При получении позитивных изображений (или контактной печати форм) с каждого из этих негативов ситуация меняется на обратную. Получаем следующее расположение дополнительных (двухзональных) цветов.
1. Негатив, снятый через красный фильтр: контактный диапозитив или форма, полученные с этого негатива, теперь содержат позитивное изображение, в котором отображаются зелено-синие компоненты объекта.
2. Негатив, снятый через зеленый фильтр: контактный диапозитив или форма, полученные с этого негатива, содержат позитивное изображение с красно-синими компонентами.
3. Негатив, снятый через синий фильтр: контактный диапозитив или форма, полученные с этого негатива, содержат позитивное изображение с красно-зелеными компонентами.
Каждый контактный диапозитив (форма) может затем дать один из составляющих элементов при печати:
1. Контактный диапозитив / форма с негатива, снятого с красным фильтром, дает голубой цвет (= зеленый + синий).
2. Контактный диапозитив / форма с негатива, снятого с зеленым фильтром, дает пурпурный цвет (= красный + синий).
3. Контактный диапозитив / форма с негатива, снятого с синим фильтром, дает желтый цвет (= красный + зеленый).
Четвертый, черный компонент четырехцветного комплекта может быть получен при фотографировании оригинала через желтый, или гамма-фильтр, который усиливает темные участки нейтральных цветов и контур изображения.
В ходе последовательной печати при точном совмещении цветов в области изображения, цвета, присутствующие в каждой из красок, синтезируются (снова собираются вместе) для получения эффекта полноцветного изображения.
Каждая из основных красок в наборе отражает соответствующие ей две зоны спектра и поглощает третью; так, например, слой голубой краски отражает синий + зеленый и поглощает красный, в то время как слой желтой краски отражает красный + зеленый и поглощает синий. Когда один слой печатается поверх другого, первый слой краски поглощает красный свет, второй слой краски поглощает синий свет – остается зеленый, который отражается обоими слоями красок. Именно этот цвет и получается в результате при наложении двух красочных слоев друг на друга. Другими словами, каждая из «двухцветных» красок «вычитает» третий цвет из падающего белого света.
Но в действительности ни фильтры, ни краски не могут точно поглощать или отражать соответствующую область спектра, и необходима дополнительная цветовая коррекция, чтобы компенсировать неполноценность цветоделения. К технике цветоделения мы вернемся в разделе 6.3.2, когда будем рассматривать вопрос, связанный с цветопробами, а также в разделе 12.3, где коснемся темы использования цветных красок.
Электронные системы верстки дают возможность осуществлять размещение цветных иллюстраций и верстку страниц на экране, а не вручную, и в большинстве своем предлагают разнообразные средства электронного ретуширования, просмотра и редактирования.
Некоторые из этих возможностей доступны в стандартных пакетах верстки для НИС, таких как QuarkXPress, обеспечивающих широкие возможности работы с цветом.
Большинство пакетов обычно предлагают следующие возможности.
Цветоделенные комплекты. Возможность импортировать и интегрировать сканированные файлы, полученные из различных источников, либо напрямую, либо через телекоммуникации. Для того, чтобы работать с различными форматами сканированных файлов и воспринимать различные протоколы, компьютер должен быть достаточно мощным. В частности, его программное обеспечение, подобно применяемому в устройствах InterMedia, должно обеспечивать передачу текста из одной системы в другую. Среди множества форматов, применяемых для кодирования сканированного материала, наиболее известным является формат TIFF (Tagged Image File Format).
Видеоизображения. Возможность принимать изображения с видеокассет и приводить их качество в соответствие со стандартами для воспроизведения путем электронного дополнения недостатка данных и электронного ретуширования.
Штриховые рисунки. Способность принимать одноцветные сканированные файлы от черно-белых сканеров, логосканеров, дигитайзеров и т.д. либо напрямую, либо через средства телекоммуникации.
Текст. Способность импортировать и интегрировать текстовый материал в виде чисто текстовых файлов (т.е. в форме, обеспечивающей удобное редактирование).
Правка и коррекция цветов. Способность формировать полноцветную экранную пробу (soft proofs) для каждого полученного системой сканированного изображения путем вывода файлов на цветной монитор и редактирования их, либо ретуширование их с помощью мыши и команд с клавиатуры.
В области верстки. Возможность размещать различные элементы на странице, маскировать и обрезать отдельные объекты, накладывать цветной фон в заданных областях, применять выворотку, монтировать целые страницы и осуществлять пробную их распечатку.
Хранение. Возможность хранить большие массивы данных с последующим их вызовом и манипуляциями над ними.
Для изготовления книг с цветными иллюстрациями такие системы полезны, поскольку дают возможность реализовывать достаточно сложный дизайн, применять разнообразные цветные тона, выворотки, наложения рамки. Для таких книг, как правило, ручная верстка представляет собой очень трудоемкий процесс.
Мы рассмотрели методы получения пробных отпечатков для книг, содержащих только текст. Практически те же методы используются и для одноцветных книг с иллюстрациями.
Для большинства книг будет достаточно проверить пробные отпечатки для иллюстраций после того, как они сверстаны вместе с текстом, т.е. на этапе изготовления пробы страниц. Но в этом случае вы сможете проверить лишь наличие нужных иллюстраций и их соответствие требуемым размерам.
Более детальная проверка качества требует более совершенных методов: для получения оттисков потребуется пробопечатный станок. В этом случае есть возможность выбирать между оттисками только иллюстраций, собранных вместе случайным образом и пробными оттисками текста и иллюстраций в их окончательных позициях и смонтированных в спусках полос.
Для большинства изображений с темными полутонами, или полутонами, окруженными плотным черным цветом, лучше делать пробные оттиски вторым способом – в виде спусков полос – чтобы иметь возможность оценить проблемы, которые могут возникнуть при печати. При этом учитывается расположение иллюстрации в определенных зонах на печатной форме (дорожках в направлении вращения печатного цилиндра). Это очень важно, поскольку зона (track) на форме является самостоятельным элементом, для которого можно отдельно задавать подачу краски. Плотные или темные полутона, перемежающиеся со светлыми областями в одной зоне могут вызвать серьезные проблемы при печати и должны быть выявлены на раннем этапе.
Проба с расстановкой цветных иллюстраций в таком положении, какое будет в тиражной печати, еще более важна чем для одноцветных изображений. Кроме того необходимо предварительно получить цветную пробу с диапозитивов до изготовления форм и печати, чтобы проверить цветовые характеристики. Проба цветных иллюстраций может быть выполнена двумя основными способами: контактным копированием диапозитивов и получением ламинированных отпечатков (системы Cromalin, 3M Matchprint) или печатанием оттисков на пробной или тиражной машине.
Первый способ называют аналоговой цветопробой в отличие от цифровой, выполняемой с электронного файла до вывода фотоформ, а второй – печатной пробой.
Рассмотрим каждый из способов, а затем посмотрим, как полученные пробные изображения помечаются для правки.
Системы изготовления ламинированных отпечатков. Это достаточно экономичный способ получения цветных отпечатков в небольших количествах, поскольку при этом имеется возможность обойтись без печатных форм и печатных машин.
В случае применения системы Cromalin, каждая цветоделенная пленка экспонируется на отдельном материале, на котором после проявления формируется изображение с соответствующим цветом. Четыре слоя этого специального материала, каждый из которых содержит соответствующий цвет (голубой, пурпурный, желтый и черный), помещаются один поверх другого – ламинируются вместе – обеспечивая хорошего качества визуальное изображение.
При выборе этого способа лучше иметь определенный опыт и получить указания от печатников, поскольку имеется масса факторов, таких как параметры печати и тип бумаги, которые могут сказаться на полученном результате.
Печатание пробных оттисков. Изготавливаются четыре пробные печатные формы, которые печатаются на плоском пробопечатном станке, или, если это неосуществимо, используется основная печатная машина.
Цветные объекты могут быть представлены либо в выборочном виде, либо в виде сверстанных полос вместе с текстом.
Печатный способ является традиционным для получения пробных оттисков, и он предоставляет возможность реально оценить, что можно ожидать в процессе тиражной печати – пробные оттиски при этом получаются максимально близкими по своим характеристикам к итоговому материалу.
Спецификация FIPP для офсетной печати (в Европе) и спецификация SWOP (в США) содержат подробное руководство относительно всех аспектов процесса воспроизведения и получения пробных оттисков, которым следуют изготовители.
Ниже приведены основные требования, которые следует иметь в виду при изготовлении цветных пробных оттисков.
Шкалы контроля печатного процесса. Убедитесь, что по всей ширине листа оттиска имеются шкалы контроля печатного процесса. Они могут использоваться печатником для оценки оптической плотности, расширения точек, двоения характеристик баланса серого и т.д.
2. Обзор функциональных возможностей графических редакторов и их сравнительный анализ