Глубокая печать - это, наверное, самая малораспространенная в нашей стране из традиционных формных технологий. В данном случае, как и при высокой печати, пробельные и печатные элементы лежат в разных плоскостях, но теперь выше находятся пробельные элементы, а краска заливается в углубления, откуда переносится в процессе печати непосредственно на запечатываемый материал. Существуют как безрастровые, так и растровые варианты глубокой печати. К безрастровым технологиям относится гравюра, когда в будущей печатной форме вырезаются штрихи разной глубины и площади. Такой способ предполагает ручное изготовление форм и относится скорее к области искусства, чем к печатным технологиям. При растровых способах растрируются все печатные элементы: как изображение, так и текст. В зависимости от конкретной технологии ячейки этого растра могут иметь разную глубину и одинаковую площадь (классический способ), разную площадь и одинаковую форму и глубину (глубокая автотипия) или отличаться одновременно глубиной, площадью и формой.
Некоторым аналогом печатной формы для высокой печати является анилоксовый вал, применяемый для нанесения краски при флексографии. Изображение на печатной форме зеркальное по отношению к оригиналу. Существуют несколько технологий глубокой печати, в основном применяются ракельная печать и металлография.
При плоской печати, в отличие от других формных технологий, печатные и пробельные элементы расположены в одной плоскости. Здесь для избирательного нанесения краски используется не рельеф формы, а различие в физико-химических свойствах поверхности пробельных и печатных участков. Пробельные участки характеризуются гидрофильностью, то есть способностью смачиваться водой и удерживать ее на поверхности. Вода является полярным растворителем, это значит, что ее молекулы представляют собой диполи, так что одна область молекулы несет отрицательный заряд, другая - положительный. Молекулы полярных веществ электростатические взаимодействуют при растворении или смачивании с молекулами растворителя, поэтому полярные вещества растворяются полярными растворителями, а неполярные - неполярными. То же самое касается и смачивания поверхностей. Печатные элементы обладают гидрофобностью, то есть не смачиваются водой. Зато они легко смачиваются маслом, ведь оно является неполярным растворителем.
Прямая печать пробных оттисков - этот способ служил для изготовления тиражных проб в вообще-то недавние, в масштабе истории, но кажущиеся безнадежно древними времена, когда подготовка книги длилась несколько лет, немалое время из которых занимали всевозможные утверждения на всех этапах подготовки материала. Перед печатью тиража офсетным способом производилась типографская проба. Для ее изготовления использовались специальные пробопечатные станки. Алюминиевая печатная форма в этом случае не отличается, по сути, от формы для офсетной печати, но краска переносится не на офсетное полотно, а непосредственно на запечатываемый материал. Поэтому изображение на такой форме делали зеркальным (в отличие от традиционной офсетной печати, где изображение на форме прямое). В данном случае форма быстро изнашивается из-за контакта с шероховатой бумагой, но для пробопечатных станков и не важна была тиражестойкость. Краски при таком способе печати более вязкие, чем при обычной печати. Качество линий и насыщенность цвета несколько выше, чем при печати на типовой офсетной машине из-за отсутствия дополнительного этапа передачи краски с формы на офсетный цилиндр. В настоящее время в связи с почти полным исчезновением типографской пробы этот способ печати можно считать принадлежностью истории.
Офсетная печать - самый распространенный на сегодняшний день способ печати. Офсетная печать - это непрямой тип плоской печати, то есть изображение переносится с печатной формы на офсетное полотно, и лишь с него - на бумагу. Материалом для создания форм служат тонкие алюминиевые пластины или полимерные формы. При традиционном варианте, использующем алюминиевые пластины, пробельные элементы формы представляют собой неровную, зернистую алюминиевую поверхность, на которую хорошо ложится вода, а печатные покрыты водоотталкивающим слоем диазосоединений.
Качество офсетной печати зависит от множества факторов, вплоть до температуры важности в типографии, поэтому довольно забавно, что эта технология оказалась «победителем». Ее нестабильность объясняется тем, что, в отличие от других формных технологий, при нанесении и распределения краски на формном цилиндре работают не механические, как для высокой и глубокой печати, а физико-химические взаимодействия. Условием нормального качества оттиска служит не только хорошая печатная форма, но и нормальное увлажнение пробельных элементов.
Для получения качественного изображения необходимо использовать достаточно высокую линиатуру печати (число растровых точек на единицу длины - дюйм или см). Градации цвета возникают (при традиционном, амплитудном способе растрирования) за счет изменения размеров растровых точек. Чтобы существовало 256 градаций, должно быть столько же вариантов растровых точек. Растровые точки создаются из физических точек принтера. Число физических точек принтера на единицу длины составляет его разрешение. Максимальное разрешение - аппаратно заданная величина. Возможна ситуация, когда для заданной линиатуры размер 1%-ной точки, будет меньше размера минимальной точки принтера. В этом случае 1%-ный участок не будет воспроизведен уже на пленке. Однако в настоящее время максимальное разрешение фотонаборных автоматов достигает 4000 dpi и выше. Этого вполне достаточно, чтобы при разрешении качественной печати в 200 Ipi воспроизвести всю шкалу градаций. То есть, на пленке прекрасно выводятся участки с 1 и 2%-ньш покрытием, а напечатать их мы по-прежнему не можем. Одна из причин этого - то, что при печати маленькая капля краски, со всех сторон окруженная водой, из-за поверхностного натяжения воды скрывается под водной пленкой. На участках, близких по содержанию краски к 100%, наблюдается аналогичная картина, только на этот раз капелька воды скрывается под пленкой краски.
Попыткой избавиться от водной зависимости явилось создание сухого офсетного процесса. В данном случае печатные формы являются обычно трехслойными. Сверху они покрыты несмачиваемым краской материалом, например силиконом. При экспонировании формы этот материал сохраняется на пробельных элементах. На печатных же элементах обнажается нижележащий слой полимера, хорошо удерживающий краску.
Такая форма не нуждается в увлажнении пробельных элементов: функциональную роль воды играет слой силикона. За счет того, что несмачиваемые участки силикона немного возвышаются над печатными элементами, капли краски не растекаются и менее подвержены растискиванию. Сухой офсетный процесс используется на цифровых печатных машинах фирмы Heidelberg - Quickmaster DI и Speedmaster DI.
Ирисовая печать - это печать, при которой на одну форму наносится одновременно несколько красок. Красочный резервуар разделен внутренними перегородками на отсеки, куда заливаются различные краски. Валики, наносящие краски, имеют ограниченный угол перемещения по оси, поэтому на каждый участок формы наносится нужная краска. Характерным свойством оттисков, полученных с использованием этого типа печати, являются плавные переходы цвета. Ирисовая печать используется в производстве банкнот, ценных бумаг, акцизных марок для защиты от подделки.
Электрография - этот способ печати относится к бесформным технологиям, то есть, ни на каком этапе печати не создается печатная форма - вещественный прообраз будущей страницы, на основе которого происходит создание изображения. В данном случае для каждой копии изображение формируется заново с использованием электростатического взаимодействия. Самый известный случай электрографии - ксерография.
Копировальные аппараты - самый известный тип электрографической печати, то есть печати с использованием электростатических и электромагнитных взаимодействий - это ксерография, использующаяся в копировальных аппаратах. Компания Xerox действительно автор первого копировального аппарата, только в то время (1950 г.) она именовалась Галоид Компани. В электрографии, и ксерографии в частности, используются так называемые фотопроводники, то есть вещества, удельное сопротивление которых изменяется под воздействием света. На основе фотопроводников изготавливаются фоторецепторы, обычно из оксида селена, но есть также органические фоторецепторы. Фотопроводники определенным образом наносятся на алюминиевый барабан, образуя слой фоторецептора. Под ним должен находиться непроводящий слой, предотвращающий утечку заряда.
Термином цифровая офсетная печать, к сожалению, обозначается в настоящее время несколько довольно разных технологий. Примелькавшаяся аббревиатура CtP в разном контексте может означать: Computer to Plate, Computer to Print или Computer to Press. Первый вариант означает «с компьютера на печатную форму», пословный русский перевод двух других будет некорректным, поскольку и Print, и Press переводятся как печать. Однако слово Press предполагает использование печатного пресса, то есть элементов традиционных печатных технологий, применяющих давление при создании оттиска. Слово Print же обычно используется при разговоре о компьютерной печати. Правда, это словосочетание в целом (Computer to Print) звучит забавно, поскольку откуда же print, как не с компьютера (наиболее близким, наверное, будет сравнение слов «оттиск» и «отпечаток»). В результате в голове у пользователя образовался салат из этих разнообразных CtP, а представители некоторых полиграфических фирм встречают «в штыки» само понятие цифровая печать.