Смекни!
smekni.com

Работа с окнами приложений (стр. 2 из 4)

Стиль окна влияет, в основном, только на его внешний вид, а свойства окна определяются оконной процедурой. Оконная процедура описывается при регистрации класса окон, а когда создается новое окно мы должны указать имя класса, к которому это окно принадлежит. До сих пор мы сами описывали и регистрировали класс окон и затем создавали окно, принадлежащее этому классу.

В Windows существует возможность использовать один зарегистрированный класс разными приложениями, Вы можете сами разработать собственный класс окон, которым будут пользоваться другие приложения. Сделать это достаточно просто - при регистрации класса окна Вы должны указать стиль класса CS_GLOBALCLASS. После этого все остальные приложения Windows смогут использовать окна этого класса. Единственное новшество будет связано с тем, что при завершении работы Вашего приложения Вы должны удалить объявленный класс из списка классов Windows. Сделать это можно с помощью функции

BOOL UnregisterClass( lpszClassName, hInstance );

Кроме тех классов окон, которые были зарегистрированы приложениями, Windows автоматически создает несколько стандартных классов, которые используются для создания дочерних окон.

Стандартные классы дочерних окон

Сейчас мы рассмотрим несколько классов дочерних окон, предоставляемых Windows. Окна этих классов позволяют создавать наиболее часто используемые “управляющие элементы” - кнопки, полосы прокрутки (scroll bars), простейшие редакторы для ввода текста и пр.

Обычно стандартные управляющие элементы создаются со стилtем WS_VISIBLE и, обязательно, - WS_CHILD. Часто используется стиль WS_BORDER. Для многих классов предусмотрен стиль, указывающий, что родительское окно должно извещаться о таких событиях дочернего окна, как, например, получение и потеря фокуса ввода. Название этого стиля оканчивается на _NOTIFY, например, LBS_NOTIFY.

Дочерние окна, принадлежащие к стандартным классам, обмениваются данными с родительским окном по следующим правилам:

· родительское окно при необходимости посылает доченему окну сообщения с номерами, равными или большими WM_USER. Для каждого стандартного класса дочерних окон определены свои сообщения, на которые они реагируют. Многие из таких сообщений должны вернуть результат, поэтому часто используется SendMessage вместо PostMessage.

· дочернее окно посылает родительскому окну сообщения WM_COMMAND, со следующим назначением параметров:

wPar – идентификатор дочернего окна
LOWORD(lPar) – хендл дочернего окна
HIWORD(lPar) – код извещения

код извещения информирует родительское окно о том, какое событие произошло с дочерним окном. Посылка некоторых извещений от дочерних окон может быть запрещена - если не указывать ???_NOTIFY стиль. Для каждого класса дочерних окон определены свои коды извещения.

· для управления цветом дочернего окна родительское может обрабатывать сообщения WM_CTLCOLOR, которые посылаются всеми стандартными дочерними окнами их родителям.

Статические элементы

Начнем рассмотрение с самого простого класса - класса статических элементов. К статическим элементам относятся прямоугольники (“пустые” и закрашенные), неизменяемый текст и иконки, нарисованные в родительском окне. Статические окна не принимают сообщений от мыши и клавиатуры и не могут иметь фокуса ввода.

Для создания такого окна мы должны указать имя класса “STATIC”, и задать специфичный стиль, определяющий внешний вид этого элемента. Так мы можем указать один из стилей:

SS_BLACKRECT – черный закрашенный прямоугольник

SS_BLACKFRAME – черный контур прямоугольника

SS_GRAYRECT – серый закрашенный прямоугольник

SS_GRAYFRAME – серый контур прямоугольника

SS_WHITERECT – белый закрашенный прямоугольник

SS_WHITEFRAME – белый контур прямоугольника

для описания прямоугольника заданного цвета.

Мы можем описать статический элемент – пиктограмму (иконку), указав стиль SS_ICON. В качестве заголовка окна задется имя ресурса типа ICON, включенного в Ваше приложение. Размеры определяются размерами иконки независимо от указанных Вами.

Если нам надо заменить одну иконку на другую, то надо этому дочернему окну послать сообщение (STM_SETICON, hIcon, 0L), а если мы хотим только узнать хендл иконки, то надо послать сообщение (STM_GETICON, 0, 0L). Оба сообщения возвращают хендл иконки.

Чаще используется другая разновидность статическего элемента - текст. Заголовок окна определяет выводимый текст, который может быть выведен в одну строку, автоматически размещен в нескольких строчках и выровнен на левую или правую границу или центрирован, что задается стилем окна:

SS_SIMPLE, SS_LEFT, SS_LEFTNOWORDWRAP, SS_RIGHT, SS_CENTER

При этом надо обратить внимание на стиль SS_NOPREFIX; Обычно последовательность из & и любого символа обозначает подчеркнутый символ. Однако это не всегда удобно - например, если выводимый текст является именем файла или директории (в этом случае & может содержаться в строке как обычный символ). Для того, что бы запретить использование & в качестве префикса, используется стиль SS_NOPREFIX.

Кнопки

Самый “богатый” класс - класс кнопок. Для создания окна, принадлежащего этому классу надо указать имя класса “BUTTON”. Большинство кнопок (но не все) являются активными элементами (то есть могут принимать фокус ввода). Обычно кнопки посылают родительскому окну только один код извещения - BN_CLICKED, указывающий на то, что кнопка была нажата. Все остальные коды извещения кнопок (BN_???) соответствуют частному случаю кнопок, который не рекомендуется использовать в Windows 3.1.

К этому классу принадлежат следующие разновидности управляющих элементов:

BS_PUSHBUTTON и BS_DEFPUSHBUTTON обозначают кнопку, на которую можно “нажать”. Нажимают на кнопку или пробелом, или мышкой. Стиль BS_DEFPUSHBUTTON обозначает кнопку, которая должна нажиматься клавишей Enter, даже если фокус ввода принадлежит другому управляющему элементу.

BS_CHECKBOX и BS_AUTOCHECKBOX обозначают флажок – элемент, который состоит из небольшого квадрата и строки текста. В квадрате может быть поставлен крестик (check mark) - то есть этот элемент является “двухпозиционным переключателем” - отмечен/неотмечен.

BS_AUTOCHECKBOX отличается от обычного флажка тем, что автоматически переключается из одного состояния в другое при нажатии на него, а для простого BS_CHECKBOX вы должны сами подать команду для переключения.

BS_3STATE и BS_AUTO3STATE очень похож на флажок, но может быть в трех состояниях - отмечен/неотмечен/запрещен (в запрещенном состоянии не принимает сообщения от клавиатуры и мыши и рисуется серым. Это состояние включается и выключается только программным способом).

BS_RADIOBUTTON и BS_AUTORADIOBUTTON обозначает переключатель (радио‑кнопку) – элемент, похожий на флажок , но вместо квадрата рисуется кружок, в котором может быть поставлена жирная точка. Предназначен для использования в группе других радио кнопок - причем только одна из них может быть нажата, а остальные должны быть отпущены (как селекторы диапазона в радиоприемнике).

BS_GROUPBOX редставляет собой прямоугольную рамку, в верхней части которой может быть выведен текст. Используется для визуального объединения нескольких управляющих элементов в одну группу. Хотя GroupBox и является кнопкой, но он не может получать фокус ввода - то есть больше похож на статические элементы.

Кнопки могут обрабатывать 5 специфичных сообщений:

BM_SETCHECK nCheck 0L

устанавливает состояние кнопки:
0 – неотмечена
1 – отмечена
2 – запрещена (только BS_3STATE и BS_AUTO3STATE)

BM_SETSTATE nState 0L

устанавливает состояние кнопки
0 – нормальное состояние
1 – выделена (изобразить кнопку в “нажатом” состоянии)

BM_SETSTYLE wStyle bRedraw & 0

изменить стиль кнопки. wStyle является комбинацией BS_??? стилей, а bRedraw указывает, надо ли перерисовать кнопку.

BM_GETCHECK 0 0L
BM_GETSTATE 0 0L

возвращают текущее состояние кнопки.

Списки

Простые списки относятся к классу LISTBOX. Элементы этого класса представляют собой один или несколько столбцов, в которых размещается список строк. Вы можете выбрать одну или несколько записей из списка для дальнейшего использования. Список может иметь или не иметь полосу прокрутки, строки в нем могут быть отсортированы или размещены в порядке поступления.

Список распознает большое количество специфичных сообщений, поэтому здесь будут рассмотрены лишь некоторые из них.

LB_RESETCONTENT 0 0L

это сообщение приводит к удалению всех данных из списка.

LB_ADDSTRING 0 lpszString

добавить строку в конец списка

LB_FINDSTRING nIndexStart lpszString

найти нужную строку в списке и получить ее индекс

LB_DELETESTRING nIndex 0L

удалить строку из списка

LB_GETTEXT nIndex lpsBuffer

прочитать строку с индексом nIndex в списке и разместить ее в указаном буфере.

LB_GETCURSEL 0 0

получить индекс текущего выбранного элемента

LB_DIR nAttr lpszMask

заполнить список именами файлов, директорий и дисков. Иногда удобно пользоваться специальной функцией, посылаеющей это сообщение: DlgDirList и DlgDirSelect.

Посылаемые родительскому окну коды извещения могут информировать его о следующих событиях списка:

LBN_ERRSPACE – о произошедшей ошибке, связанной с нехваткой памяти;

LBN_KILLFOCUS и LBN_SETFOCUS – о получении или потере фокуса ввода;

LBN_DBLCLK – о двойном нажатии на кнопку мыши;

LBN_SELCHANGE – об изменении текущего выбранного элемента;

LBN_SELCANCEL – процесс выбора прерван, например, переходом к другому окну.

Существует еще одна разновидность списков - так называемые комбинированные списки, состоящие из небольшого окошка редактора и простого списка, размещенного под ним. Эти списки принадлежат к классу COMBOBOX. Выделяют три разновидности комбинированных списков, определяемых его стилем:

· простой комбинированный список – CBS_SIMPLE – когда и редактор и список постоянно видны;

· выпадающий комбинированный список – CBS_DROPDOWN – когда постоянно видимо окошко редактора и специальная кнопка справа, при нажатии на которую под редактором появляется (выпадает) список.