2.1 Подготовка иллюстраций на ПЭВМ
С созданием графических редакторов на ПЭВМ появилась возможность создавать и хранить в виде файлов различные рисунки. Наиболее простые графические редакторы могут выполнять различные задачи: создавать несложные штриховые рисунки снабжать их необходимыми надписями, изменять положение элементов рисунка относительно друг друга, изменять масштаб рисунка, а также изменять положение рисунка относительно сторон листа, на котором он будет воспроизведен. Более сложные современные графические редакторы обладают кроме перечисленных следующими возможностями: работать со сканером; работать с черно-белыми, полутоновыми с серой шкалой и цветными рисунками; представлять в графическом воде различные таблицы, иметь возможность доступа к различным базам данных для обеспечения работы с ними. Следует отметить, что иллюстрации, обрабатываемые с помощью таких редакторов могут быть выведены на экраны ПЭВМ с линейными размерами в дюймах, миллиметрах, пиках (единица принятая в полиграфии). В настоящее время получили широкое распространение следующие графические редакторы: Corel Draw, Photo Styler, Photo Finish, Paint Shop и т.д.
Для печати иллюстративной одно- и многократной продукции используется способ глубокой печати.
Характерные признаки форм глубокой печати:
1. печатающие элементы имеют разную глубину. Темным участкам соответствует большая глубина, чем светлым;
2. площадь поверхности всех печатающих элементов одинакова независимо от того, относят эти элементы к светлым или темным участкам;
3. печатающие элементы разделены тонкими перегородками на ячейки. Поверхность всех ячеек лежит в одной плоскости выше печатающих элементов;
4. при печати на форму наносят слой жидкой краски, которая затем снимается ракелем с пробных элементов, оставаясь на печатающих элементах;
5. объем краски в различных печатающих элементах различен, поэтому толщина слоя краски на оттиски будет разной.
При выпуске книги с многокрасочными иллюстрациями (рисунки, слайды, сложные цветные диаграммы и т.п.) выбор офсетной технологии предопределен, т. к. только в этом случае готовое изделие окажется оптимальным по качеству полиграфического исполнения и по экономическим показателям.
2.2 Обзор возможностей графического редактора Adobe Photoshop
Программа Adobe Photoshop является детищем компании Adobe, специализирующейся на создании программ для обработки рисунков и фотографий.
Программа Photoshop занимает среди них видное место, поскольку является лидером среди программ для обработки фотографий, используемых как в полиграфии, так и в Веб-дизайне.
Эта программа прошла большой путь модификаций и сейчас имеется уже 9‑я версия, входящая в пакет Creative Suite (CS), в русском переводе – Креативная Сюита. Русским этот перевод назвать трудно, поскольку оба слова – иностранные. Если использовать словари, то получим – Творческая последовательность, поскольку креативность – творчество, а сюита (франц. suite, букв. – ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. Таким образом, пакет программ CS представляет собой набор связанных между собой инструментов (программ) для творчества в области графики и дизайна.
В настоящее время выпущена уже вторая модификация этого пакета, так называемая CS2. Другое название этой программы – Photoshop CS2.
Программа Photoshop CS2 весьма требовательна к ресурсам компьютера. Но более ранние версии, такие как Photoshop CS или даже Photoshop 7 или Photoshop 6 (последние две версии даже не требуют установки Windows 2000 или Windows XP и могут работать с Windows 98) тоже способны очень сильно помочь в обработке фотографий. По ходу дела мы будем предупреждать, какие из особенностей программы встречаются только в Photoshop CS2. Таким образом (за исключением некоторых деталей интерфейса) то, что рассказано в данной главе, будет применимо ко всем программам – от Photoshop 7 до Photoshop CS2 (Более ранние версии программы имеют заметные отличия в интерфейсе).
Программы типа AdobePhotoshop и HSCLivePicture обладают большим количеством инструментов и опций, при помощи которых молено добиваться незаметного перехода одного изображения в другое.
Программы создания специальных эффектов буквально штурмовали в течение последних нескольких лет узко завоеванные бастионы компьютерной графики. Некоторые программы спецэффектов способны взять, к примеру, плоское двухмерное изображение и изгибать его, трансформировать в трехмерный куб или придавать ему сферическую форму. Другие же могут трансформировать изображение, взятое из реальной жизни, в такое, которое будет выглядеть как написанное маслом или акварелью. Легкость и быстрота, с которыми могут создаваться подобные спецэффекты, убеждают все больше и больше художников повернуться лицом к миру компьютерной графики.
Большинство программных средств для создания спецэффектов разработаны для того, чтобы увеличить, усилить возможности программ рисования и редактирования изображений. Такие программные средства часто называются plug’ – in(фильтры), так как они способны работать внутри других программных пакетов, таких как AdobePhotoshop, MicrografxPicturePublisher, FractalDesignPainter или CorelPhotoPaint. Программы-фильтры, так часто называют plug-in‑про-граммы из-за того, что производимые с их помощью эффекты очень похожи на те, что достигаются на практике при помощи фотографических светофильтров.
С самого своего появления Adobe Photoshop адресовался пользователям, занимающимся подготовкой печатных изданий. Поэтому разработчики всегда уделяли огромное внимание настройкам печати и ее современным технологиям. Многие новации в цветоделении и управлении цветом впервые были реализованы именно в Photoshop.
Процессы типографской печати требуют специальной обработки иллюстраций. Полутоновые одноцветные иллюстрации должны быть растеризованы, а цветные еще и подвергнуты цветоделению. Чаще всего в типографию макет поставляется на прозрачной пленке в натуральную величину. Все фотонаборные автоматы используют язык PostScript и имеют в несколько раз более высокое разрешение печати, чем лучшие принтеры (в среднем 3600 dpi). Это весьма дорогостоящие и сложные устройства, покупку которых может позволить себе далеко не каждое издательство. Поэтому для вывода оригинал-макетов, как правило, обращаются к услугам студий допечатной подготовки.
Хотя процедура вывода на фотонаборный автомат абсолютно аналогична выводу на PostScript‑принтер, последующий типографский процесс предъявляет некоторые специфические требования. Нам придется обсудить их, прежде чем обратиться к рассмотрению возможностей Adobe Photoshop в подготовке изображений для печати.
Линейные растры
Растрирование применяется практически всеми цифровыми устройствами вывода – от мониторов до принтеров. Суть растрирования заключается в разбиении изображения на маленькие ячейки так называемой растровой сеткой. При этом каждая ячейка имеет сплошную заливку. Растровая сетка монитора разбивает изображение на пикселы, представляющие собой группу точек люминофора, а лазерный принтер или фотонаборный – на черные точки разного размера. Цветные принтеры и офсетные машины оперируют с несколькими монохромными растрами одновременно. При выводе на эти устройства параметры растрирования имеют решающее значение, поскольку они тесно связаны с их аппаратными возможностями. Именно они определяют возможные параметры растрирования и накладывают свои специфические ограничения.
В отличие от фотографии, растровая точка не может иметь какой-либо оттенок, – она всегда черная. Для передачи оттенков формируются растровые точки разных размеров. Более «жирные» из них, будучи напечатанными в соседних ячейках растровой сетки, оставляют между собой мало белого пространства. Это создает иллюзию темного оттенка цвета. Наоборот, небольшие точки, напечатанные с тем же интервалом, оставляют белой большую часть бумаги в пространстве между ними. Это вызывает ощущение светлого оттенка. Изображение в лазерных принтерах и фотонаборных автоматах создается лазерным лучом. Луч не может иметь переменный размер, что необходимо для создания растровых точек изменяющегося размера. Поэтому процесс растрирования заключается в объединении «реальных» точек, создаваемых лазерным лучом, в группы, образующие растровые точки.
Такой растр представляет совокупность квадратных ячеек, на которые разбито изображение. Каждая ячейка отводится для одной растровой точки. Растровая точка, в свою очередь, состоит из группы «реальных» точек одинакового размера, создаваемых устройством вывода. Чем большая часть ячейки заполнена точками принтера, тем больший размер имеет формируемая ими растровая точка и тем более темный оттенок серого она передает.
Цветные документы представляют более сложный случай растрирования. Оригинал-макеты для них должны быть представлены в виде нескольких пленок: по одной для каждой наносимой краски. Разделение цветного изображения на отдельные краски (компоненты) называется цветоделением.
Photoshop способен самостоятельно проделывать растеризацию изображений, подобно тому, как это делает принтер или фотонаборный автомат. В результате из полутонового изображения (или канала полноцветного) получается монохромное.
Цветоделение играет ключевую роль в обеспечении качественной печати. Как уже было сказано выше, цветоделение заключается в получении индивидуальных форм для каждой печатной краски. В наиболее типичном случае печати триадными красками – это формы для голубой, пурпурной, желтой и черной красок. В Photoshop роль форм выполняют полутоновые цветовые каналы. Результат их совмещения вы воспринимаете как цветное изображение. Точно так же наложение этих каналов, отпечатанных соответствующими красками на листе бумаге, формирует цветной оттиск. Таким образом, в терминах Photoshop, цветоделение есть преобразование изображений в цветовую модель CMYK из любых других моделей. В результате образуется изображение с четырьмя цветовыми каналами, соответствующими краскам полиграфической триады: голубой, пурпурной, желтой и черной. Впоследствии эти каналы выводятся по отдельности на фотонаборном автомате, который растрирует их под разными углами с заданной линиатурой. На выходе полу чаются четыре пленки, готовые для экспонирования с них офсетных форм.