1. Требования к обучающим электронным материалам. Система «Осирис»
2. Описание и руководство пользователя
2.1 Рекомендуемые требования
2.2 Возможности программы «Осирис»
2.3 Построение обучающих и тестирующих блоков
2.3.1 Объекты инструментальной панели и их свойства
2.3.2 Объекты системной панели
2.4 Использование обучающих и тестирующих блоков
2.5 Просмотр результатов тестирований
3. Разработка электронного учебного материала по физике в среде «Осирис»
Приложение 1. Текст программы
Приложение 2. Текст электронный учебных материалов
Библиография
Введение
Стремительное развитие и расширение сферы применения вычислительной техники делает сегодня весьма актуальными исследования и разработка теоретических и практических основ эффективного использования компьютера в качестве средства обмена научной и учебной информацией. Особый интерес представляют обучающие и тестирующие (контролирующие) программы, а так же средства их разработки. Конечно, такие программы не смогут заменить живого общения на уроке, но зато они существенно дополняют процесс обучения, помогая преподавателю разработать свою собственную, отличную от других методику преподавания и полностью раскрыть свой потенциал.
Огромный набор наглядных пособий, дидактических материалов и различных методик, как это не странно, может содержаться в одном компьютере. То есть, при наличии компьютеров в учебном заведении и выхода в Internet, учитель и ученик получают возможность раскрыть всю глубину образовательного процесса. При этом, это не только доступ ко всей информации собранной на данный момент, но и всевозможные консультации методистов разных учебных заведений, обмен опыта с другими заведениями и всевозможные дистанционные олимпиады.
Возникает вопрос, когда все это будет, когда в школах и других учебных заведениях появится достаточная обеспеченность компьютерами, кто будет обучать учителей новым технологиям, и вообще реально все это?
Да, компьютеризация образования реальна. Во многих школах уже появляются новые компьютерные классы, и максимум через 5-7 лет все школы будут обеспеченны компьютерной техникой. Уже проводятся всевозможные компьютерные фестивали, к примеру проведены интернет-фестивали для молодых учителей в Воронежской области (2001г.), Томской области, Красноярской области, планируются фестивали для других областей. На таких фестивалях помимо того, что учителя предлагают свои образовательные проекты, они также получают основные навыки для работы в интернете, и это не только для учителей информатики. Создана федерация интернет образования, обучающая учителей с самых основ работы с компьютерами, и по окончании таких курсов учитель становится не только пользователем персонального компьютера, но и имеет редкую возможность создать свои образовательные проекты, которые распространяются на более широкую аудиторию, чем школа.
Прежние попытки вести регулярное обучение с помощью компьютерных программ терпели неудачу в первую очередь потому, что из-за несовершенства программных средств не удавалось получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Другая важная причина - компьютер не являлся общедоступным средством обучения. Ни учителя, ни учащиеся не были готовы принять компьютер как учебное средство, да и необходимости такой не было.
В настоящее время ситуация меняется, и количество выпускаемых на рынок учебных программных средств настолько велико, что компьютерное обучение можно считать новой образовательной отраслью, и школа обязана считаться с этим. Компьютер становится совершенно естественным средством познания окружающего мира, как для предыдущих поколений им была книга.
Компьютер, как, кстати, и книгу, можно использовать с большой пользой, а можно и во вред. Какое место может занять компьютерная программа в обучении сегодняшнего и завтрашнего школьника?
Во-первых, самая естественная форма работы учителя - урок, и вряд ли есть причины полагать, что в ближайшем будущем она изменится. Значит, нужно научиться вести уроки с компьютерной поддержкой (УКП). Во-вторых, применение компьютера в обучении не ограничивается уроками. Уроки даже не самая важная составная часть этого процесса. Так же как и в случае с книгой, большую роль здесь играет самостоятельная работа с обучающей программой или базой знаний на домашнем компьютере.
И наконец, в-третьих, взаимодействие учителя с учащимся через компьютерные сети - дистанционное обучение - также не является утопией. А для ребенка-инвалида такое обучение является чуть ли не единственной возможностью получить полноценное образование. Для одаренного и любознательного ученика это возможность заниматься самообразованием.
Достоинства работы с учебными программами:
- сокращается время выработки необходимых технических навыков учащихся;
- увеличивается количество тренировочных заданий;
- естественным образом достигается оптимизация темпа работы ученика;
- легко достигается уровневая дифференциация обучения;
- учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
- появляется возможность моделировать такие процессы, как движение космических объектов, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию;
- урок можно обеспечить материалами из удаленных источников, пользуясь средствами телекоммуникаций;
- диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Все эти особенности компьютер образования отмечались во многих докладах на 1 международной конференции "Современные технологии в начальном образовании", проходившей в Москве 31 марта 1999 г., однако в той же степени они верны и для старшей школы, и дополнительного образования.
Так что, действительно образование компьютеризируется, и надо не теряя времени учиться и разрабатывать свои новые методики, образовательные проекты. И пусть это будет пока в рамках класса или одной школы, пусть это будет всего лишь компьютерный тест или наглядное компьютерное пособие. Ведь на этом не остановится развитие, и из основ компьютерного образования появятся глобальные проекты, которые перевернут наше представление об образовании.
1. Требования к обучающим электронным материалам. Система «Осирис»
Обучающие электронные материалы используются на всех этапах изучения дисциплин и оказывают значительное влияние на контрольно-оценочную функцию занятий, придавая им игровой характер, сбособствуют активизации учебно-познавательной деятельности. Кроме того, компьютер позволяет добится более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, расширяют возможности включения различных упражнений, в том числе кроссвордов, которые можно использовать как нетрадиционую форму контроля. Немаловажен и тот факт, что у учащихся формируется заинтересованное отношение к изучаемому материалу, вера в собственные силы и способности, развивается память и мышление. В связи с этим выдвигаются следующие требования к электронным материалам:
- электронный материал является универсальным;
- возможность индивидуального подхода к учащимся (тесты варьируются по степени сложности или по уровню усвоения материала);
- возможность использовать нетрадиционных форм подачи и контроля материала;
- мультимедийность материалов
2. Описание и руководство пользователя
2.1 Рекомендуемые требования
Для нормальной работы программы требуется:
Windows 9x или Windows 2000
Pentium 200MHz
32 MB ОЗУ
10 MB свободного места на HDD
Звуковая карта.
Рекомендуемое разрешение экрана 800х600 (TrueColor 32 бита).
2.2 Возможности программы «Осирис»
Как уже было сказано выше данная программа позволяет создавать не автономные обучающие и тестирующие программы визуальным способом, с использованием мультимедийных возможностей компьютера, а именно:
- размещать на экране анимацию в формате avi не содержащие звука и малого размера;
- воспроизведение звуковых и видео файлов в формате wav, midi и avi;
- размещать на экране OLE объекта (различные диаграммы, слайды и презентации MicrosoftPointPower, лист MicrosoftExcel, документ MicrosoftWord, MicrosoftMap, документы AdobeAcrobat, клипы мультимедиа, звукозаписи и многие другие документы и файлы в зависимости от установленного на ваш компьютер программного обеспечения);
- размещение на экране картинок в формате Bitmaps (bmp), Icons (ico), EnhancedMetafiles (emf),WindowsMetafiles (wmf).
Помимо этого можно размещать:
- кнопки;
- статический текст;
- текст с прокруткой в формате RTF;
- выбор нескольких вариантов из списка;
- выбор одного ответа из списка.
Так же можно задавать порядок появления объектов и задавать критерий выставления оценки за тест и время отпущенное на один вопрос (от неограниченного времени до 10 минут).
Одной из особенностей программы «Осирис» является многомерный анализ результатов теста:
- по фамилии, имени, отчеству;
- по курсу;
- по группе;
- по факультету;
- по оценкам;
- по тестам;
- по количеству оценок;
- по сумме оценок;
- по средней оценке;
а так же их комбинациям.
Кроме того, можно распечатать базу данных с результатами тестов, так же добавлена возможность скачать новые обучающие и тестирующие блоки
и отправить письмо автору и получить новости.
2.3 Построение обучающих и тестирующих блоков
Для построения обучающих и тестирующих блоков необходимо: набор мультимедийных файлов и ваша фантазия.
После загрузки программы перед вами появляется главное меню и панель инструментов (рис. 1)