Направление проецирования
Кроме привычного всем прямого проецирования, когда проектор и зрители расположены по одну сторону экрана, применяется и обратная или рир-проекция (rear projection). В обратной проекции проектор расположен позади экрана, работающего на просвет. Именно на таком принципе работают привычные проекционные телевизоры или новые лазерные. Выбирая экран, необходимо учитывать для какого вида проекции он будет использоваться. Если для прямого проецирования экран может быть абсолютно непрозрачен и работать на отражение, то для обратной проекции используется другой тип полотна. Нельзя сказать, что во втором случае используется прозрачный экран - при полной прозрачности мы бы просто не увидели на нем изображения. Качественный экран для рир-проекции наоборот - чем темнее выглядит, тем лучше. Это позволяет получить яркое и контрастное изображение даже в менее затененных помещениях.
Сложность случая обратной проекции заключается в том, что позади экрана должно быть достаточно места для размещения проектора. Да еще и на необходимом от экрана расстоянии - для формирования изображения необходимого размера. Обычно это небольшая смежная затемненная комнатка, с проемом в стене, затянутым просветным проекционным экраном.
Не так давно появились экраны, поддерживающие оба типа проекции одновременно. Позиционируются они как "экраны с обзором в 360 градусов" и больше подходят для рекламных целей на выставках, чем для постоянного использования в офисе или дома. Ведь с одной из сторон изображение будет зеркальным, что не всегда приемлемо.
Формат и размеры
Проекционные экраны появились задолго до появления видеопроекторов - еще на заре рождения кинематографа. И это привело к такому разнообразию соотношения их сторон.
Рассчитанные на основе данных о помещении размеры проекционного экрана могут подвергнуться изменениям вследствие определенного формата изображения, который поддерживается используемым проекционным оборудованием. Формат изображения - это соотношение его сторон. Если предполагается использование сразу нескольких форматов, они все должны быть учтены при расчете высоты проекционного экрана. При этом следует выбрать экран, имеющий наибольшую высоту, что подойдет для всех используемых форматов.
· Квадратный формат 1:1. Универсальный формат, позволяющий проецировать изображения, ориентированные как горизонтально, так и вертикально. На такие экраны проецировали фото-слайды, крепившиеся в квадратные рамки.
· Фото формат 3:2 (1,5:1). Как видно из названия, формат экрана соответствовал стандартному формату фотокадра.
· Видео формат 4:3 (1,33:1). Формат привычного телевизионного кадра стандартной четкости SDTV.
· Широкий формат 16:9 (1,78:1). Новый формат телевидения высокой четкости HDTV.
· Широкоэкранный формат 1,85:1. Распространенный формат художественных кинофильмов.
· Кинематографический формат 2,35:1. Самый широкий формат в кино, шире только в панорамных кинотеатрах.
Применительно к видео проекции имеет смысл говорить только о трех форматах - 1:1, 4:3 и 16:9. Более того, большинство современных видео проекторов не рассчитано на установку боком - нарушаются режимы теплообмена мощных проекционных ламп. Да и обычное видео, сформированное "вертикальным кадром", вряд ли где можно найти. Чаще всего это специальные рекламные или шоу-проекты, иногда - информационные табло. А значит, если экран нам нужен только для воспроизведения обычного видео, SD или HD, то остается выбрать между форматами 4:3 и 16:9. (см. таблицу №1)
Обычно, в таких случаях рекомендуют формат 4:3 как наиболее универсальный. "На экране формата 4:3 всегда можно отобразить изображение форматом 16:9, заполнив экран по ширине. А если у вас сворачиваемый экран, то его можно развернуть именно настолько, сколько необходимо для воспроизведения конкретного формата". Аргументы не бесспорные. Во-первых, если выровнять форматы по ширине, то размер отдельного пикселя SD увеличится в 2,67 раза относительно пикселя в формате HD. В случае выравнивания по высоте, увеличение составит всего в 1,88 раза. А ведь чем крупнее пиксель на экране, тем больше вероятность проявления зернистости картинки. Во-вторых, удержать мобильный экран развернутым не до конца - надо постараться. Если же экран стационарный и легко принимает любое промежуточное положение, то все равно придется приподнимать оптическую ось проектора в HD-режиме. Более разумным видится такое решение: выбирать формат экрана по основному формату проектора. Сам же формат лучше выбрать таким, чтобы он соответствовал вашим потребностям: 16:9 - если в основном предполагается просмотр широкоформатного видео (фильмы или HDTV) и 4:3 - если основным будет телевизионный формат.
Таблица № 1
Часто используемые форматы | Соотношение сторон(ширина/ высота) |
NTSC видео | 1.33 (4:3) |
PAL видео | 1.33 (4:3) |
HDTV видео | 1.78 (16:9) |
Letterbox видео | 1.85 |
Cinemascope кинематографический | 2.35 |
Определите размер экрана в зависимости от дизайна помещения и расположения зрительских мест. Размер проекционного экрана обычно выбирают таким, чтобы ширина его была не больше половины расстояния от экрана до зрителя. Если в качестве источника сигнала выступает видео стандартного качества и есть опасения, что пикселизация изображения будет слишком заметной, то можно воспользоваться "правилом трех диагоналей" - размер диагонали экрана должен быть втрое меньше, чем расстояние от экрана до зрителей.
Залогом успеха служит правило располагать экран перед аудиторией, а не перед проектором. Высота экрана должна быть приблизительно равна 1/6 расстояния от экрана до последнего ряда зрительских мест, тогда и с последнего ряда текст на экране будет хорошо видно. Идеально, если первый ряд зрителей будет находиться приблизительно на расстоянии двух высот экрана - это минимум, дающий комфортное восприятие изображения. Нижняя кромка экрана должна располагаться на расстоянии не менее 1,2 м от пола, чтобы зрители с последних рядов могли видеть экран. Для этого может потребоваться дополнительно слегка опустить точку подвеса экрана при потолочном креплении.
Матовые и глянцевые
Какой тип покрытия предпочесть? Экраны с матовым покрытием дают равномерное диффузионное рассеивание падающего на него света. Изображение хорошо видно под любым углом, экран освещен более равномерно. Такие экраны проще, дешевле и более универсальны.
Глянцевые экраны бывают зеркальными и обратного отражения (световозвращающие). Первые действуют как обычное зеркало: угол падения луча равен углу его отражения. Проектор располагается под потолком, а изображение отражается экраном вниз, к зрителям. Световозвращающее покрытие содержит отражающие микросферы. Отраженный луч возвращается в ту же точку, откуда был направлен на экран - проектор располагается на полочке перед зрителями. Оба типа покрытий приводят к уменьшению углов комфортного просмотра и увеличению неравномерности освещенности экрана. Взамен мы получаем более яркое и контрастное изображение, да такое, что говорят о коэффициенте усиления света экраном.
Кайма и дополнительная нерабочая область полотна
Большинство экранов прямой проекции стандартно выпускается с черной каймой. Кайма увеличивает контрастность, и изображение воспринимается более четким и ярким. Кайма также помогает в случаях, когда размер изображения слегка превышает размер области просмотра: края изображения, попадающие на кайму, остаются невидимыми и не дают неаккуратных проекций на стене.
При изготовлении полотно большинства настенных, потолочных и моторизованных экранов можно надставить сверху или снизу, создав дополнительную нерабочую область. Нерабочая область сверху используется для регулирования высоты рабочей области экрана, а снизу - для драпировки или изменения формата экрана. Дополнительную часть полотна можно по выбору сделать белой или черной.
Примечание: все натяжные электрические экраны изготавливаются со стандартной черной нерабочей областью в верхней части, за исключением экранов с диагональю 200", которые изготавливаются с двумя нерабочими областями.
Что такое коэффициент усиления проекционного экрана
Коэффициент усиления характеризует степень яркости изображения на рассматриваемом проекционном экране в сравнении с яркостью изображения на белом матовом экране c коэффициентом усиления, равным единице. При этом изображение на экранах с высоким коэффициентом усиления кажется наиболее ярким, если смотреть на экран вдоль оси проекции. Оно тускнеет по мере отклонения от оси проекции. Например, коэффициент усиления экрана может быть равен 2.5 по оси проекции и 0.5, если смотреть на изображение под углом 60 градусов.
Выбор материала полотна экрана
Основная задача при выборе материала полотна экрана правильно определить оптимальный относительный коэффициент отражения (коэффициент усиления) для поверхности «рабочей зоны экрана». При выборе целесообразно помнить следующие рекомендации:
· чем выше освещенность помещения, тем ниже относительный коэффициент усиления экрана, может потребоваться даже антибликовое покрытие (требуется уменьшить влияние источников света, т.е. паразитная засветка, неравномерное освещение и т.п.);
· с увеличением относительного коэффициента усиления экрана уменьшается угол обзора т.е. увеличивается неравномерность яркости видеоизображения на экране для зрителей в зависимости от их размещения в помещении;
· для экранов с высоким относительным коэффициентом усиления не желательна установка в видеопроектор широкоугольных линз.