В XVII и XVIII веках европейское искусство переплета находилось под французским влиянием. Среди работ, созданных в это время в Германии, следует выделить гейдельбергские переплеты для книг пфальцграфской библиотеки, для которых характерно применение веерного и пуантильного стилей.
Рисунок 1.1-Немецкий переплет
Немецкие переплеты не достигли элегантности французских образцов, они часто чересчур пышно украшены, а орнамент их слишком тяжел. Достойна упоминания группа северогерманских книг, снабженных пергаменными футлярами, скупо украшенными золотым и блинтовым тиснением. Подобные футляры широко применялись и в Голландии. Обычная книга для чтения этого времени чаще всего переплеталась в чистый пергамен. Поскольку такой переплет казался сделанным из рога, такие книги назывались роговыми.
В то время как в XVIII веке при саксонском дворе книги получали роскошное оформление, книги для прусского короля Фридриха II украшались простой тисненной золотом рамкой и лишь одной буквой, помещаемой в середине переплета, которая указывала на принадлежность книги к одной из дворцовых библиотек – в Сан-Сусси, Рейнсберге, Берлине или Вроцлаве.
В Нидерландах во второй половине XVII веке выдающиеся достижения продемонстрировали амстердамские переплетчики Магнусы. Они работали в основном для Эльзевиров и способствовали расцвету пуантильного стиля в Голландии.
Английский национальный стиль отделки переплета создал Сэмюэль Мирн (1683), работавший вместе со своим сыном Чарльзом. В первой половине XVI века в оформлении английских переплетов господствовал готический стиль, и только к середине столетия стало сказываться французское, итальянское и восточное влияние. При королеве Елизавете переплетное искусство переживало период подъема. В это время английские переплетчики равнялись на французские образцы. Хотя Сэмюэль Мирн и следовал стилю ле Гаскона, его переплеты все же отличаются заметным своеобразием. Работы Мирна принято делить на три группы: одни относятся к стилю «прямоугольный» (Rectangular), другие – к стилю «коттедж» (Cottage), третьи – к стилю «всё вместе» (All over). Для первой группы характерно наличие прямоугольного среднего поля, заключенного в широкие рамки, составленные из изображений цветов и листьев, а также декоративных украшений в углах переплета. Вторую группу отличает весьма своеобразное декоративное оформление по контуру. На участках, где оно примыкает к среднему полю, образуется крышеобразный контур, так что весь декор напоминает фронтон деревенского дома. В переплетах третьей группы сторонки полностью покрыты разработанными Мирном орнаментами.
Со времени правления королевы Елизаветы и вплоть до XVIII века в Англии оставались в моде переплеты с вышивкой, на которых могли изображаться разнообразные фигуры и портреты. Однако такие переплеты имели серьезный недостаток – они были недолговечны.
Во второй половине XVIII века в Англии работал еще один выдающийся переплетчик – Роджер Пейн (1797). Его коньком была обработка марокена. Кроме того, он ввел в употребление русскую юфть. Пейн считал необходимым самому выполнять все работы – от подготовки кожи до создания эскиза оформления переплета и гравирования штампов. Созданные им орнаменты отличаются сдержанностью в выборе деталей и уравновешенностью композиции. По стилю его переплеты близки к классицизму. Основными заказчиками Пейна были известные библиофилы лорд Спенсер и К.М. Крэчероуд.
В конце XVIII века сложился новый стиль, базирующийся на орнаментике этрусского и античного искусства. Его принято называть этрусским, или английским, стилем. В своей ранней форме он возник во Франции – в 1775 году его использовали Дером и современные ему парижские мастера, но широкое признание он получил только после революции, во время которой французское переплетное искусство переживало период застоя. Выдающимися мастерами этрусского стиля были братья Боцерианы.
Этрусский стиль является выражением стиля ампир в переплетном искусстве и характеризуется сдержанностью оформления и стремлением к использованию простых декоративных элементов, стилизованных под античные образцы. Чаще всего оформление ограничивается узкой полоской орнамента, протянутой вдоль кромки переплета, а среднее поле, как правило, свободно. При этом большое внимание уделяется декорированию корешка и богато украшается внутренняя сторона переплета. Отделка внутренней стороны крышки – дублюра – применялась уже в XVII веке, а в XVIII веке внутреннюю сторону нередко обтягивали шелком.
В эпоху романтизма в искусстве переплета появились орнаменты с готическими архитектурными мотивами. Этот стиль оформления переплета получил название соборного («а ля катедраль»). Отделка переплета производилась с помощью техники блинтового тиснения. Ведущим мастером соборного стиля был Тувенен. В сходной технике работали несколько мастеров во Франции, которые создавали превосходные по технике изготовления переплеты, отличавшиеся эклектично-ретроспективным стилем художественного оформления.
Рисунок 1.2 – Обложка Уильяма Морриса
В XIX веке искусство переплета в Германии пришло в упадок, а с середины столетия признаки упадка наблюдались и в других европейских странах. В конце XIX века были предприняты попытки найти для художественного переплета новые формы, отвечающие изменившимся техническим условиям и художественным требованиям.
Новые веяния в области искусства переплета связаны с деятельностью Уильяма Морриса и художников его круга. Начиная с 1893 года Т. Кобден Сэндерсон содержал при типографии «Доуэс Пресс» переплетную мастерскую, в которой сотрудничал и Моррис. В своих переплетах он вернулся к максимальной простоте отделки. Часто он использовал лишь скромные легкие пергаменные футляры, украшенные очень экономно. При этом он выступал как сторонник идеи стилистического единства переплета, содержания и оформления книги. Тем самым Моррис заложил основы современного художественного ручного переплета.
Новые элементы в искусство переплета принес югенд стиль, но затем переплет начал развиваться в рамках движения за обновление книжного искусства. Если переплетчики прошлого украшали книгу без учета ее содержания и думали лишь о ее внешней декоративности, то в современном ручном переплете выбор оформительских средств производится в зависимости от структуры книги и оформление определяется ее содержанием.
В Германии пионерами нового переплетного искусства стали Пауль Адам (1931) и Пауль Керстен (1865–1943). Пауль Адам был не только практиком, но и занимался обучением молодежи в профессиональных школах Дюссельдорфа, много публиковался и стал организатором Союза немецких переплетчиков. Пауль Керстен заменил фигурные элементы в оформлении переплетов линейно-символическими и вернул переплетному искусству его ремесленно-техническую основу. Таким образом, в современном переплетном искусстве линия и геометрическая форма во всем их многообразии, а также символический орнамент и шрифт снова стали основой оформления.
В последние десятилетия переплетное искусство в большинстве стран достигло значительного развития в техническом и художественном отношении. При этом отсутствуют какие либо единые стилевые признаки оформления. Для современного искусства переплета характерно невероятное разнообразие стилей.
Время появления издательского переплета точно не установлено. Уже в XV веке такие печатники издатели, как Альд Мануций, привлекали переплетчиков, но, очевидно, лишь для того, чтобы комплектовать книги. Известны примеры, когда издатели (А. Кобергер и Э. Ратдольт, а также лионские и базельские печатники) переплетали часть своих тиражей. Однако при этом переплетались, по видимому, книги с посвящениями, предназначенные для конкретных лиц, и переплетались они все по разному. Когда распространением книг начали заниматься книготорговцы, переплеты стали изготавливать по их заказам. Но даже при использовании штампов оформление переплетов осталось индивидуальным.
Рисунок 1.3 – Суперобложка
Первые издательские обложки появились у брошюр, которые выпускались в Аугсбурге, а также в Венеции и Ферраре. Возможно, что первым подобным изданием была брошюра, выпущенная Шёнспергером в 1482 году в Аугсбурге. Обложки таких брошюр, по сути дела, были прообразами современных суперобложек. Как правило, они украшались орнаментом, отпечатанным ксилографическим способом. Более поздние образцы таких брошюр не известны, так что их развитие проследить невозможно.
В XVI веке в крупных мастерских иногда переплетались партии книг. Однако такие переплеты издательскими считаться не могут, так они не были предназначены для одного тиража или для конкретного издательства. В начале XVII века появились первые переплеты с одинаковым оформлением, как, например, у атласов, выпущенных В.Я. Блау. Но основная масса книг по-прежнему продавалась в виде несброшюрованных листов.
Только в XVIII и в начале XIX века с появлением издательского дела в современном смысле этого слова в продажу начали поступать переплетенные книги. В большинстве случаев они больше напоминали брошюры, обложки которых частично украшались картинками и орнаментами. В переплетенном виде книготорговцы продавали календарную продукцию, а также распространявшиеся по предварительной подписке издания.