Смекни!
smekni.com

Особенности подготовки отдельных компонентов книжного издания печати (стр. 1 из 12)

Введение

Тема моей дипломной работы «Особенности подготовки отдельных компонентов книжного издания печати».

Целью моей дипломной работы является исследование отдельных компонентов книжного издания, предназначенных для печати. Рассмотреть компоненты книжного издания, особенности их оформления, а также процесс допечатной подготовки.

В наше время с помощью современных технологий и программ стало на много проще оформить книгу и придать изображением, иллюстрациям насыщенный, естественный цвет, появилась возможность подготавливать качественную полиграфическую продукцию намного быстрее, чем при традиционными видами печати и верстки.

С внедрение компьютерных технологий в издательское дело, набор средств оформления печатной продукции значительно увеличился, они стали более легкими в примени многим.

Современные программы создания и печати изображений обеспечивают широкое применение разнообразных иллюстраций в процессе книжного издания печати.

В своей практической части диплома я пытаюсь выяснить, какая программа актуальна на сегодняшний день для подготовки книжного издания и, какой компьютер необходим для удобной работы в ней.

Теоретическая часть заключается в изучении и сравнении устройств вывода, составных части книжного издания и видов печати.

В процессе написания данной дипломной работы можно выделить следующие этапы:

– Компоненты книжного издания и их компоненты

– Процесс допечатной подготовки изданий

– Оценка экономической целесообразности использования программ подготовки, отдельных компонентов книжного издания печати.

1. Компоненты книжного издания и особенности их оформления

1.1 Составные части книжного издания и их назначения

Авантитул

Первая, называемая иногда выходной, страница книги, предшествующая титульному листу. На авантитуле размещают некоторые выходные сведения: название издательства, место (город) и год издания, название серии, организации, от имени которой выпускается издание, либо печатают какой-нибудь особый текст (лозунг, крылатое выражение и т.п.) или изображение (в частности, издательскую марку).

Блинтовое тиснение

Бескрасочное тиснение (блинт) на тканевом или пластмассовом переплете. Под давлением медного штампа с рельефным изображением (рисунок, текст) на переплете образуется несколько углубленное изображение, хорошо заметное благодаря изменившейся (выглаженной) фактуре переплетного материала. См. также Тиснение.

Версо

В свитке – внешняя (незаписанная) часть, в кодексе (рукописном или печатном) – оборотная часть листа. При наличии в книге пагинации на версо проставляют четные числа. Если нумерованы лишь листы, при ссылках на оборотную часть листа вслед за числом проставляют срочную латинскую букву b. При работе с русскими книгами или актами в этом случае вслед за числом проставляют индекс «об.» (например, 5 об.).

Гравюра

Печатная форма, выполненная путем ручного гравирования оттиск с такой гравированной печатной формы. В современной книге наибольшее применение находит гравюра на дереве – ксилография. Различается гравюра на дереве обрезная (продольная, очерковая) – режется на досках, вырезанных вдоль ствола дерева; и торцовая, которая режется на досках, отпиленных поперек ствола дерева твердых пород (пальма, самшит и т.п.). Применяется в книге и линогравюра – гравюра на линолеуме.

Инициал, буквица

Заглавная буква первого слова книги, ее главы или иной части, увеличенная по сравнению с другими заглавными (прописными) буквами, подчеркивающая начало текста. Инициал набирают, или рисуют для последующего полиграфического воспроизведения, или гравируют (см. Гравюра). Кроме самой буквы, инициал может включать сюжетную иллюстрацию, орнамент.

Кант

Выступающие за обрез книжного блока края переплетной крышки (переплета). Переплет с кантом, в отличие от обрезного (т.е. без канта), надежнее предохраняет блок от повреждения.

Каптал Цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на края корешка книжного блока, чтобы скрепить края его. Подобранный под цвет переплета каптал украшает книгу, выступает как элемент ее оформления.

Книжный блок

Так в типографии называют почти готовый экземпляр издания, который осталось только вставить в переплет. Это комплект скрепленных тетрадей или листов, содержащий все страницы и другие детали будущего издания. Процесс изготовления книжного блока включает ряд операций: сначала к первой и последней тетради прикрепляют (приклеивают или пришивают) форзацы, затем блок комплектуют, подбирая по одной все тетради (сложенные, сфальцованные листы) издания; подобранные тетради скрепляют (сшивают или склеивают), скрепленный блок обжимают, корешок его промазывают клеем для более прочного соединения тетрадей в корешке. Далее следует обрезка с трех сторон, после чего блок можно листать постранично. Корешок обрезанного блока круглят, благодаря чему корешок становится выпуклым, а передний обрез – вогнутым, или кэшируют (отгибают фальцы). Корешок может быть также прямым. К корешку приклеивают каптал. Для большей прочности на корешок после приклейки каптала нередко наклеивают полоску прочной бумаги или даже ткани. Блок, который предстоит покрыть обложкой, принято называть, в отличие от книжного, брошюрным. К первым и последним тетрадям его не прикреплены форзацы, и его изготовление заканчивается скреплением скомплектованных в блок тетрадей и обрезкой блока либо перед крытьем обложкой, либо после крытья ею.

Колофон

Строки, которыми писец или печатник заключали созданную ими книгу и которые содержат обычно сведения о месте и времени изготовления книги.

Конгревное тиснение

Тиснение на переплете, дающее изображение барельефного типа. Под переплетную крышку в месте тиснения подкладывают твердый контрштамп (матрицу) – копию рельефного изображения на переплете и на прессе вдавливают в переплет штамп с тем же, но углубленным изображением. Под давлением штамп и контрштамп деформирует переплет, вытискивая рельефное изображение.

Конволют

Совокупность рукописных или печатных документов и изданий, переплетенных вместе и составляющих один том.

Контртитул

Левая страница разворотного титульного листа. В многотомном издании на контртитуле размещают обычно сведения, относящиеся ко всему изданию (отводя правую страницу для сведений о данном томе). В переводных изданиях на контртитуле печатают титульные данные издания, с которого делался перевод (на языке оригинала).

Кодекс

Современная форма книги, пришедшая на смену свитку; блок из скрепленных в корешке тетрадей или отдельных листов. Общераспространенная форма кодекса – прямоугольный параллелепипед. Кодекс возник в I в. н.э. Среди древнейших кодексов – «Кодекс Синаитикус» (2-я пол. IV в.), содержащий список Библии.

Обложка

Четырехстраничная бумажная покрышка издания, которая скрепляет листы, предохраняет страницы издания от внешних воздействий, сообщает читателю основные данные об издании, служит элементом его художественного оформления, преследующим как рекламно-пропагандистские, так и чисто художественные цели. В России книги в обложках появились в середине XVIII в. Первые обложки были только защитными.

Изготовляется обложка из плотной бумаги. Чем больше объем издания, тем плотнее обычно бумага. Выпуск книги в обложке проще, чем в переплете.

Пагинация

Порядковая нумерация страниц или колонок (столбцов) в издании (от лат. pagina – страница); в книгах преобладает сквозная пагинация арабскими цифрами. Изредка встречается сочетание пагинации арабскими цифрами (основной) с пагинацией римскими цифрами (дополнительной – например, для подверстываемой к уже набранной и сверстанной книге вступительной статьи, полученной после того, как книга была набрана).

Палимпсест

Рукопись, воспроизведенная на ранее уже использовавшемся листе пергамента поверх смытого старого текста. Учеными разработаны различные химические и фотографические способы восстановления текстов на палимпсесте

Переплет

Прочная покрышка книги из цельного куска картона или составная, склеиваемая из двух кусков (сторонок) картона (в старину – дерева) и из различных материалов (ткани, бумаги, редко – кожи). Переплет прежде всего укрепляет книгу, предохраняет ее от повреждений, кроме того, он сообщает читателю самые общие сведения о книге (ее авторе, теме, названии издательства, годе издания), а изобразительными средствами – шрифтом, цветом материала, иногда украшением, рисунком – подсказывает читателю, к какому типу издания и виду литературы относится книга или какова ее тема. По строению переплеты можно разделить на три большие группы: 1) цельные – сделанные из цельного куска картона; 2) цельнооклеенные – с картонными сторонками, которые оклеивают цельным куском бумаги (цельнобумажные) или ткани (цельнотканевые); 3) составные – с картонными сторонками, которые соединены тканевым корешком и оклеены – каждая сторонка отдельно – бумагой или другой тканью. Различают также переплеты, сторонки которых несколько выступают за пределы книжного блока, – переплеты с кантом и переплеты, сторонки которых равны по площади странице издания, – обрезные переплеты, называемые так потому, что их обрезают вместе с книжным блоком. По степени гибкости сторонок переплеты делятся на твердые, или жесткие (сторонки не гнутся или гнутся с трудом), и гибкие. По сочетанию ряда признаков переплеты делятся на несколько типов, обозначенных номерами.

Разворотный титульный лист

Титульный лист, элементы лицевой части которого напечатаны не на 1-й странице издания, а на двух соседних – например, 2-й и 3-й; часть основных сведений об издании – на 2-ой (контртитуле), а часть – на 3-й. В отличие от распашноготитульноголиста, здесь нет перехода текста или изображения со страницы на страницу, когда текст или изображение начинается на одной, а заканчивается на другой, соседней странице. Каждая страница разворотного титульного листа скомпонована отдельно, самостоятельно. Например, в томе многотомного собрания сочинений на левой странице печатают сведения о всем собрании сочинений, а на правой – о данном томе.