Диаграмма 1.4.
Таким образом, у 30% учащихся повысился уровень продуктивности воображения (уровень продуктивности воображения старшеклассников повысился с низкого до среднего).
Тестирование, определяющее уровень сложности воображения показало следующие результаты: 20% учащихся имеют второй уровень сложности, 20% старшеклассников – третий уровень сложности воображения, 50% старшеклассников имеют четвертый уровень сложности воображения, 10% учащихся – пятый. Ни один учащийся не обладал первым уровнем сложности воображения [Диаграмма 1.5.].
Диаграмма 1.5.
Таким образом, у 60% старшеклассников произошли изменения к лучшему: у 10% уровень сложности воображения повысился со второго уровня на третий уровень, у 10% уровень сложности повысился со второго уровня на четвертый, у 40% учащихся уровень сложности повысился с третьего уровня на четвертый.
По итогам тестирования, определяющего гибкость воображения и степень фиксированности образов представлений, мы получили такие результаты: 40% учащихся обладают гибким воображением, а степень фиксированности образов не отображается, 60% учащихся обладают средней гибкостью и слабой фиксированностью образов. Ни один учащийся не обладает ригидностью воображения и сильной фиксированностью образов [Диаграмма 1.6.].
Диаграмма 1.6.
Таким образом, у 10% учащихся воображение стало более гибким, а степень фиксированности образов не отображается.
Проведя сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов становится видно, что 3D моделирование способствует развитию воображения.
Мы не можем констатировать кардинальные изменения по данной проблеме, но некоторые улучшения все же произошли:
- повысился уровень продуктивности воображения;
- повысился уровень сложности воображения;
- повысилась гибкость воображения;
- понизилась степень фиксированности образов представлений.
Это объясняется тем, что любые развивающие задачи требуют достаточно долгого времени, и за столь короткий срок разрешить их представляется просто невозможным. Нужна систематическая целенаправленная работа.
Заключение
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.
Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без воображения учёные не могли бы выдвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать информатику, математику, географию, астрономию, историю и другие предметы.
Благодаря воображению учащиеся в процессе своего развития могут придумывать что-то новое, совершенствовать и создавать различные образы и модели.
Метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей, называется моделированием.
Проведя анализ литературы можно утверждать, что любой вид моделирования самым непосредственным образом влияет на развитие воображения, так как в процессе создания моделей надо точно представлять промежуточный и конечный результаты моделирования.
Существует много видов моделирования, но на наш взгляд, наиболее привлекательным является компьютерное моделирование, так как оно дает возможность наглядного создания модели. Оно более яркое и красочное, этим оно более привлекательно для школьников. Объемное, то есть 3D моделирование более реально изображает объекты по сравнению с «плоским» моделированием. Кроме этого оно отражает современные тенденции, так как дает возможность работы с компьютерными технологиями. Поэтому мы рассматривали 3D моделирование.
Занимаясь 3D моделированием в 3ds Max 2008, старшеклассники создают мысленные модели процессов, объектов, предметов (используя при этом воображение), чтобы затем создать трехмерную графическую модель.
Мы предположили, что занятия по 3D моделированию позволят повысить уровень воображения у старшеклассников.
Для проведения исследования были специально отобраны методики, направленные на определение уровня продуктивности воображения, уровня сложности воображения, степени фиксированности образов представлений, гибкости или ригидности воображения.
Методики, проведенные на констатирующем этапе, показали, что воображение у старшеклассников недостаточно развито. Для развития воображения мною были проведены кружковые занятия с учащимися 9-х классов Тарской средней школы № 2 по изучению 3D моделирования в 3DStudioMax 2008. В опытно-экспериментальной работе участвовали 10 старшеклассников.
Рассмотрев методические подходы Бондаренко С., Бондаренко М., Верстака В., нами было разработано и проведено 6 занятий по 3D моделированию, позволяющих изучить основы 3D моделирования.
После проведения уроков по изучению 3D моделирования в 3DStudioMax 2008, при помощи методик было установлено, что данные уроки положительно повлияли на развитие воображения учащихся 9 класса.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов позволил сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась, а проведенные занятия по 3D моделированию, оказались эффективными, так как произошли изменения уровня развития воображения, а именно:
- повысился уровень продуктивности воображения;
- повысился уровень сложности воображения;
- повысилась гибкость воображения;
- понизилась степень фиксированности образов представлений.
Таким образом, задачи, поставленные в данной работе, были решены, а именно: была изучена литература об особенностях развития воображения старшеклассников и подобраны методики, с помощью которых можно проследить изменение уровня развития воображения; была изучена литература по моделированию в общем и особенности 3D моделирования в частности; было проверено на практике влияние кружка по 3D моделированию на развитие воображения старшеклассников (9 класс).
Решение поставленных задач способствовало достижению цели: воображение старшеклассников развивалось при помощи 3D моделирования.
Библиография
1. 3D Studio MAX Искусство трехмерной анимации Platinum Edition (+CD). / Ким Ли: Диасофт-ЮП, 2005. – 887 c.
2. 3D Studio VIZ для дизайнера. / Хаббелл Д., Бордмэн Т.: ДиаСофт, 2004. – 663 c.
3. Билл Флеминг. Создание трехмерных персонажей. Уроки мастерства: пер. с англ. / М.: ДМК, 2005. – 448 с.: ил. (Серия «Для дизайнеров»).
4. Бондаренко С. В., Бондаренко М. Ю. 3ds Max 2008. Библиотека пользователя (+CD). – Диалектика, 2008. – 560 с.: ил.
5. Бондаренко С. В., Бондаренко М. Ю. 3ds Max 8. Библиотека пользователя (+CD). – СПб.: Питер, 2006. – 608 с: ил. – (Серия «Библиотека пользователя»).
6. Бондаренко С. В., Бондаренко М. Ю.3ds max. Легкий старт. – СПб.: Питер, 2005. – 128 с.: ил.
7. Бондаренко С. В., Бондаренко М. Ю. Autodesk 3ds Max 2008 за 26 уроков. 3D Studio max 2008 (+CD). – Диалектика, 2008. — 576 с.: ил.
8. Бондаренко С. В., Бондаренко М. Ю. Autodesk 3ds Max 2008. 3D Studio MAX 2008. Краткое руководство. – Диалектика, 2008. – 144 с.: ил. – (Серия «Краткое руководство»).
9. БурлаковМ. В.Autodesk 3ds Max 2008. Самоучитель 3D Studio MAX 2008 с электронным справочником (+CD). – Диалектика, 2008. – 512 с.: ил. – (Серия «Самоучитель»).
10. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов – М.: Смысл, 2008. – 685 с.
11. Верстак В. А. 3ds Max 8. Секреты мастерства (+CD). – СПб.: Питер, 2006. – 672 с.: ил.
12. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 2007. – 528 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2002. – 504 с, ил.
14. Джемс У. Психология/Под ред. Л. А. Петровской. – М.: Педагогика, 2001. – 368 с. (Классики мировой психологии).
15. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.
16. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.: ил.
17. Информатика. Задачник практикум в 2т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. – 304 с.: ил.
18. Информатика: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов, Н. А. Юнерман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 225 с.: ил.
19. Келли Л. Мэрдок. Autodesk 3ds Max 9. Библия пользователя. 3D Studio MAX 9 (+DVD). – Диалектика, 2008. – 1344 с.: ил. – (Серия «Библия пользователя»).
20. Маров М. Н. 3ds max. Материалы, освещение и визуализация (+CD). – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.: ил.
21. Маров М. Н. 3dsmax. Моделирование трехмерных сцен (+СD). – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.: ил.
22. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 2005
23. Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 2007
24. Мортье Ш. 3dsmax 8 для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 368 с.: ил. – Парал. тит. англ.
25. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии – М.: Прогресс, 2007 – 347 с.