Сначала процесс попадает в группу с наибольшим приоритетом и наименьшим квантом времени, если он использует весь квант, то попадает во вторую группу и т.д. Самые длинные процессы оказываются в группе наименьшего приоритета и наибольшего кванта времени.
Процесс либо заканчивает работу, либо переходит в другую группу
Этот метод напоминает алгоритм - "Кратчайшая задача - первая".
Группы с разным назначением процессов (рис.6)
Процесс отвечающий на запрос, переходит в группу с наивысшим приоритетом.
Такой механизм позволяет повысить приоритет работы с клиентом.
4. Гарантированное планирование
В системе с n-процессами, каждому процессу будет предоставлено 1/n времени процессора.
5. Лотерейное планирование
Процессам раздаются "лотерейные билеты" на доступ к ресурсам. Планировщик может выбрать любой билет, случайным образом. Чем больше билетов у процесса, тем больше у него шансов захватить ресурс.
6. Справедливое планирование
Процессорное время распределяется среди пользователей, а не процессов. Это справедливо если у одного пользователя несколько процессов, а у другого один.
4. Системы реального времени
Еще одна разновидность мультипрограммирования используется в системах реального времени, предназначенных для управления от компьютера различными техническими объектами (например, станком, спутником, научной экспериментальной установкой и т. д.) или технологическими процессами (например, гальванической линией, доменным процессом и т. п.). Во всех этих случаях существует предельно допустимое время, в течение которого должна быть выполнена та или иная управляющая объектом программа. В противном случае может произойти авария: спутник выйдет из зоны видимости, экспериментальные данные, поступающие с датчиков, будут потеряны, толщина гальванического покрытия не будет соответствовать норме.
Системы реального времени делятся на:
жесткие (жесткие сроки для каждой задачи) - управление движением
гибкие (нарушение временного графика не желательны, но допустимы) - управление видео и аудио
Внешние события на которые система должна реагировать, делятся:
периодические - потоковое видео и аудио
непериодические (непредсказуемые) - сигнал о пожаре
Что бы систему реального времени можно было планировать, нужно чтобы выполнялось условие:
m - число периодических событий
i - номер события
P(i) - период поступления события
T(i) - время, которое уходит на обработку события
Т.е. перегруженная система реального времени является не планируемой.
Алгоритмы:
1. Планирование однородных процессов
В качестве однородных процессов можно рассмотреть видео сервер с несколькими видео потоками (несколько пользователей смотрят фильм).
Т.к. все процессы важны можно использовать циклическое планирование.
Но так как количество пользователей и размеры кадров могут меняться, для реальных сстем он не подходит.
2. Общее планирование реального времени
Используется модель, когда каждый процесс борется за процессор со своим заданием и графиком его выполнения.
Планировщик должен знать:
частота, с которой должен работать каждый процесс
объем работ, который ему предстоит выполнить
ближайший срок выполнения очередной порции задания.