Система WWN адаптирована к условиям Восточно-европейского рынка и рынка стран СНГ по торговле черными и цветными металлами, нефтепродуктами и газовым конденсатом, а также нефтехимическими и химическими продуктами. Деловыми партнерами WWN являются Price Water House Coopers, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Сити-банк, страховая компания «Альянс». Пользователями данной системы выступают многие ведущие компании мира — Бритиш Стил, Бритиш Петролеум, Шелл и другие.
В систему вводятся на контрактной основе в качестве пользователей все участники внешнеторговых сделок, а именно производители, торговые компании, покупатели, транспортные и страховые компании, а также банки. Системой WWN предусматривается полный цикл торговой сделки, начиная от поиска торгового партнера через электронный рынок, включая электронный обмен документацией в процессе проведения сделки и заканчивая предоставлением услуг по электронному аккредитиву. Кроме того, система дает возможность решать весь комплекс проблем, связанных с поставкой на предприятие сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих изделий и пр.
Существуют три основные модели использования предприятиями МОС для поддержания деловых взаимодействий.
Одно предприятие с одним. В этой простейшей форме МОС устанавливает электронную связь между двумя сторонами. Как правило, МОС «одно предприятие с одним» создается для поддержки отношений с основным потребителем, поставщиком или продавцом (т.е. МОС «продавец — покупатель»). Но МОС может использоваться и стратегическими партнерами, не связанными отношениями продажа — покупка. МОС «покупатель — продавец» часто эволюционирует в более сложные системы поддержки определенных отношений в отрасли.
Одно предприятие со многими. МОС можно применять для связи предприятия с другими участниками его производственных цепочек. Существуют МОС маркетинга, реализации или распределения, которые связывают предприятие с потребителями или посредников с продавцом.
Многие предприятия со многими. МОС можно также использовать для связи одновременно с последующими и предыдущими участниками производственных процессов предприятия, тем самым создавая рыночное пространство для покупателей и продавцов услуг и распределения информации. В последние десять лет число электронных рыночных платформ, управляемых и контролируемых одним участником, сокращалось. Вместо этого инициатива в этой области перешла к коалициям игроков или к нейтральной третьей стороне.
Для оценки возможностей и риска электронной коммерции и электронного бизнеса необходимо вернуться к общим принципам, которые лежат в основе традиционных коммерческих сделок, и к влиянию МОС на природу и структуру рыночных операций.
Рынок можно рассматривать в виде транзакций и личностных отношений между покупателями и продавцами. В любом обмене главные лица — это производитель и потребитель, но в их отношения замешаны многие посредники, облегчающие движение продукта от производителя к потребителю (реклама, розничные торговцы, банкиры, брокеры и т. д.). Все они вместе работают в рыночной сети, реализуя действия, необходимые для проектирования, производства, распределения, продажи и использования продукта или услуги. Помимо операционных задач, «производственная сеть» должна осуществлять координацию, контроль, управление ресурсами, чтобы эти операции были эффективны внутренне и внешне.
Производство продукта или услуги можно организовать тремя способами (рис. 1).
Во-первых, эта деятельность может быть заключена в рамках одной вертикально интегрированной фирмы.
Во-вторых, один или несколько видов деятельности, связанных с производством, могут осуществляться вне предприятия.
В-третьих, может создаваться «виртуальная корпорация», когда предприятие обеспечивает координацию, контроль и управление ресурсами и заключает внешние контракты, касающиеся всех или почти всех иных видов деятельности, связанных с производством продукта/услуги.
Вертикально-интегрированные предприятия возникают объективно тогда, когда рынок не может гарантировать своевременную поставку необходимых им ресурсов или обеспечить нужное их качество. В таких случаях даже более низкая цена ресурсов на рынке по сравнению с себестоимостью собственного их производства не останавливает предприятия перед созданием дополнительных, в том числе непрофильных, производств, обеспечивающих ему своевременное обеспечение ресурсами нужного качества.
Рис. 1. Модели организации деятельности предприятия
Однако, если межорганизационные структуры и системы можно эффективно внедрить, целесообразно выбрать внешние источники поддержки производственной деятельности, экономя на ее масштабе. Традиционно используются внешние источники товаров и услуг, поставки которых связаны с относительно небольшим риском для предприятия, поскольку затраты на координацию и управление при больших рисках слишком высоки. В 80-е и 90-е годы все большее число фирм на Западе обращались к внешним источникам ресурсов, что позволило им снизить издержки, более быстро реагировать на изменения в среде и сосредоточиться на том, в чем они компетентны.
Использование ИТ для контроля и координации производственной деятельности за пределами предприятий стало главным фактором в переходе от вертикальной интеграции к поставкам ресурсов и комплектующих извне, что закрепилось в качестве доминирующей модели 90-х годов. Помимо традиционных отношений с поставщиками, обеспечивающими низкий риск срыва поставок, все большее число предприятий начинает применять ИТ для координации и контроля тех видов деятельности, которые традиционно относятся к категории высоко рискованных.
Наконец, многие фирмы в 90-е годы определяли межорганизационные структуры ИТ так, чтобы максимально упростить отношения с внешней средой. Действуя в обход посредников, они заключали многочисленные контракты, стремясь избавиться от «лишних» производств, и оставляли себе небольшое число видов деятельности, в которых они компетентны, и систему управления, необходимую для координации внешних связей.
МОС помогает предприятиям изменить правила, которые лежали в основе управления рыночными операциями. Новые возможности информационных и коммуникационных технологий, разработка международных стандартов, управляющих коммуникациями и информационным обменом, позволили компаниям создать технологические платформы, необходимые для интеграции, рационализации и управления межорганизационными процессами.
Отслеживая в реальном масштабе времени информацию, касающуюся динамики межорганизационных процессов, МОС помогают реализовать выгодное партнерство, несмотря на высокий уровень неопределенности среды и ее быстрое изменение. По мере снижения издержек на МОС, увеличения их гибкости и эффективности, по мере того как глобальные сети облегчают межорганизационные связи и контроль, ведущая тенденция заключается в движении от вертикальной интеграции к виртуальной организации, ориентированной на внешних партнеров. Еще одна тенденция — устранение посредников из каналов поставки ресурсов и распределения продукции, что позволяет производителям и потребителям взаимодействовать в сети купли-продажи, напоминающей открытые рынки в ранней фазе их существования.