Программируя компьютеры, не хватало одного – все программы могут работать согласовано, и не конфликтовать друг с другом. Для этого и были созданы операционные системы. Зная свойства операционных систем можно построить общее представление о том, какой круг возможностей той или иной операционной системы и стоит ли ее использовать на своем компьютере.
Любая операционная система представляет собой некую рабочую среду, в которой пользователь может выполнять различные функции. Определить, может ли выполнять ту или иную программу та или иная операционная система не возможно до тех пор, пока эта программа не будет запущена. Есть программы, которые не смогут выполнять каких-либо функций на компьютере без какого-либо компонента компьютера. Например, незачем устанавливать на компьютер программу для скачивания изображений из буфера обмена данных со сканера, если самого сканера у Вас нет.
Современные операционные системы имеют графический интерфейс, мода на него началась еще в начале 80-х годов с выхода первой версии операционной системы MacOS для компьютеров ApplePC. Собственно сам графический интерфейс появился гораздо раньше и использовался в операционной системе UNIX. Понятие графического интерфейса появилось еще раньше, чем операционные системы с его использованием.
Общими свойствами большинства современных операционных систем является так же многозадачность. Многозадачность – это возможность операционной системы с помощью процессора выполнять одновременно сразу несколько программ, а по современным меркам за единицу времени современная система может выполнять сразу более чем несколько программ, тут речь идет уже о десятках, о сотнях программ, которые выполняются компьютером одновременно. Это легко представить из простого примера. На заводе работает один человек, который сам выполняет производство, скажем, спичек. Он сам готовит древесину, потом он сам выстругивает спички, потом обмакивает их по очереди в сере и в конце упаковывает их по коробкам. Как Вы думаете, насколько эффективно он работает? А если добавить еще три десятка таких же рабочих, эффективность работы завода увеличиться, как Вы думаете? И если каждый будет выполнять свое дело: один – древесину готовить, другой – ее обмакивать, а третий – упаковывать, увеличиться производительность завода? Я думаю, что да. Вот именно на этом принципе основана многозадачность.
Это то, чего в полной мере не реализовано в системе Windows, но давно реализовано в Linux и еще раньше реализовано в UNIX. Многопользовательский режим – это когда на одном компьютере может одновременно работать сразу несколько человек. Мы ведь с Вами знаем, что персональный компьютер – он потому то и персональный, что на нем может работать только один человек. Но операционные системы сейчас устраивают так, что они позволяют обслуживать одновременно несколько пользователей. Правда, на это обычно уходит много оперативной памяти. Вспомним пример со спичечным заводом: один станок может одновременно обслуживать несколько служащих, но при этом необходимо повысить мощность станка, иначе он может не выдержать нагрузки и выйти из строя. Понятия многопользовательского режима зародились еще в 60-х годах.
Операционные системы разделяют по определенным типам, которые помогают пользователям лучше разобраться в надобности приобретения той или иной операционной системы:
– однозадачные – многозадачные;
– многопользовательские – однопользовательские;
– графические (с наличием GUI) – текстовые (только командная строка);
– бесплатные – платные;
– открытые (с возможностью редактировать исходный код) – закрытые (без возможности редактировать исходный код);
– клиентские – серверные;
– высокая стабильность (устойчивость к сбоям аппаратной части) – низкая стабильность;
– простая в администрировании (для рядового пользователя) – сложная, для системных администраторов;
– 16-разрядная – 32-разрядная – 64-разрядная (в далеком прошлом были еще и 8-разрядные);
– с высоким уровнем безопасности данных – с низким уровнем безопасности; Windows– это целая история. Появился Windows в 1985 году, впервые был представлен на выставке информационных технологий Comtex в Лас-Вегасе. Тогда операционная система была представлена как некое дополнение к DOS. Windows не имел нормального графического интерфейса, из-за чего его трудно было назвать полноценной графической операционной системой.
Последующее развитие Windows привело к тому, что с каждым годом росло количество компаний по производству платного программного обеспечения. В то время, как космические корабли бороздят просторы вселенной, производители Windows компания Microsoft пытается любыми путями сделать свою операционную систему наиболее популярной. Им это удалось, правда, не сразу, а только с третьей версии Windows стали считать более-менее нормальной операционной системой.
Windows 95 считается «операционной системой для домохозяек». Это говорит о том, что пользователей Windows 95 сравнивали с домохозяйками, так как она была очень простой операционной системой.
Что уж там говорить про стабильность Windows. Недаром наиболее опытные администраторы WEB-серверов ставят на сервер любую другую операционную систему, только не Windows, так как у нее очень низкая стабильность.
История Windows уходит в начало 80-х годов, а именно в 1983 год, когда компания Microsoft занялась выполнением давно обещанного компании IBM проекта графической операционной системы. Ранее, еще при создании компьютера IBMPC 5200, компания Microsoft пообещала, что обязательно предоставит IBM полноценную операционную систему с графическим интерфейсом, чего так и не сделала из-за того, что процессоры того времени были не достаточно производительны, чем работу с DOS или UNIX. Нужно было создать подходящие условия для того, чтобы в полной мере осуществить, создать-таки графический интерфейс. [1]
Впервые MicrosoftWindows была представлена на выставке Comdex 10 ноября 1983 г., тогда она позиционировалась как графическое расширение для MS-DOS. Даже известные MicrosoftWindows 3.x и MicrosoftWindowsforWorkgroups 3.x не являлись операционными системами в чистом виде, а представляли собой надстройки или расширения MS-DOS. Основными новшествами, реализованными в MicrosoftWindows, стали появление графического интерфейса пользователя и использование наряду с клавиатурой другого устройства – графического манипулятора «мышь», без которого теперь трудно представить любой современный персональный компьютер.
За четыре года, прошедшие с момента появления Windows 3.1, она стала фактическим стандартом операционных систем для персональных компьютеров. MicrosoftWindows 3.1 (и впоследствии WindowsforWorkgroups 3.11) устанавливалась примерно на 80% выпускаемых в то время персональных компьютеров, а на прикладные программы для MicrosoftWindows приходилось 60% продаж программного обеспечения».
Хронология выпусков различных версий Windows выглядит следующим образом:
Рис. 1. Хронология версий Windows. [9]
В эволюции Windows можно выделить 5 ветвей это:
-16 битные версии;
– линейка 9x;
– линейка NT;
– Windows Server линейка;
– CE линейка;
16 битные версии – одни из самых первых версий Windows
линейка 9x-второе поколения Windows
Далее Windows разделился на следующие ветви, это линейка NT, WinServerи и CE линейки.
Линейка NT – ориентирована на домашних пользователей и на на персональные компьютеры соответственно
Линейка WindowsServer – ориентирована уже на серверные платформы именно к ней и относится WindowsServer 2008
CEлинейка – предназначена для различных мобильных устройств.
В данной дипломной работе рассматривается именно серверная линейка операционных систем Windows, WindowsServer 2008.
Что же касается операционной системы Linux, то, Linux– это нечто большее, чем просто операционная система для персонального компьютера. История Linux началась 90-х, когда молодой программист Линус Торвальдс из Хельсинского института компьютерных технологий решил создать операционную систему для своих нужд. Он занялся созданием системы на основе UNIX. А Unix, в свою очередь, родился так.
В середине 60-х годов сотрудники компании GeneralElectrics, AT&TBellLaboratories и Массачусетского института написали операционную систему Multics, в которой было реализовано то, о чем даже и не задумывались другие разработчики программных продуктов. Например, поддержка файловых систем, многозадачный и многопользовательский режим работы. Проект, из-за слабой развитости и отсутствия поддержки других разработчиков, был закрыт в конце 60-х годов.
После Multics был разработан UNIX, который, в отличие от предшественницы, поддерживал не только многозадачность, но и работал на разных платформах, включая предков современных ПК, которых тогда называли как мини-компьютеры. В основе, а вернее в первопричине создания операционной системы лежит игра SpaceTravel, которая была разработана программистом Кеном Томпсоном. Так уж получилось, что игра не смогла заработать на компьютере того времени Honeywell 635, и поэтому Кен Томпсон ожидал выхода более мощного компьютера. Игра все же заработала, но перед этим она прошла очень сложный путь модернизации, причем это касается не столько игры, сколько самого компьютера. В конце концов, для того, чтобы игра заработала, пришлось в буквальном смысле этого слова создать для нее операционную систему. Пришлось усовершенствовать файловую систему для ускорения работоспособности системы, добавить функции управления системными устройствами, процессором, памятью и так далее. Управление всеми функциональными возможностями занимался мощный командный процессор BourneAgainShell, в народе просто Bash. UNIX стал одной из первых POSIX-совместимых операционных систем. (POSIX– PortableOperatingSystemInterfaceforcomputerenvironments, интерфейс переносимой операционной системы.).