- remove(int index). Удаляет элемент с порядковым номером «Index» из списка. Для этого создается дополнительный указатель на удаляемый элемент, а ссылка с предыдущего элемента переносится на следующий, после чего, отделенный от списка элемент удаляется из памяти стандартной процедурой delete(*list). Функция не возвращает значений.
- change(int index, Data value). Изменяет значение элемента с порядковым номером «Index» на значение «Data».
- int count(). Возвращает число элементов в списке. Подсчет производится с помощью цикла с предусловием до тех пор, пока не будет достигнут конец списка. На каждом шаге цикла происходит инкремент счетчика.
- Data getvalue(int index). Возвращает информационное поле элемента с порядковым номером «Index». Происходит обход списка до тех пор, пока не будет достигнут порядковый номер (цикл с параметром). После этого возвращается информационное поле.
- AnsiString getname(int index). Возвращает имя элемента с порядковым номером «Index». Работает аналогично предыдущей функции.
- int search (AnsiString name). Возвращает порядковый номер первого найденного элемента с именем «Name».
Класс Spisok является абстрактным, так как он содержит выше указанные чисто-виртуальные функции.
Класс Stack – наследник класса Spisok. В нем переопределяются все чисто-виртуальные функции предка, им присваивается описанное выше назначение.
Класс Queue – очередь - наследник класса Spisok. Этот класс может использовать все функции предка применительно к своим свойствам, но очередь все же отличается от стека своим созданием и добавлением элементов, поэтому функция добавления элементов в этом классе переопределяется еще раз, уже для очереди.
Класс TLine – линия. Это основной графический примитив программы. Остальные объекты строятся из линий. Линия передается в качестве информационного поля в классы списков. Линия имеет несколько свойств:
- p1, p2 – точки, каждая из которых имеет 2 координаты: x и y. Это конечные точки линии (отрезка). Точка описывается отдельной структурой point.
- Color – цвет линии. Используется стандартный тип C++ Builder – TColor.
- Secondary – логическая переменная, показывающая, является ли данная линия вспомогательной для построения объекта, либо она основная. Для более наглядного представления способа построения объектов в программе используются вспомогательные линии, которые при желании пользователь может отключать.
Методы класса TLine:
- setline(point p1,point p2,long int col,bool sec). Устанавливает значения свойств линии в соответствии с переданными параметрами.
- point cut(float k). Возвращает точку на линии, которая находится на расстоянии, равном k*<длина линии> от ее первого конца.
Класс BCurve – Кривая Безье. Среди свойств объекта: имя, цвет основных и вспомогательных линий, 2 опорные линии и коэффициент гладкости k (чем больше коэффициент, тем больше линия похожа на ломаную. Максимум k=0.99, минимум – 0.01. Оптимальное значение k=0.25). Класс имеет 2 функции:
- queue <Tline> Create(float,Tline,Tline,TColor,TColor,bool,AnsiString). Возвращает список линий, принадлежащих созданной по переданным параметрам кривой Безье.
- queue <Tline> Load().Возвращает список линий, принадлежащих созданной по заранее установленным параметрам кривой Безье.
Класс TRectangle – Прямоугольник. Создает список из 4-х линий по переданным параметрам с помощью функции: queue <Tline> Create(int x1,int y1,int x2,int y2,TColor col).
2.4 Абстрактные типы данных, определенные в программе
АТД - тип данных, определяемый только через операции, которые могут выполняться над соответствующими объектами безотносительно к способу представления этих объектов.
2.4.1 ADT Spisok
Указатель на вершину списка элементов и на текущий элемент;
Структура, описывающая список элементов;
Операции
Add:
Вход: значение, имя;
Предусловие: нет;
Процесс: добавление элемента в список;
Выход: нет;
Постусловия: нет;
Remove:
Вход: порядковый номер;
Предусловие: нет;
Процесс: удаление элемента из списка;
Выход: нет;
Постусловия: нет;
Search:
Вход: имя;
Предусловие: нет;
Процесс: поиск элемента в списке;
Выход: порядковый номер найденного элемента;
Постусловия: нет;
Change:
Вход: порядковый номер, значение;
Предусловие: нет;
Процесс: изменение выбранного элемента на элемент с переданным значением;
Выход: нет;
Постусловия: нет;
Count:
Вход: нет;
Предусловие: нет;
Процесс: подсчет количества элементов в списке;
Выход: количество элементов в списке;
Постусловия: нет;
Getvalue:
Вход: порядковый номер;
Предусловие: нет;
Процесс: получение информационного поля элемента;
Выход: информационное поле элемента;
Постусловия: нет;
Getname:
Вход: порядковый номер;
Предусловие: нет;
Процесс: получение имени элемента;
Выход: имя элемента;
Постусловия: нет;
Конец ADT Spisok
2.4.2 ADT Tline
2 конечные точки, цвет, тип линии;
Операции
Setline:
Вход: 2 конечные точки, цвет, тип линии;
Предусловие: нет;
Процесс: установка данных объекта;
Выход: нет;
Постусловия: нет;
Cut:
Вход: коэффициент k;
Предусловие: нет;
Процесс: вычисление точки на линии, которая находится на расстоянии, равном k*<длина линии> от ее первого конца;
Выход: точка на линии, которая находится на расстоянии, равном k*<длина линии> от ее первого конца;
Постусловия: нет;
Конец ADT TLine
2.4.3 ADT BCurve
Данные
Цвет вспомогательных и основных линий, 2 базовые линии, коэффициент, имя;
Операции
Create:
Вход: Цвет вспомогательных и основных линий, 2 базовые линии, коэффициент, имя;
Предусловие: нет;
Процесс: создание кривой Безье;
Выход: Список линий, принадлежащих данной кривой;
Постусловия: нет;
Load:
Вход: нет;
Предусловие: нет;
Процесс: создание кривой Безье на основе уже имеющихся в классе данных;
Выход: Список линий, принадлежащих данной кривой;
Постусловия: нет;
Конец ADT BCurve
2.4.4 ADT TRectangle
Данные
нет;
Операции
Create:
Вход: Цвет 4 координаты и цвет;
Предусловие: нет;
Процесс: создание прямоугольника;
Выход: Список линий, принадлежащих данному прямоугольнику;
Постусловия: нет;
Конец ADT TRectangle
3.1.1 Назначение и условия применения программы
Данная программа предназначена для создания графических изображений на основе нескольких графических примитивов. Поддерживает интерактивное изменение параметров объекта, позволяет выделять и удалять отдельные объекты или их части.
3.1.2 Минимальные системные требования:
1) 64 Мб оперативной памяти.
2) 100 Кб свободного места на жёстком диске
3) Клавиатура и манипулятор мышь
4) Операционная система Windows 9x/ME/NT/2000/XP
Чтобы установить программу, нужно целиком скопировать на целевой компьютер *.exe файл программы.
Запустить файл Editor.exe.
При запуске программы выполняются действия:
· Выбор объекта с помощью клавиатуры или с помощью мыши.
· Указание места расположения объекта на плоскости рисунка с помощью мыши (2 или 3 клика).
· Работа с объектами: их выделение с помощью ListBox-элемента и изменение их параметров или удаление объектов или их частей.
· Окончание программы происходит при закрытии окна.
· Создание объектов
После того, как указано место расположения объекта, происходит его создание. Каждый объект представляет собой список линий, поэтому, для создания любого объекта программа создает новый экземпляр класса очереди (Queue), если он не был создан до этого, и добавляет в него полученный из функции Create(<параметры объекта>) соответствующего объекта список линий. Для того чтобы предоставить пользователю возможность работы с полученным списком (а значит и объектом), этот список заносится в ListBox-элемент на форме, где пользователь сможет получить к нему доступ.
· Изменение объектов и их частей
Для изменения объектов используется функция класса списков Change(int, Data). При выборе пользователем элемента ListBox’а (отдельной линии-части объекта), в эту функцию передается порядковый номер выбранной линии и новые ее параметры, установленные пользователем.
· Удаление объекта или его части
Для удаления объектов необходимо удалить из списка соответствующие им элементы. Это осуществляется при помощи функции класса списков Remove(int). В функцию передается порядковый номер выбранной линии.
Для выполнения тестирования программы следует произвести следующие действия:
1. Запустить файл “Editor.exe”.
2. Выбрать объект
3. Установить его параметры с помощью ComboBox-элементов
4. Установить положение объекта на плоскости путем 2-х или 3-х кликов мышкой на белой области формы
5. В случае кривой Безье можно увидеть вспомогательные линии, используемые для построения объекта, щелкнув на флажке «Показать все линии». Сюрос этого флажка уберет вспомогательные линии с экрана
6. В ListBox’е «Все линии» выбрать различные линии. Они будут выделяться на объекте цветом выделения, который также можно интерактивно изменить
7. При щелчке на объекте в списке «Объекты» будет выделена первая линия выделенного объекта в списке вверху
8. При нажатии Delete выделенная линия удаляется из списка, оставляя при этом объект как единое целое. После удаления линий из объекта над ним можно произвести те же операции, что и до удаления. При удалении всех линий из объекта, он сам удаляется из списка