Смекни!
smekni.com

Последовательность шагов создания VCD и DVD дисков (стр. 6 из 11)

XVID - На сегодняшний день считается одним из лучших кодеков, если не самым лучшим. Качество картинки остаётся на высоте, даже во время динамичных сцен. Продолжается активное развитие кодека...

VP62 - В своё время считался самым лучшим кодеком, однако его разработчики уступили пальму первенства XVID. То, что произошло с кодеком, начиная с версии 7.0 - не описать никакими словами: плохое качество картинки, пикселизация динамичных сцен. И это притом, что фильмы, кодированные VP6.4 практически ничем не отличались от DVD, занимая гораздо меньше места...

CoolDVD, WMV, Indeo - обеспечивают качество не выше уровня линейки DivX.

Для аудиопотоков (приведены в порядке повышения качества звука):

MP3 - в комментариях не нуждается. Как и DivX - очень широко используем, но также и не обеспечивает отличное качество. Стандарт разработан в 1993г. В настоящее время существует обновлённый вариант - MP3pro, который ориентирован не на качество, а на меньший размер аудиофайла.

AC3 - поддержка объёмного звука (шестиканального).

Vorbis - обеспечивает очень качественное звучание, гораздо более насыщенное, чем MP3.

DTS - возможно лучший на сегодняшний день звуковой кодек, достойный "напарник" VP62.

История принятия формата.

Формат DVD был принят организацией, под названием DVD форум, в конце

1995 года. В DVD форум входят лидеры мировой электронной промышленности, такие как Philips, Panasonic, Toshiba, Sony и другие. Фактически, DVD задумывался как ёмкий носитель информации, наподобие компакт диска. Тогда, в 1995-м были приняты спецификации DVD-Video и DVD-ROM. Разница между ними приблизительно такая же, как между Audio CD и CD-ROM. Собственно поэтому DVD было бы правильно расшифровывать не как Digital Video Disk а как Digital Versatile Disk (Versatile – универсальный).

DVD Video.

DVD Video это формат хранения цифрового видео на диске DVD. Это то, что обычно под DVD и понимают.

Видео на DVD представлено в виде цифрового видеоизображения, сжатого по алгоритму MPEG-2. Формат - 25 кадров в секунду с разрешением 720 х 576 точек при глубине цвета 24-бит (PAL) или 30 кадров 720 х 480 х 24-бит

(NTSC). Используется переменный битрейт, варьирующийся в зависимости от сложности сцены от 2.5 до 10.5 Мбит/c. Битрейт свыше 5.5 – 6 Мбит/с уже гарантирует отсутствие часто встречающихся на Video CD или Mpeg 4 квадратиков, однако еще больший битрейт бывает полезен для очень сложных сцен, например такие, как живописные пейзажи. Теперь о размерности изображения. Изображение может быть полноэкранным (отношение сторон 4:3 или 1.33:1), или широкоэкранным (отношение сторон 16:9 или 1.78:1 и более).

Полноэкранное изображение разделяют на «стандартное» (Standard 1.33:1) , то есть изначально писавшееся со стандартного телевизионного сигнала размерностью 4:3 и пансканированное (4:3 Pan & Scan). Это означает то, что исходное изображение было широкоформатным, но оно было обрезано по бокам и растянуто, и приведено к соотношению 4:3.

Широкоформатная картинка бывает разных размерностей. Это такие, как 1.78:1 (или 16:9), 1.85:1, 2.35:1 и, наконец, 2.85:1. По способу записи широкоэкранный сигнал бывает леттербоксным (Letterbox), и анаморфным (Anamorph). При записи леттербоксной картинки получают видеосигнал размерностью 4:3, в котором пустое место изначально заполнено черным цветом.

Вполне понятно, что часть пикселов, которые могли содержать полезную информацию просто бездействуют (например, при записи картинки с размерностью 2.35:1 «бездельничают» 43 процента точек). Анаморфная картинка пишется по-другому. Изображение с мастер – ленты растягивается по вертикали (анаморфируется) до размерности 4:3 и в таком виде оцифровывается. При цифро-аналоговом преобразовании получившаяся картинка сжимается до получения изначальной размерности. Таким образом, используются все 100 % пикселей. Совершенно очевидно, что анаморф имеет наибольшее разрешение.

Звук на DVD.

Звук на DVD дисках может быть записан в нескольких форматах:

PCM – Импульсно кодовая модуляция. Это тот же самый формат, в котором хранится звук на обычных Audio CD – 44.1 КГц , 16 бит, стерео и без какого либо сжатия. Битрейт 1440 кбит/с. Звук в таком формате хранится как правило на музыкальных дисках (диски с видеоклипами, концерты и.т.д.), то есть там где требуется высокая точность передачи звуковой картины.

Dolby Digital – этот формат появился в 1992 году вместе с фильмом «Возвращение Бэтмена». Формат предусматривает до 6-ти полностью дискретных звуковых каналов. До пяти полно частотных (20 Гц -20 кГц) каналов и один низкочастотный (3 Гц – 120 Гц) Low Frequency Effects канал для сабвуфера. Dolby Digital использует 18 битное кодирование каждого канала при частоте дискретизации в 48 кГц. На каждый канал может быть выделено от 64 до 96 кбит/с. Важно понять то, что Dolby Digital может быть не только шестиканальным, но и даже монофоническим. Фактически Dolby Digital это просто формат хранения цифрового звука со сжатием. В DVD используются следующие конфигурации Dolby Digital:

1) Dolby Digital 2.0 – Типичный битрейт 192 кбит/c по 96 кбит/с на канал.

В данном формате может быть записан монозвук для старых фильмов (левый и правый канал воспроизводят одно и то же), просто стерео (встречается редко, например, на диске «Золото Маккены») или стерео с Dolby Surround сигналом.

2) Dolby Digital 4.0 – Типичный битрейт 320 кбит/c, по 96 кбит/с на левый и правый фронт и по 64 кбит/с на левый и правый тыл. Редкий.

3) Dolby Digital 5.0 – Типичный битрейт 320 кбит/c, по 64 кбит/с на каждый из пяти каналов (левый фронт, центр, правый фронт, левый и правый тыл, канал LFE отсутствует). Редкий формат.

4) Dolby Digital 5.1 – Типичные битрейты 384 кбит/с, по 64 кбит/с на каждый из 6-ти каналов, и 448 кбит/c по 96 кбит/c на левый и правый фронт и по 64 кбит/c на все остальные каналы. Наиболее часто встречающийся формат.

5) Dolby Digital 6.1 EX – Типичный битрейт 448 кбит/c по 96 кбит/c на левый и правый фронт и по 64 кбит/c на все остальные каналы. В данном формате исполь зуется дополнительный фантомный тыловой центр, то есть матричный принцип кодирования, как и в Dolby Surround. Формат дебютировал в 1999 вместе с фильмом «Звездные войны: эпизод I».

Отличительной чертой Dolby Digital можно назвать превосходную локализацию звуков. Однако, несмотря на то, что механизм сжатия более совершенен, чем, например у MP3 высокие коэффициенты сжатия (8 -12 раз) дают о себе знать при воспроизведении музыки.

Формат DTS разработала и внедрила в 1993 году одноименная фирма. Так как фирма обладала меньшими финансовыми возможностями чем, например Dolby Labs, данный формат, несмотря на более высокое качество (это будет показано ниже), был признан DVD форумом факультативным (тогда как Dolby Digital основным). DTS использует 20 битное кодирование каждого канала при частоте дискретизации 48 кГц. На каждый канал выделяются 128 или 256 кбит/c, что дает лучшее качество за счет меньшего сжатия и лучшего механизма компрессии. Формат DTS используется в следующих конфигурациях:

1) DTS 5.1 – типичный битрейт 768 или 1536 кбит/с по 128 или 256 кбит/с на каждый из 6-ти каналов. Наиболее распространенная конфигурация.

2) DTS 6.1 ES Matrix - типичный битрейт 768 или 1536 кбит/с по 128 или

256 кбит/с на каждый из 6-ти каналов. Используется дополнительный фантомный тыловой центр, как, например в Dolby Digital 6.1 EX.

3) DTS 6.1 ES Discrete – Типичный битрейт 896 или 1792 кбит/с 128 или 256 кбит/с на каждый из 7-ми каналов. Используется полностью дискретный тыловой центр в качестве седьмого канала. Исключительно редкая и наиболее качественная конфигурация.

Формат DTS значительно превосходит Dolby Digital по естественности и «глубине» звучания. Музыкальные фрагменты звучат очень хорошо, практически не хуже, чем на компакт диске. Однако выпущено всего около 350 фильмов с DTS дорожками различных конфигураций.

MPEG Multichannel - формат использует 16 битное кодирование каждого канала с частотой дискретизации 48 кГц. Алгоритм сжатия весьма напоминает MP3. На каждый канал выделяется по 64 кбит/c. Используется только 5.1 конфигурация с битрейтом 384 кбит/c. Данный формат предназначался в первую очередь для европейских дисков, однако признания не получил из-за плохого качества звука. Менее 5 дисков записаны с этими дорожками.

Важно понять то, что DVD диск может содержать несколько дорожек одновременно. То есть несколько дорожек как бы параллельно сопровождают весь фильм, и вы выбираете ту, которая вам более всего подходит – на русском или на английском языке, в Dolby Digital или DTS, с синхронным (закадровым) переводом или с полным дубляжом. Так как диски часто сопровождаются субтитрами, (они включаются по желанию пользователя) можно слушать фильм с оригинальной дорожкой, не зная иностранного языка.

Дополнительные возможности.

· Полноэкранная или широкоформатная картинка

· До 8 звуковых дорожек на разных языках, до 8 дискретных каналов каждая

· До 32 дорожек субтитров

· До 9 углов камеры (изображения со всех камер пишутся параллельно)

· Меню и простые интерактивные возможности

· Мгновенная перемотка и быстрая перемотка вперед, включая поиск по главе, дорожке и времени

· Родительская блокировка для запрещения воспроизведения дисков или фрагментов с нежелательным материалом

Перенос готового фильма на DVD.

Видео. Довольно скользкий вопрос. Дело в том, что кино, как известно, снимается на аналоговый носитель (пленку). При переносе картины на DVD картинку необходимо оцифровать. Процесс этот весьма и весьма трудоемок. Для каждого кадра необходимо подбирать индивидуальный коэффициент сжатия. На перевод среднестатистической полнометражной ленты в цифровой формат уходит несколько месяцев притом, что над оцифровкой работает целая команда профессионалов. Например, если сроки выхода диска будут неожиданно сжаты, результат будет не лучший. Картины с некоторыми специфическими цветовыми палитрами (например, все фильмы Жана-Пьера Жене имеют желто-зеленую палитру, получаемую с помощью светофильтров и «Амели» яркий тому пример) поддаются оцифровке довольно плохо. Однако наибольшее значение имеет все же работа оцифровщиков. Наилучшей же картинкой отличаются современные анимационные картины, изначально моделировавшиеся на компьютере («История игрушек», «Шрек», «Динозавр», «Последняя фантазия» и др.). Они переносятся на DVD по технологии Direct-to-Digital и ни теряют абсолютно ничего.