Смекни!
smekni.com

Никлаус Вирт (стр. 2 из 2)

Язык Modula-2 был не только компактной и эффективной альтернативой языку Ada, он намного опережал те реализации идей модульного программирования, которые лишь спустя годы и в гораздо менее продуманном виде нашли свое отражение в Turbo Pascal и Delphi. Знаменитая операционная система OS/400 для IBM AS/400 была реализована на Modula-2. Центр системных исследований корпорации Digital (DEC Systems Research Center) взял этот язык в качестве основы реализации своих внутренних проектов, создав впоследствии язык Modula-3.

Компьютерная индустрия отставала от работ Вирта как минимум на 5–7 лет. В том же 1979 г. (когда появился первый компилятор Modula-2 на компьютере PDP-11 в среде RT-11) намного уступавший Lilith легендарный компьютер Apple II только-только обрел компилятор Apple Pascal, ориентированный на UCSD-реализацию Паскаля. До появления первого скромного Turbo Pascal Андерса Хейльсберга оставалось целых четыре года! Что касается компьютера Lilith, то он стал первым компьютером в Европе, который полноценно использовал возможности лазерной печати. Впоследствии Вирт с грустью говорил о том, что с проектом Lilith швейцарская промышленность упустила свой уникальный шанс.

Подлинной жемчужиной творчества Вирта стал проект Oberon (1988). Созданная почти два десятилетия назад система Oberon (Oberon System, http://www.oberon.ethz.ch/) играет в наши дни приблизительно ту же роль, что в начале 1980-х годов играли проекты Alto и Xerox Star знаменитого центра Xerox PARC, откуда взяли начало современные персональные компьютеры и текстовые редакторы. Для таких корпораций, как Microsoft, IBM и Sun Microsystems, проект Oberon стал источником плодотворных идей, среди которых можно выделить документоориентированный интерфейс, браузеры, промышленные языки разработки ПО (Java и C#), машинно-независимый мобильный код (JVM и .NET CLR), аплеты, компонентное ПО, динамическую компиляцию (JIT, AOC, DAC), смарт-теги, веб-службы и др.

Сейчас это кажется невероятным, но чтобы перекомпилировать операционную систему Oberon и компилятор Oberon, требовалось в общей сложности всего 15 секунд! И это на оборудовании начала 1990-х годов.

Михаэль Франц в феврале 1994 г. защитил в ETH диссертацию, которая называлась "Динамическая кодогенерация – ключ к переносимому программному обеспечению". В ней были четко обозначены проблемы виртуальных машин и предложен крайне простой и довольно необычный подход к достижению переносимости. В диссертации Франца не только подробно разбирался принцип формирования и хранения промежуточного представления, но и делался вывод о том, что для подобного класса языков он остается практически неизменным. Другими словами, для языка Java этот принцип вполне подходил. Кстати, понятие applet тоже фигурировало в работах Франца. Через год после появления Java Михаэль Франц к лету 1996 г. подготовил среду под названием Juice, выполненную в виде подключаемого модуля для браузеров Netscape и Microsoft. Модуль состоял из компактного варианта ОС Oberon и полнофункционального компилятора Oberon, размер которых (в Oberon-формате) в общей сложности составляет всего лишь 100 Кбайт. В марте 1994 г. Михаэль Франц сделал в Sun Labs несколько докладов, и к весне того же года Билл Джой (вице-президент Sun и идеолог проекта создания Java) уже имел на руках всю необходимую информацию, включая и диссертацию Франца. Джой стал одним из первых обладателей лицензии на ETH Oberon. В июне 1994 г. Биллу Джою пришла в голову (а вот как это произошло, история стыдливо умалчивает) идея переориентировать язык Oak Джеймса Гослинга на иные задачи – создание компактной ОС. В пожарном порядке был сверстан проект, который получил название LiveOak. Все это необходимо учитывать при взгляде на нынешние проблемы Java.

Мир промышленного программирования полон избыточной сложности. В результате такие критерии, как простота (наглядность исходных текстов), надежность, компактность программ и эффективность исполняемого кода, теперь заменяются на один главный критерий – скорость реализации идей. А это неизбежно ведет к резкому снижению влияния самого языка и возрастанию роли инструментальной среды, которой подчас вообще все равно, чем оперировать, и прежде всего ее возможностей визуализации. Как точно отмечает Никлаус Вирт, "постоянный недостаток времени – вот, вероятно, первейшая причина, приводящая к появлению громоздкого программного обеспечения". Приоритет времени разработки в общем-то понятен: человеческие ресурсы нынче стоят значительно выше, чем аппаратные. Но не теряем ли мы по дороге то ценное, что вернуть потом будет крайне тяжело?

Мы живем в эпоху торжества безумной технологической гонки и надуманной сложности. Всю свою жизнь Никлаус Вирт посвятил борьбе с этими пагубными явлениями, но его не слышат или не хотят слышать. "Крайнюю степень ума, – писал Блез Паскаль, – обвиняют в безумии точно так же, как полное отсутствие ума. Хороша только посредственность".

Языки программирования, разработанные Виртом:

(1963) Euler

(1966) Algol-W

(1968) PL360

(1970) Паскаль

(1976) Modula

(1979) Modula-2

(1988) Оберон

Никлаус Вирт в Академгородке.

2 и 3 октября в качестве гостя Института систем информатики им. А. Ершова Академгородок посетил знаменитый ученый, автор алгоритмических языков Паскаль, Модула и Оберон, профессор Высшей технической школы Цюриха Никлаус Вирт. С Академгородком у Вирта давние связи. В 1965 году он познакомился с академиком Ершовым, который приезжал в США на конгресс ИФИП (Международная федерация по обработке информации). Научные контакты складывались как по линии рабочей группы ИФИП по языку Алгол, так и по линии использования языка Паскаль для реализации системы <Бета>. Свидетельства дружественных отношений двух ученых хранит архив академика Ершова.

Большую роль в популяризации в нашей стране языков и систем Никлауса Вирта сыграли работы группы профессора И. Поттосина из ИСИ СО РАН. Игорь Васильевич являлся научным руководителем Дмитрия Кузнецова, одного из разработчиков архитектуры <Кроноса> (первый отечественный 32-разрядный компьютер), и именно он подал идею повторить эксперимент Никлауса Вирта - реализовать процессор с архитектурой, ориентированной на языки высокого уровня.

Утром 2 октября Вирт принял участие в открытии Потоссинской олимпиады в НГУ, выразив надежду, что созданные им языки программирования - преемники Паскаля - займут достойное место в системе IT-образования. В три часа того же дня Большая физическая аудитория НГУ была до отказа заполнена желающими прослушать доклад профессора Вирта об эволюции языков и программирования, где в очень доступной логической форме был дан анализ инноваций в компьютерных науках за последние 40 лет.

В начале своего выступления он извинился, что так и не доучил русский язык до того уровня, чтобы беспрерывно и внятно говорить на нем целых два часа. Предложение прочесть доклад на немецком аудитория встретила смущенным молчанием. <Самой серьезной ошибкой, сделанной еще в 1957 году, была ошибка: Y = X>, - отметил профессор. В зале раздались легкие смешки. Речь шла о том, что не все могут воспринимать это равенство как команду присваивания. Кроме вышеупомянутой ошибки, Вирт отметил и целый ряд других промахов, усложняющих языки настолько, что их практическое использование серьезно затрудняется. В этой связи Вирт объяснил, что намеренно пришел к использованию в своих языках нисходящего синтаксиса, а также выразил удивление о существующей до сих пор команде виртуальной переадресации, которая была необходима лишь во времена, когда память исчислялась кило-, а не мегабайтами.

Отдельной мишенью для критики профессора служили популярные языки С и С++, к неудобной и запутанной структуре которых ученый возвращался неоднократно. Так, например, язык Java был им назван Обероном, испорченным синтакисом языка С. В качестве верного пути Вирт предложил начать активно использовать Оберон при обучении студентов программированию. Тот факт, что на С++ пишется сегодня огромное количество программ, профессор назвал не основополагающим. Если предприятие работает на этом языке, то его инженеры-программисты имеют множество проблем, тогда как учебная часть в это же время продолжает выпускать специалистов по С и С++ по причине их востребованности на предприятиях. В результате явление образует собой замкнутый круг, который просто необходимо разорвать, если мы говорим о развитии языков программирования в сторону функциональности и простоты. Профессор не скупился на критику в адрес языков программирования с переопределяемыми синтаксическими правилами (макросы языка С и перегружаемые операторы).

Желающих получить автограф знаменитого Вирта оказалось немало - профессор подписывал все предложенные предметы около получаса. Самые серьезные студенты гордо принесли с собой книги самого Никлауса Вирта <Алгоритмы и структуры данных>, <Системное программирование> и <Модула-2>. Другие ограничились росчерком гения в зачетке или на студенческом билете. Пока ученый раздавал автографы, на крыльце НГУ собралась пара сотен человек, чтобы запечатлеть торжественный момент истории.

Программу пребывания Никлауса Вирта в Академгородке завершил <круглый стол> с преподавателями программирования различных вузов и школ, где были рассмотрены вопросы, волнующие современных педагогов. Небрежно поругивая вечно востребованный С++, участники пришли к единому мнению о том, что Оберон или Компонентный Паскаль является общим наиболее удобным делителем целого ряда современных языков программирования и вполне может играть роль эсперанто в обучающем курсе студентов-программистов.

За большой вклад в информатику доктор Никлаус Вирт получил многочисленные награды и почести. Американский Совет Магистров присвоил ему звание член-корреспондента; Компьютерное Общество Института Инженеров по электронике и радиотехнике — звание компьютерного пионера; он получил приз IBM европейской науки и техники; стал членом Швейцарской Академии Инженерии и иностранным партнером Американской Академии Инженерии, а также получил орден "Pur le merte" и премию Тьюринга. Вирт получил почетные докторские степени от многих университетов: университет Лавапь, Квебек (Канада), университет Калифорнии, Беркли, университет Йорк (Англия), университет Лине Иоганна Кеплера (Австрия), университет Новосибирска (Россия), Открытый университет Англии, университет Пре-тории (Южная Африка).