Для углубленного изучения языка программирования Си необходимо изучить литературу, приведенную ниже.
Литература:
1. Уэйт М., Прата С., Мартин Д. Язык Си. Руководство для начинающих. - М.: Мир, 1988.- 512 с.
2. Страуструп Б. Язык программирования СИ++. - М.: Радио и связь,1991.352с.
3. Бруно Бабэ Просто и ясно о BORLAND С++.-М.:БИНОМ,1995.-400с. 4.Бочков С.О., Субботин Д.М. Язык программирования Си для персонального компьютера. -М.: Радио и связь,1990.-384с.
5. Ричард Вайнер, Льюс Пинсон С++ изнутри. - Киев: ДиаСофт,1993.-304с.
6. Лукас П. С++ под рукой. - Киев:ДиаСофт, 1993.-176с.
7. Стефан Дьюхарст, Кэти Старк Программирование на С++.- Киев: ДиаСофт, 1993.-272с.
8. Белецкий Я. Турбо Си++: Новая разработка. - М.: Машиностроение, 1994. -400с.
9. Том Сван. Программирование для WINDOWS в BORLAND C++.-М.:БИНОМ, 1995.-400с
10. Шилд Г. Программирование на С и С++ для WINDOWS 95.-К.:Торгово- издательское бюро BHV, 1996.-400с.
11. Круглински Дэвид. Основы Visual C++.-М.:Русская Редакция ТОО Channel Trading Ltd, 1997.-696с.
12. Шилдт Герберт. MFC: основы программирования. - К.: Издательская группа BHV, 1997.-560с.
13. Д. Кнут. Искусство программирования для ЭВМ. Т. 3. Сортировка и поиск. - М.: Мир, 1978.
14. Б. Керниган, Д. Ритчи. Язык программирования Си. - М.: Финансы и статистика, 1992.
15. Р.Андерсон. Доказательство правильности программ. М.: Мир, 1984.
16. Шилд Герберт. Самоучитель С++.-BHV.-С.-Петербург.,1997.-512с.
17. ШамисВ.А. Borland C++ Builder. Программирование на С+ без проблем М.: Нолидж, 1997.-266с.
18. Елманова Н.З., Кошель С.П. Введение в BorlandC++ Builder.-М.: Диалог. - МИФИ, 1997.-272с.
19. Рейсдорф К. Освой самостоятельно BorlandC++Builder. М.: БИНОМ, 1998.-702с.
20. Рамодин Д. Создание приложений в среде BorlandC++Builder, Мир ПК №10,11,12-1997г.
21. Калверт Чарльз C++Builder. Энциклопедия пользователя.
22.Оузьер Д., Гробман С., Батсон С. Delphi2. Освой самостоятельно.- М.:Восточная Книжная Компания,1997.-624с.
23. Пирогов В.Ю. Программирование на языке ассемблера для операционных систем MSDOSи Windows, 1999, -550c.
24. Калверт Чарльз и др. BorlandC++Builder 3.Самоучитель.-К:ДиаСофт, 1999.-272с.
25. Московские олимпиады по программированию,М.-1988.-208с.
ПРИЛОЖЕНИЕ N1
Задача N1.
Определить, какая из точек плоскости A(x1,y1), B(x2,y2), C(x3,y3)
расположена ближе к началу координат.
#include<stdio.h>
#include<conio.h>
#include<math.h>
int main(void)
{
char *n[30];
int x1,y1,x2,y2,x3,y3,p1,p2,p3,k;
clrscr();
printf("Введите координаты первой точки\n");
printf("x1=",&x1);
scanf("%d",&x1);
printf("y1=",&y1);
scanf("%d",&y1);
printf("Введите координаты второй точки\n");
printf("x2=",x2);
scanf("%d",&x2);
printf("y2=",y2);
scanf("%d",&y2);
printf("Введите координаты третьей точки\n");
printf("x3=",x3);
scanf("%d",&x3);
printf("y3=",y3);
scanf("%d",&y3);
p1=sqrt(x1*x1+y1*y1);
p2=sqrt(x2*x2+y2*y2);
p3=sqrt(x3*x3+y3*y3);
k=p1; *n="первая";
if(k>p2) { k=p2;*n="вторая"; }
if(k>p3) { k=p3;*n="третья"; }
printf("%s точка ближе всех к началу координат \n",*n);
getch();
return(0);
}
Задача N2.
Можно ли раменять 25 рублей 9 купюрами достоинством в 1, 3 и 5
рублей?
#include<stdio.h>
int main(void)
{
int x,y,s,z;
s=0;
for(x=1;x<=10;x++)
{
for(y=1;y<=10;y++)
{
for(z=1;z<=10;z++)
{
if (( x+3*y+5*z==25) & (x+y+z==9))
{
printf("Можно %d-1p, %d-3p, %d-5p\n",x,y,z);
s=1;
}
}
}
}
if (s==0) {
printf("25 рублей нельзя разменять 9 купюрами в 1р,3p,5p");}
return(0);
}
Задача N3.
Определить в одномерном числовом массиве число соседств из двух чисел разного знака.
#include<stdio.h>
int main(void)
{
int i,j,s,n,a[10];
printf("Введитеэл-тымассива \n");
for (i=1;i<=10;++i)
scanf("%d",&a[i]);
s=0;
for (i=1;i<=9;++i)
{
if (a[i]* a[i+1]<0) s=s+1;
}
printf ("Число эл-тов разного знака =%d \n",s);
}
Задача N4.
Определить, является ли одномерный числовой массив упорядоченным по убыванию.
#include<stdio.h>
#include<dos.h>
int main(void)
{
int i,j=0,n=10,s=0;
int a[10];
printf("Введите элементы массива\n");
for (i=1;i<=n;++i)
{scanf("%d",&a[i]);}
for (i=1;i<=n-1;++i)
{
if (a[i]<a[i+1]) s=1;}
if (s==1) {printf ("Массив не упорядочен по убыванию \n");}
else {printf ("Массив упорядочен по убыванию \n");}
}
Задача N5.
Найти сумму чисел, обратных квадратам первых 100 натуральных чисел.
#include<stdio.h>
#include<dos.h>
int main(void)
{
float i,s=0;
printf ("-----------------------------\n");
for (i=1;i<=100;i++)
{ s=s+1/(i*i);}
printf ("Суммачиселравна %f\n",s);
delay(5000);
}
Задача N6.
Дана точка А с координатами x,y. Определить в каком квадранте
координатной оси она расположена.
#include<stdio.h>
#include<conio.h>
#include<stdlib.h>
int main(void)
{
char xs[10],ys[10];
int x,y;
clrscr();
printf ("Введитекоординатыт.А \n");
gets(xs); gets(ys);
x=atoi(xs); y=atoi(ys);
if (x==0) printf ("Точка на оси Х\n");
if (y==0) printf ("Точка на оси Y\n");
if (x>0 && y>0) printf ("Точка А в 1-й четверти \n");
if (x<0 && y>0) printf ("Точка А в 2-й четверти \n");
if (x<0 && y<0) printf ("Точка А в 3-й четверти \n");
if (x>0 && y<0) printf ("Точка А в 4-й четверти \n");
getch();
}
Задача N7.
Вы забрели в сад, в котором три калитки и решили пройти через них не пропустив ни одной.
Набрав некоторое количество яблок, вы отдали половину всех яблок и еще поляблока человеку у первой калитки, половину того что осталось и еще поляблока человеку у второй калитки, а половину всех оставшихся яблок и еще поляблока человеку у третей калитки и при этом не разрезали ни одного яблока.
Сколько яблок вы должны набрать в саду чтоб вынести X яблок?
#include<stdio.h>
int main(void)
{
int k,n,i,x;
printf("\n Задачапрояблоки .\n");
printf("Введите количество яблок,которое нужно вынести\n");
scanf("%d",&k);
n=k;
for (i=1;i<=3;i++)
{
x=2*k+1;
k=x;
}
printf("%d нужновзять\n",k);
return(0);
}
Задача N8.
Написать программу вычисления числа сочетаний из m по n(формула m!\n!*(m-n)! при m>=n).
#include<stdio.h>
int main(void)
{
int i,m,n;
float f1=1,f2=1,f3=1,c;
printf ("Введите m: ");
scanf ("%d",&m);
for (i=1;i<=m;++i) { f1=f1*i; }
printf ("Введите n: ");
scanf ("%d",&n);
for (i=1;i<=n;++i) { f2=f2*i; }
if (m>=n)
{ for (i=1;i<=m-n;++i) { f3=f3*i; }
c=f1/(f2*f3);
printf ("c=%f \n",c); }
else printf (" m должно быть больше, либо равно n! \n");
}
Задача N9.
Слова и фразы, переходящие в себя при "аккустическом" отображении называются палиндромами.
Написать программу определяющую является слово палиндром или нет.
#include<stdio.h>
#include<conio.h>
#include<string.h>
int main(void)
{
char A[80],B[80];
int i,L;
clrscr();
printf ("Введитеслово A: "); scanf ("%s",&A);
L=strlen(A);
for (i=0;i<=L;++i) B[i]=A[L-i-1];
B[L]='\0';
i=strcmpi(A,B);
if (i==0)
printf ("Слово-полиндром \n");
else printf ("Слово-не полиндром \n");
getch();
}
Задача N10.
Определить находится ли точка M(x,y) внутри верхней части единичного круга с центром в начале координат.
#include<stdio.h>
int main(void)
{
float x,y,z;
printf("Введитекоординатыточки\n");
scanf("%f",&x);
scanf("%f",&y);
z=x*x+y*y;
printf("%f %f\n",z,y);
if ((z<=1)&&(y>0))
printf("Точка принадлежит верхней части единичного круга\n");
else
printf("Точка не принадлежит верхней части единичного круга\n");
return(0);
}
Задача N11.
Составить программу для решения квадратного уравнения
Ax^2+Bx+C=0.
#include<stdio.h>
#include<math.h>
#include<dos.h>
int main(void)
{ int i,d,a,b,c;
float x1,x2;
printf("\n Решение квадратного уравнения\n");
printf("Ведите коэффициенты уравнения a,b,c\n");
printf("a=");scanf("%d",&a);
printf("b=");scanf("%d",&b);
printf("c="); scanf("%d",&c);
d=b*b-4*a*c;
printf("d=%d\n",d);
if(d<0) printf("корнейнет\n");
else
{
if(d>0)
{ x1=(-b+sqrt(d))/2*a;
x2=(-b-sqrt(d))/2*a;
printf("корниуравнения x1=%f x2=%f\n",x1,x2);}
else
{ x1=(-b)/(2*a);
printf("кореньуравнения x1=%f \n",x1);
}
}
delay(5000);
return(0);
}
Задача N12.
Составить программу, позволяющую узнать войдет ли открытка размерами A,B в конверт размерами X,Y.
#include<stdio.h>
#include<dos.h>
int main()
{ int t,a,b,x,y;
printf("Введите размер a открытки :\n");
scanf("%d",&a);
printf("Введите размер b открытки:\n");
scanf("%d",&b);
printf("Введите размер x конверта :\n");
scanf("%d",&x);
printf("Введите размер y конверта :\n");
scanf("%d",&y);
if(b>a) {t=a;a=b;b=t;}
if(y>x) {t=x;x=y;y=t;}
if ((x>=a) &(y>=b))
printf("Открытка войдет в конверт .\n");
else
printf("Открытка не войдет в конверт .\n");
delay(3500);
return 0;
}
Задача N13.
Существует ли четырехзначное натуральное число, куб суммы цифр которого равен ему самому?
#include <stdio.h>
#include <math.h>
#include<conio.h>
int main(void)
{
int j1,j2,j3,j4;
float p,t,q=3;
for(j1=1;j1<=9;j1++)
{
for(j2=1;j2<=9;j2++)
{
for(j3=1;j3<=9;j3++)
{
for(j4=1;j4<=9;j4++)
{
p=(j1*1000+j2*100+j3*10+j4);
t=pow((j1+j2+j3+j4),q);
if (p==t)
{
printf("Четырехзначное число, равное кубу суммы своих цифр\n");
printf("%f\n",p);
}
}
}
}
}
getch();
return(0);
}
Задача N14.
Пара носков стоит 1.05 руб. связка -12 пар стоит 10.25 руб. а коробка - 12 связок стоит 114 руб. Составить программу, которая по числу N пар носков вычисляет числа n1, n2, n3 коробок, связок и пар носков, которые следует купить.
Пояснение - вместо 11 пар носков покупать связку - это дешевле.
Оптимальная покупка без излишков находится следующим образом:
n1=n\144 : m=n-n1*144
n2=m\12 : n3=m-n2*12
Удешевить ее можно лишь двумя способами - либо взять лишнюю связку и не брать пар, либо лишнюю коробку и не брать ни связок, ни пар. Если n3*1.05>10.25, то надо взять лишнюю связку:
n2=n2+1 : n3=0
Если для получившейся покупки (старой или изменившейся) бу-
дет n2*10.25+n3*1,05>114.00, то надо сделать
n1=n1+1 : n2=0 : n3=0
Это решение пригодно для любых цен (при которых коробка дешевле, чем 12 связок, а связка - чем 12 пар).
#include <stdio.h>
int main(void)
{
int n1,n2,n3,n,m;
scanf("%d",&n);
n1=n/144;
m=n%144;
n2=m/12;
n3=m%12;
if (n3*105>1025) {n2++;n3=0;}
if (n2*1025+n3*105>11400){n1++;n2=n3=0;}
printf("Для покупки %d пар надо купить %d кор.,%d св.%d пар \n",n,n1,n2,n3);
}
Задача N15.
Имеется k селений. Если в селении i расположить пункт скорой помощи, то поездка по вызову в селение j займет время a[i,i]+a[i,j], где 1<=i,j<k,i не равно j. Найти номер селения i, поездка от которого в самое отдаленное(по времени) селение занимала бы минимальное время. Массив a[1:k,1:k] задан, в нем все a[i,j]>0;и a[i,j] м.б. не равно a[j,i].