Смекни!
smekni.com

Разработка виртуальных лабораторных работ средствами эмулятора Emu8086 (стр. 10 из 21)

Заменим в примере № 1.1 MOV АН,2 на MOV АН,6 и перекомпилируем этот пример. Работу откомпилированного примера смотрим в операционной системе MS-DOS.

Функция DOS 09h

Функция DOS 09h - Записать строку в STDOUT с проверкой на Ctrl-Break

Ввод: АН = 09h DS: DX = адрес строки, заканчивающейся символом $ (24h)
Вывод: Никакого, согласно документации, но на самом деле: AL = 24h (код последнего символа)

Действие этой функции полностью аналогично действию функции 02h, но выводится не один символ, а целая строка (смотри лабораторную работу №2).

1.4 Функция DOS 40h

Функция DOS 40h - Записать в файл или устройство

Ввод: АН = 40h ВХ = 1 для STDOUT или 2 для STDERR DS: DX = адрес начала строки СХ = длина строки
Вывод: CF = 0, АХ = число записанных байт

Эта функция предназначена для записи в файл, но, если в регистр ВХ поместить число 1, функция 40h будет выводить данные на STDOUT, а если ВХ = 2 - на устройство STDERR. STDERR всегда выводит данные на экран и не перенаправляется в файлы. На этой функции основаны используемые в С функции стандартного вывода - фактически функция С fputs () просто вызывает это прерывание, помещая свой первый аргумент в ВХ, адрес строки (второй аргумент) - в DS: DX и длину - в СХ.

Простой пример работы функции DOS 40h.

Пример № 1.2

. model tiny ; модель памяти в которой сегменты кода, данных и стека объединены.
. code ; сегмент кода, который содержит данные.
org 100h ; начало СОМ-файла
begin: ; метка начала кода программы
mov ah,40h ; номер функции DOS
mov bx,2 ; указываем устройство STDERR
mov dx,offset message ; DS: DX - адрес строки
mov cx,25 ; CX - длина строки
int 21h ; вызов DOS
ret ; функция DOS "завершить программу"
message db "This function can print $" ; cтрока с содержащая выводимые данные.
end begin ; метка окончания кода программы

Если скомпилировать этот пример и запустить ее командой

dosout.com > dosout. out

то сообщение появится на экране, а файл dosout2. out окажется пустым.

Прерывание INT 29H

INT 29h: Быстрый вывод символа на экран

Ввод: AL = ASCII-код символа

Простой пример работы прерывания INT 29h.

Пример № 1.3

. model tiny ; модель памяти в которой сегменты кода, данных и стека объединены.
. code ; сегмент кода, который содержит данные.
org 100h ; начало СОМ-файла
begin: ; метка начала кода программы
mov ax, < ASCII-код символа > ; заносим в регистр ax - любой ASCII-код символа
int 29h ; вызов прерывания DOS - вызов символа;
ret ; функция DOS "завершить программу"
end begin ; метка окончания кода программы

В большинстве случаев INT 29h просто немедленно вызывает функцию BIOS "вывод символа на экран в режиме телетайпа", так что никаких преимуществ, кроме экономии байт при написании как можно более коротких программ, она не имеет.

2. Средства BIOS

Функции DOS вывода на экран позволяют перенаправить вывод в файл, но не позволяют вывести текст в любую позицию экрана и не позволяют изменить цвет текста. DOS предполагает, что для более тонкой работы с экраном программы должны использоваться видеофункции BIOS. BIOS - обеспечивает доступ к некоторым устройствам, в частности к видеоадаптеру. Все функции видеосервиса BIOS вызываются через прерывание 10h.

2.1 Выбор видеорежима

BIOS предоставляет возможность переключения экрана в различные текстовые и графические режимы. Режимы отличаются друг от друга разрешением (для графических) и количеством строк и столбцов (для текстовых), а также количеством возможных цветов.

2.1.1 Стандартные видеорежимы

INT 10h, АН = 00 - Установить видеорежим

Ввод: AL = номер режима в младших 7 битах
Вывод: Обычно никакого, но некоторые BIOS (Phoenix и AMI) помещают в AL 30Н для текстовых режимов и 20h для графических

Пример работы.

Пример № 2.1

. model tiny ; модель памяти в которой сегменты кода, данных и стека объединены.
. code ; сегмент кода, который содержит данные.
org 100h ; начало СОМ-файла
begin: ; метка начала кода программы
mov ah,00 ; устанавливаем видеорежим
mov al,5 ; устанавливаем номер режима
int 10h ; вызов прерывания DOS - вызов видеосервиса;
ret ; функция DOS "завершить программу"
end begin ; метка окончания кода программы

Вызов этой функции приводит к тому, что экран переводится в выбранный режим. Если старший бит AL не установлен в 1, экран очищается. Номера текстовых режимов - 0, 1, 2, 3 и 7.0 и 1 - 16-цветные режимы 40x25 (с 25 строками по 40 символов в строке), 2 и 3 - 16-цветные режимы 80x25, 7 - монохромный режим 80x25. Существует еще много текстовых режимов с более высоким разрешением (80x43, 80x60, 132x50 и т.д.), но их номера для вызова через эту функцию различны для разных видеоадаптеров (например, режим 61h - 132x50 для Cirrus 5320 и 132x29 для Genoa 6400). Однако, если видеоадаптер поддерживает стандарт VESA BIOS Extention, в режимы с высоким разрешением можно переключаться, используя функцию 4Fh.

2.1.2 SuperVGA-видеорежим

INT 10h, АН = 4Fh, AL = 02 - Установить SuperVGA-видеорежим

Ввод: ВХ = номер режима в младших 13 битах
Вывод: AL = 4Fh, если эта функция поддерживается АН = 0, если переключение произошло успешно АН = 1, если произошла ошибка

Если бит 15 регистра ВХ установлен в 1, видеопамять не очищается. Текстовые режимы, которые можно вызвать с использованием этой функции: 80x60 (режим 108h), 132x25 (109h), 132x43 (10Ah), 132x50 (10Bh), 132x60 (10Ch).

Видеорежим, используемый в DOS по умолчанию, - текстовый режим 3.

2.2 Управление положением курсора

2.2.1 Устанавливаем положение курсора

INT 10h, АН = 02 - Установить положение курсора

Ввод: АН = 02 ВН = номер страницы DH = строка DL = столбец

Пример работы.

Пример № 2.2.1

. model tiny ; модель памяти, в которой сегменты кода, данных и стека объединены.
. code ; сегмент кода, который содержит данные.
org 100h ; начало СОМ-файла
begin: ; метка начала кода программы
mov ah,02 ; устанавливаем положение курсора
mov bh,0 ; устанавливаем номер страницы
mov dh,12 ; строка 12
mov dl,29 ; столбец 29
int 10h ; прерывания DOS - установить положение курсора в точку 12,29
mov ax, < ASCII-код символа > ; заносим в регистр ax - любой ASCII-код символа
int 29h ; вызов прерывания DOS - вызов символа;
ret ; функция DOS "завершить программу"
end begin ; метка окончания кода программы

С помощью этой функции можно установить курсор в любую позицию экрана, и дальнейший вывод текста будет происходить из этой позиции. Отсчет номера строки и столбца ведется от верхнего левого угла экрана (символ в левой верхней позиции имеет координаты 0,0). Номера страниц 0 - 3 (для режимов 2 и 3) и 0 - 7 (для режимов 1 и 2) соответствуют области памяти, содержимое которой в данный момент отображается на экране. Можно вывести текст в неактивную в настоящий момент страницу, а затем переключиться на нее, чтобы изображение изменилось мгновенно.

2.2.2 Считываем положение и размер курсора

INТ 10h, АН = 03 - Считать положение и размер курсора

Ввод: АН = 03 ВН = номер страницы
Вывод: DH, DL = строка и столбец текущей позиции курсора СН, CL = первая и последняя строки курсора

Возвращает текущее состояние курсора на выбранной странице (каждая страница использует собственный независимый курсор).

2.3 Вывод символов на экран

Каждый символ на экране описывается двумя байтами - ASCII-кодом символа и байтом атрибута, указывающим цвет символа и фона, а также является ли символ мигающим.

Атрибут символа:

Бит 7: символ мигает (по умолчанию) или фон яркого цвета (если его действие было переопределено видеофункцией 10h).

Биты 6 - 4: цвет фона. Бит 3: символ яркого цвета (по умолчанию) или фон мигает (если его действие было переопределено видеофункцией 11h).

Биты 2 - 0: цвет символа.

Цвета кодируются в битах, как показано в таблице №2.3 .

Таблица №2.3 Атрибуты символов

Обычный цвет Яркий цвет
000b черный темно-серый
001b синий светло-синий
010b зеленый светло-зеленый
011b голубой светло-голубой
100b красный светло-красный
101b пурпурный светло-пурпурный
110b коричневый желтый
111b светло-серый белый

2.3.1 Считываем символ и атрибут символа в текущей позиции курсора.

INT 10h, АН = 08 - Считать символ и атрибут символа в текущей позиции курсора

Ввод: АН = 08 ВН = номер страницы
Вывод: АН = атрибут символа AL = ASCII-код символа

2.3.1 Выводим символ с заданным атрибутом на экран

INT 10h, АН = 09 - Вывести символ с заданным атрибутом на экран