подобных веб-ресурсах можно найти подробные рекомендации по методам проникновения в систему, приемам скрытия от антивирусных программ, способам дальнейшего распространения вируса. Часто здесь же можно найти готовые исходные тексты, в которые надо всего лишь внести минимальные «авторские» изменения и откомпилировать рекомендуемым способом.
«Хулиганские» вирусы в последние годы становятся все менее и менее актуальными (несмотря на то, что на смену повзрослевшим тинейджерам-хулиганам каждый раз приходит новое поколение тинейджеров) - за исключением тех случаев, когда такие вредоносные программы вызвали глобальные сетевые и почтовые эпидемии. На текущий момент доля подобных вирусов и троянских программ занимает не более 10% «материала», заносимого в антивирусные базы данных. Оставшиеся 90% гораздо более опасны, чем просто вирусы.
Став старше и опытнее, многие из подобных вирусописателей попадают в третью, наиболее опасную группу, которая создает и запускает в мир «профессиональные» вирусы. Эти тщательно продуманные и отлаженные программы создаются профессиональными, часто очень талантливыми программистами. Такие вирусы нередко используют достаточно оригинальные алгоритмы проникновения в системные области данных, ошибки в системах безопасности операционных сред, социальный инжиниринг и прочие хитрости.
Отдельно стоит четвертая группа авторов вирусов - «исследователи», довольно сообразительные программисты, которые занимаются изобретением принципиально новых методов заражения, скрытия, противодействия антивирусам и т.д. Они же придумывают способы внедрения в новые операционные системы. Эти программисты пишут вирусы не ради собственно вирусов, а скорее ради исследования потенциалов «компьютерной фауны». Часто авторы подобных вирусов не распространяют свои творения, однако активно пропагандируют свои идеи через многочисленные интернет-ресурсы, посвященные созданию вирусов. При этом опасность, исходящая от таких «исследовательских» вирусов, тоже весьма велика - попав в руки «профессионалов» из предыдущей группы, эти идеи очень быстро появляются в новых вирусах.