Смекни!
smekni.com

6.Компонент Button используется для создания кнопок, котрыми можно выбирать те или иные команды.

7.Компонент Checkbox позволяет выбирать или выключать те или иные опции.

8.Компонент RadioButton предлагает набор альтернатив из которых выбирается одна.

9.Компонент ListBox представляет стандартное окно списка, позволяющее выбирать те или иные пункты из списка.

10.Компонент ComboBox объединяет функции ListBox и Edit.Он позволяет ввести текст или выбрать из списка.

11.Компонент ScrollBar -это стандартная линейка прокрутки.

12.Компонент GroupBox объединяет группу связанных органов управления (контрольные индикаторы, радиокнопки).

13.Компонент RadioGroup -комбинация GroupBox с набором RadioButton. Он позволяет создавать группы радикнопок.

14.Компонент Panel испорльзуется для группировки органов управления.


Страница Win95 включает следующие компоненты:

- TabControl - используется для создания закладок, которые можно выбирать;

- PageControl - создает страницы, управляемые закладками;

- TreeView - позволяет просматривать иерархические структуры данных;

- ListView - отображает списки в колонках;

- ImageList - позволяет работать со списками изображений (невизуальный компонент);

- Header - создает составные перемещаемые заголовки;

- Richedit - создает окно редактирования (позволяет выбирать цвет, шрифт и т.д.);

- StatusBar - отображает информацию о состоянии программы;

- TrackBar - создает ползунок;

- ProgressBar - используется для отображения хода процесса;

- UpDown - создает кнопку-счетчик;

- HotKey - создает поддержку "горячих клавиш";

- AnimatedSymbol – создает простейшую аннимацию.

Страница Additional состоит из следующих компонент:

- BitBtn -используется для создания кнопок, на которых расположен рисунок;

- SpeedButton - применяется для создания линеек инструментов вместе с компонентом Panel;

- MaskEdit - используется для ввода символов в соответствии с шаблоном;

- StringGrid - применяется для отображения текстовой информации в строках и столбцах;

- DrawGrid - применяется для отображения нетекстовой информации в строках и столбцах;

- Image - используется для отображения графики;

- Shape - используется для рисования геометрических фигур;

- Bevel - используется для рисования объемного прямоугольника;

- ScrollBar - применяется для создания зон отображения с прокруткой;

- Scroller - применяется для создания зон отображения с горизонтальной прокруткой;

Компоненты страницы DataAcces используются для связи и передачи информации между приложениями и базами данных. В работе не рассматриваются.

Компоненты страницы DataControls используются для организации доступа к данным. В работе не рассматриваются.

Страница Win3.1 содержит компоненты, ориентированные на Windows 3.1.

В работе не рассматриваются.


Страница Internet содержит компоненты, ориентированные на работу с Internet.

- TFTP – компонент, осуществляющий перенос данных между локальным и удаленным компьютером с рлмощью протокола FTP;

- THTML – предназначен для отображения документов формата HTML;

- THTTP – позволяет получать документы с помощью протокола HTTP;

- TNNTP – позволяет осуществлять соединение в режиме on-line с серверами новостей по протоколу NNTP;

- TPOP – позволяет приложению обмениваться данными с почтовыми серверами с использованием протокола POP3;

- TSMTP – поддерживает обмен сообщениями с почтовыми серверами на основе протокола SMTP;

- TTCP – осуществляет сетевое соединение и обмен данными по протоколу TCP;

- TUDP – осуществляет соединение и обмен данными по протоколу UDP.

Компоненты страницы Dialogs используются для создания различных окон диалога(невизуальные компоненты);

- OpenDialog - для создания окон диалога "открыть файл";

- SaveDialog - для создания окон диалога "сохранить файл";

- FontDialog - для создания окон диалога "шрифты";

- ColorDialog - для создания окон диалога " цвет";

- PrintDialog - для создания окон диалога "печать";

- PrinterSetupDialog - для создания окон диалога "установки принтера";

- FindDialog - для создания окон диалога "найти";

- ReplaceDialog - для создания окон диалога "заменить".

Страница System содержит компоненты, позволяющие включить в программу системные средства:

- Timer - используется для запуска процедур, функций и т.д. в заданное время (невизуальный компонент);

- PaintBox - создает область, в которой можно рисовать;

- FileListBox - создает окно, в котором отображается список файлов из выбранного каталога;

- DirectoryListBox - отображает каталоги выбранного диска;

- DriveComboBox - позволяет отображать и выбирать диски;

- FilterComboBox - позволяет создавать окно для отображения фильтров файлов;

- MediaPlayer - позволяет проигрывать звуковые и видеофайлы;

- OLEContainer -создает область для объекта OLE;

- DDEClientConv - используется для диалога с DDE сервером (невизуальный компонент);

- DDEClientItem - используется для спецификации данных, передаваемых DDE серверу (невизуальный компонент);

- DDEServerConv - используется для DDE сервером для диалога с DDE с клиентом (компонент невизуальный);

- DDEServerItem - используется для спецификации данных сервера (компонент невизуальный).

QReport -ВК используются для генерации отчетов. В работе не рассматривается.

ActiveveX- OCX-компоненты, неявляющиеся частью C++Builder.

- ChartFX - используется для построения диаграмм;

- VCFirstImpression -реализует трехмерную графику;

- VCFormulaOne - используется для работы с электронными таблицами;

- VCSpeller - средство проверки орфографии;

- GraphicsServer - средство для работы с графикой;

На этой странице могут быть расположены свободно распространяемые компоненты для разработки тех или иных приложений (например, просмотрщик файлов виртуальной реальности VRML и др.).

Страница Samples содержит компоненты, разработанные пользователями - примеры VCL.

- Gauge - создает индикатор хода процесса;

- SpinButton - позволяет создавать кнопки- счетчики;

- SpinEdit - создает окно редактирования с кнопкой-счетчиком;

- MCxSpriteBgr - панель, на которой можно создавать спрайты;

- MCxStrite - позволяет создавать спрайты.

Компоненты VCL можно разрабатывать самостоятельно, поэтому существует большое количество страниц и компонентов. Вот некоторые из страниц.

JG - дополнительные компоненты

- Banner - позволет создавать в окне движущийся текст или изображение;

- SizeTask - позволяет устанавливать максимальный размер формы

MyStuff - дополнительные компоненты

- Animated - проигрывает bmp-файлы;

- AutoLed - кнопка меняет цвет;

- MMLabel - метка меняет цвет;

4.5 Программы, управление событиями, исключения

Рассмотрим простейшую программу - вывод строки по нажатию кнопки. Создадим новый проект или воспользуемся пустым проектом, который предоставляется С++ Builder в момент его запуска.

На пустую форму положим два компонента: строку редактирования Edit и кнопку Button.

Для этого щелкнем мышью на пиктограмме требуемого элемента в палитре, а затем поставим его в нужное место формы.

Далее щелкнем на свойстве Textкомпоненты Edit и удалим текст, присвоенный строке системой.

Изменим свойство Caption кнопки Button, введя текст "Нажми". Форма готова. Осталось написать исходный текст для обработки нажатия кнопки. Для этого надо выделить кнопку Button, переключить окно инспектора объекта в режим создания обработчиков событий и дважды щелкнуть на событии OnClick.

Откроется окно редактирования кода, в котором появился пустой обработчик события. Добавим в него строку исходного текста:

Edit1-> Text = "ПриветотBorland C++!";

После этого командой Run-Run начать компиляцию и выполнение программы.

Нажмем кнопку "Нажми", и программа поприветствует нас. В отличии от DOS, в которой программа получает управление при запуске, и выполняется от начала до конца, в Windows 95 программа управляется событиями. При управлении событиями программа не делает ничего до тех пор, пока не происходит событие - нажатие клавиши мыши, нажатие клавиши клавиатуры и т.д.

Существуют различные виды событий и их обработка. На примерах рассмотрим некоторые из них.

1.Обработчик, откликающийся на событие.

Рассмотрим пример - обработка нажатия клавиши мыши и вывод координат курсора мыши.

1.Запускаем C++ Builder.

2.В инспекторе объектов выбираем страницу Events.

3.Справа от метки события OnMouseDown (нажатие клавиши мыши) дважды щелкаем мышью.

4.Появляется программный код процедуры - обработчика событий.

5.Вводим код.

Form1->Canvas->TextOut(X,Y,"Координата "+IntToStr(X)+

","+ IntToStr(Y));

6. Запускаем программу на выполнение.

При нажатии клавиши мыши активизируется обработчик событий OnMouseDown,которому передаются параметры - координаты X и Y.

Таким образом в данном случаее мы рассмотрели вариант, когда обработчику событий передана некоторая информация - параметры X и Y.

2.Обрабочик событий, передающий информацию, вызываемой процедуре.

Возможен вариант, когда обработчик событий передает информацию функции, которая его вызвала. Рассмотрим пример, когда в окне редактирования все буквы преобразуются в заглавные.