Предлагается следующий алгоритм решения такой задачи: через несколько циклов после начала обучения нейронной сети включаем процедуру вычисления показателей значимости. Момент начала запуска данной процедуры желательно подбирать индивидуально в каждом конкретном случае, поскольку в первые несколько циклов обучения нейросеть как-бы "рыскает" в поисках нужного направления и показатели значимости могут меняться на диаметрально противоположные. Далее происходит несколько циклов обучения, в ходе которых накапливаются показатели чувствительности в какой-либо норме.
1)
2)
где
- норма для i-го сигнала, - оценка значимости i-го сигнала в k-м примере, M - число циклов подсчета значимости. После того, как показатели подсчитаны, можно произвести уменьшение числа входных сигналов. Уменьшение следует производить исходя из того, что чем меньше значение тем менее оно влияет на процесс обучения.Таким образом, наряду с вычислением показателей значимости для оценки степени обученности нейросети, определением групп значимых сигналов появляется возможность на ранних этапах отсеивать сигналы, маловлияющие на процесс обучения и работу обученной нейросети.
Однако следует отметить, что данный алгоритм не страхует от того, что параметр, оказавшийся неважным в начале обучения, не станет доминирующим при окончательном доучивании нейронной сети.
Исходя из таких посылок, автор произвел расчет параметров значимости сигналов (вопросов) опросника ЛОБИ. При выборе сигналов с максимальной значимостью был получен список номеров вопросов, важных для определения данного типа, причем он в существенной части совпадал с ключевой выборкой для данного типа по ЛОБИ. При отсечении малозначимых входов был получен интересный результат - качество обучения сети существенно улучшилось (на 2-х таких сетях был получен результат 95.24% и 90.48%, или 20 и 19 правильных ответов из 21 тестового примера). Какой же вывод позволяет сделать данный результат?
Из самых грубых оценок необходимого объема экспериментальной выборки при создании тестовой методики следует, что если размерность "ключевой последовательности" составляет N вопросов, то для вычисления весовых коэффициентов при этих вопросах необходимая выборка должна составлять порядка N*N примеров. Как раз примерно такое соотношение (N - порядка 15, N*N - порядка 200) имело место в описанном эксперименте. Однако следует помнить, что множество вопросов теста, как правило, гораздо шире, чем необходимо для диагностики данного признака, поскольку методики в большинстве своем предназначены для определения нескольких признаков. А, следовательно, возникает следующая проблема: для определения параметров модели требуется M*M примеров, где M - общее число вопросов. Стоит, видимо, напомнить, что для методики ЛОБИ, например, M=162, тогда число примеров должно составить 26244, что практически нереально для практика - одиночки, не имеющего за спиной мощного исследовательского центра.
В случае же, когда выборка имеет недостаточный размер, возникает феномен "ложных корреляций" - модель определяет влияние на выходной результат тех параметров, которые на самом деле слабо с ним коррелируют. Именно такие "ложные корреляции" и вызывают ошибки при отнесении исследуемых к классу наличия или отсутствия диагностируемого типа.
В следующей серии экспериментов был использован прием, называемый "контрастированием". В нейроимитаторе "MultiNeuron" имеется возможность отключать часть входных сигналов. Достигается это тем, что синапсу, отвечающему за отключаемый вход, присваивается фиксированное значение - 0, которое не может быть изменено в процессе обучения. Тогда этот вход не влияет на процесс обучения сети. В данном эксперименте автор исходил из того, что входы, обладающие минимальной значимостью в области подстроечных параметров, которая соответствует обученному состоянию сети, являются несущественными для диагностики типа. Следовательно, при их отключении снижается размерность пространства входов, а следовательно - и потребный размер обучающей выборки. Кардинальное улучшение результатов обучения, достигнутое после проведения контрастирования подтверждает этот факт, ведь полученный из общих представлений объем экспериментальной выборки как раз оказался достаточным для обучения контрастированной сети.
Итак, на вопрос, заданный выше, мы можем ответить: улучшение результатов обучения после анализа и настройки входов свидетельствует о том, что контрастирование является средством борьбы с ложными корреляциями, и следовательно позволяет сократить объем экспериментальной выборки для многоплановых методик.
Кроме того, побочным результатом обработки может служить набор вопросов, существенных для данного типа, что может дать предмет для размышлений психологам - теоретикам.
1. Полносвязная нейронная сеть позволяет производить психодиагностику исследуемых на базе опросников классических тестов с вероятностью правильного ответа 95%.
2. Для создания нейросетевых экспертных систем не нужно вмешательства математика, данная технология позволяет программе непосредственно перенимать опыт психодиагноста.
3. Психодиагностическая методика, созданная на базе технологии нейросетевых экспертных систем адаптивна к смене социокультурных групп.
4. При помощи возможностей программных нейроимитаторов можно выполнять исследование параметров психодиагностических методик и уточнять их структуру.
В работе практических психологов, имеющих дело с подбором персонала или исследующих взаимоотношения внутри уже сложившихся групп (примером первого может служить психолог-консультант по подбору персонала, примером второго - офицер по работе с личным составом в частях, классный руководитель в школе) постоянно возникает задача установления и прогноза межличностных отношений в группе.
Под отношением в данной работе понимается психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или группа людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него [24]. Кроме того, общение обыкновенно происходит в условиях определенной ситуации: в присутствии других людей, которые для общающихся в разной степени субъективно значимы, на фоне какой-то конкретной деятельности, при действии каких-либо экспериментальных факторов.
В данной работе была поставлена задача смоделировать и, по возможности, спрогнозировать систему взаимоотношений в группе на основе состояния и поведения исследуемых, оставляя в стороне такие аспекты формирования отношений между людьми, как внешний облик, приписываемые человеку цели и мотивы [24]. Оценке и прогнозу подвергались межличностные «статусно-ролевые» [79] отношения в группах. Оценка совместимости «человек-человек» и «группа-человек» велась по оценке статуса исследуемых - индивидуальной (от каждого к каждому) и групповой (от группы к человеку).
Задача моделирования и прогнозирования взаимоотношений людей в группе (коллективе) неоднородна - она может быть условно подразделена на следующие подзадачи: