Если копии объекта должны находиться слева или ниже исходного объекта, в окнах ColumnSpacing и RowSpacing следует вводить отрицательные значения этих шагов.
При таком способе мультипликации копии объектов получаются на любых расстояниях, задаваемых в соответствующих окнах, независимо от установленной на рабочем поле сетки. Эту особенность можно использовать для создания копий (или перемещений) на отрезках, не кратных сетке
Для примера рассмотрим вычерчивание элемента – транзистора.
Используя команду PlaceLine, нарисуйте по клеточкам графическую часть изображения транзистора (одну вертикальную линию и две наклонные). При рисовании наклонных линий в строке состояния должен быть включен режим ортогональности Ortho = Any. Этот режим переключается нажатием клавиши О (латинский алфавит) или Щ (русский алфавит).
Теперь у одного из выводов необходимо нанести стрелку (рисунок 1.3). Это можно сделать при помощи команды PlacePolygon. Для этого щелкните по кнопке PlacePolygon, подведите указатель мыши к одной из вершин треугольника, образующего контур стрелки, и щелкните ЛК. Переместите указатель мыши к другой вершине и еще раз щелкните ЛК. Для завершения замкнутой фигуры следует вернуться в исходную точку. Но делать это необязательно. После того как вы нанесли вторую (предпоследнюю) точку, щелкните ПК. Программа сама замкнет контур.Рисунок 1.3 В процессе вычерчивания контура фигура (в данном случае треугольник)
изображается прозрачной светлой линий, а после щелчка ПК она будет заполнена.
Для условного графического обозначения (УГО) транзистора стрелка должна быть сформирована на наклонной линии, что несколько затрудняет выполнение этого несложного элемента рисунка. Чтобы решить данную задачу, придется установить новую, более мелкую, сетку с шагом 0,2 мм. Увеличьте участок, на котором должна быть стрелка, и по мелкой сетке нарисуйте ее. Переключите сетку на шаг 2,0 мм и продолжите работу.
5 ОБОЗНАЧИТЬ КОНТАКТЫ
Используя команду PlacePin, нанесите три вывода транзистора.
Выводы элементов схемы выполняются при помощи команды PlacePin (Вывод), которая позволяет изобразить на УГО (в том числе и микросхем) выводы и снабдить эти изображения необходимой цифровой, текстовой или графической информацией. Длина вывода и размер шрифта (текстовый стиль) для сопровождающих надписей либо назначаются пользователем, либо выбираются из стандартного ряда.
Чтобы нанести вывод, щелкните по кнопке PlacePin, сдвиньте указатель мыши на рабочее поле и щелкните ЛК. Откроется одноименное диалоговое окно (рисунок 1.4), при помощи которого конструируются любые выводы элементов схемы. В этом окне имеется маленький экран с изображением вывода. При работе с окном все ваши установки и действия будут сразу отображаться на маленьком экране. При разработке простейшего УГО в этих окнах должны оставаться установкиNone (Нет), как показано на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 – Диалоговое окно PlacePin.
Простейшие элементы схем, такие как резисторы, конденсаторы и многие другие, не требуют нумерации выводов и нанесения около них дополнительной информации, так что у выводов подобных элементов не должно быть никаких обозначений. Поэтому снимите в зоне Display (Экран) флажки в окнах PinName (Имя вывода) и PinDes (Обозначение вывода).
В окнеLength (Длина) предлагаются выводы разной длины:Normal (Нормальная) - 7,62 мм,Long (Длинная) - 12,7 мм иShort (Короткая) - 2,54 мм. Кроме того, установив флажок в окнеUser (Пользователь), вы можете задать любую длину вывода. Другие установки в данном случае не требуются, поэтому щелкните по кнопке ОК, окно свернется, и можно будет приступить непосредственно к нанесению выводов. Сначала займемся левым выводом. Его расположение на элементе схемы точно соответствует показанному на малом экране диалогового окнаPlacePin.
Подведите указатель к предполагаемому месту выхода вывода из условного обозначения и щелкните ЛК. Вывод появится на требуемом месте. Теперь нарисуем второй вывод, который должен быть развернут в противоположную сторону.
Подведите указатель к желаемому месту выхода вывода, нажмите и удерживайте левую кнопку. На рабочем поле будет видно изображение вывода, но пока вы удерживаете ЛК, имеется возможность развернуть или перевернуть это изображение. Переворачивается вывод щелчком по кнопке F - при каждом щелчке происходит переворот на 180°. Это очень похоже на построение зеркальной копии.
Если же вам нужно повернуть вывод, то щелкайте по кнопке R - изображение при каждом щелчке будет поворачиваться на 90° против часовой стрелки.
Следующая задача - ввести нумерацию выводов. Какому выводу транзистора будет присвоен тот или иной номер. С практической точки зрения целесообразно, чтобы у всех УГО транзисторов была одинаковая оцифровка, например: эмиттер - 1, база - 2, коллектор - 3.
Недостающие фрагменты линий, подходящих к выводам, дорисуйте при помощи команды PlaceLine.
6 ЗАДАТЬ ТОЧКУ ПРИВЯЗКИ ИЭТ
Точка привязки наносится при помощи команды PlaceRefPoint(Точка привязки). Щелкните по соответствующей ей кнопке, подведите указатель мыши к первому контакту и щелкните ЛК. Условный знак точки привязки будет вычерчен.
7 УКАЗАТЬ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ПОЗИЦИОННОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ ИЭТ.
Следующая обязательная составляющая часть УГО — позиционное обозначение элемента, которое состоит из кода обозначения (одна или две буквы) и сквозной цифровой нумерации. Поскольку на этапе создания УГО присвоить элементу истинное позиционное обозначение невозможно, оно заменяется «пустышкой».
Чтобы нанести «пустышку», щелкните по кнопке PlaceAttribute (Признак). В понятие «признак » входит большая группа данных, определяющих параметры элементов схемы. Этот термин относится также и к элементам печатной платы (к проводникам, контактным площадкам и т.д.). Однако мы введем только один признак, а именно - позиционное обозначение элемента на схеме.
После щелчка по кнопке переведите указатель мыши на рабочее поле и еще раз щелкните ЛК. Откроется диалоговое окноPlaceAttribute.
В окнеAttributeCategory (Категория признака) перечислены разделы, к которым отнесены все признаки. Если в этом окне выбрать конкретный раздел, то в соседнем окнеName (Имя) появится список его признаков.
Выделите цветом в областиAttributeCategory строчкуComponent (Компонент), а в зонеName (Имя) - RefDes (это сокращение от ReferenceDesignator «позиционное обозначение»).
Отметив название RefDes цветом, щелкните по кнопке в окнеTextStyleи укажите в списке стиль текста и щелкните ЛК. Диалоговое окно свернется.
Подведите указатель мыши к свободному месту рядом с нанесенной ранее точкой привязки и еще раз щелкните ЛК. На рабочем поле появится текст {RefDes}. Фигурные скобки свидетельствуют о том, что он временный.
При вычерчивании электрических схем около каждого УГО можно нанести дополнительную информацию. Чаще всего это номинальное значение Value (Значение) и типType (Тип) элемента, которые допускается ввести в УГО в виде «пустышек», причем на схеме эти параметры могут присутствовать как явно, так и скрыто.
9 СОХРАНИТЬ СОЗДАННОЕ ОПИСАНИЕ ИЭТ.
9.1 Создать библиотеку графических элементов схемы
Выполните командыLibrary => New. Откроется диалоговое окноLibraryNew (Новая библиотека).
Прежде всего создадим общую папку для хранения всех библиотек. Для этого в окне LibraryNew щелкните по кнопке Новая папка. В нем появится новый ярлык папки и вы сможете сразу с клавиатуры ввести ее имя. В данном случае напечатайте имя Библиотеки элементов. Затем откройте эту папку и укажите в окне Имя файла данного диалогового окна название первой формируемой библиотеки, напримерLАB. В эту библиотеку мы поместим часто используемые условные обозначения схем. Записав имя, щелкните по кнопке Сохранить - библиотека создана. Диалоговое окно закроется, и вы вернетесь на рабочее поле программы SymbolEditor. Теперь можно загружать библиотеку.
9.2 Записать объект в библиотеку
Для записи объекта в библиотеку воспользуемся кнопкой Save (Сохранить). Щелчок по этой кнопке открывает одноименное диалоговое окно.
В окне щелкните по кнопкеLibrary (Библиотека), найдите папку для хранения библиотек и сформированную вами ранее библиотеку LAB. Полное имя библиотеки (путь поиска) появится в окне, расположенном рядом с кнопкой. Если вы постоянно работаете с одной библиотекой, то ее название всегда присутствует в данном окне.
В окнеSymbol (Символ) будет показан текст Untitled. Замените его новым текстом, соответствующим разработанному объекту. В данном случае наберите PNP.
Обратите внимание, что название в этом окне независимо от установленного регистра печатается прописными (заглавными) буквами.
Начерченное графическое обозначение транзистора будет применяться для рисования схем, поэтому сразу запишем его и как компонент. Для этого оставьте флажок CreateComponent и наберите в окнеComponent (Компонент) имя, которое может отличаться от названия символа или повторять его. Введите имена в оба окна и щелкните по ОК.
Не исключено, что прежде чем откроется следующее диалоговое окно, программа выдаст несколько предупреждений:
• Overwrite existing symbol?(Перезаписать существующий символ?). Этот вопрос возникает, когда используется ранее созданный символ со старым названием. Если вы действительно хотите видоизменить символ, то щелкните по кнопке Да;