Смекни!
smekni.com

Разработка виртуальных лабораторных работ средствами эмулятора Emu8086 (стр. 9 из 21)

Примеры:

mov SI, offset string ; В SI загружается относительный адрес ячейки string
mov AX, [SI] ; Содержимое ячейки string загружается в AX
inc [SI] ; Увеличиваться содержимое ячейки string
mov BX, [SI] ; Новое содержимое ячейки string загружается в BX
mov DI, SI ; Относительный адрес ячейки string копируется в DI

1.5 Регистровый косвенный режим со смещением (базовый и индексный).

Адресуется память (байт или слово). Относительный адрес операнда определяется, как сумма содержимого регистра BX, BP, SI или DI и указанной в команде константы, иногда называемой смещением. Смещение может быть числом или адресом. Так же, как и в случае базовой адресации, при использовании регистров BX, SI и DI подразумевается сегмент, адресуемый через DS, а при использовании ВР подразумевается сегмент стека и, соответственно, регистр SS.

смещение = {SP, BP, DI, SI, BX} + смещение из команды

Иногда можно встретиться с альтернативными обозначениями того же способа адресации, которые допускает ассемблер. Вместо, например, 4 [ВХ] можно с таким же успехом написать [ВХ+4], 4+ [ВХ] или [ВХ] +4. Такая неоднозначность языка ничего, кроме путаницы, не приносит, однако ее надо иметь в виду, так как с этими обозначениями можно столкнуться, например, рассматривая текст деассемблированной программы.

Рассмотрим теперь пример использования базовой адресации со смещением при обращении к стеку:

смещение = {SP, BP, DI, SI, BX} + смещение из команды

Здесь квадратные скобки [] - это тоже оператор. Он вычисляет адрес как сумму того, что находится внутри скобок с тем, что находится снаружи.

array db 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60; Пусть в сегменте данных определен массив:

Последовательность команд:

mov BX,5

mov AL,array [5] ; загрузит в AL элемент массива с индексом 5, то есть 50.

Тот же результат будет получен и в таких последовательностях команд:

mov BX,offset array

mov AL,5 [BX]

или

mov AL, [BX] +5

mov AL, [BX+5]

1.6 Базово-индексный режим

Адресуется память (байт или слово). Относительный адрес операнда определяется, как сумма содержимого следующих пар регистров:

смещение [BX] [SI] (подразумевается DS: смещение [BX] [SI])
смещение [BX] [DI] (подразумевается DS: смещение [BX] [DI])
смещение [BP] [SI] (подразумевается SS: смещение [BP] [SI])
смещение [BP] [DI] (подразумевается SS: смещение [BP] [DI])

Во всех этих случаях можно также писать:

смещение [BX+SI]
[смещение +BX+SI]
[BX+SI] +смещение

Это чрезвычайно распространенный способ адресации, особенно, при работе с массивами. В нем используются два регистра, при этом одним из них должен быть базовый (ВХ или ВР), а другим - индексный (SI или DI). Как правило, в одном из регистров находится адрес массива, а в другом - индекс в нем, при этом совершенно безразлично, в каком что.

1.7 Базово-индексная адресация со смещением.

Адресуется память (байт или слово). Относительный адрес операнда определяется как сумма содержимого двух регистров и смещения.

Это способ адресации является развитием предыдущего. В нем используются те же пары регистров, но полученный с их помощью результирующий адрес можно еще сместить на значение указанной в команде константы. Как и в случае базово-индексной адресации, константа может представлять собой индекс (и тогда в одном из регистров должен содержаться базовый адрес памяти), но может быть и базовым адресом. В последнем случае регистры могут использоваться для хранения составляющих индекса.

Приведем формальный пример рассматриваемого режима адресации.

Пусть в сегменте данных определен массив из 24 байт

syms db 'ЙЦУКЕНГШЩЗХЪ'

db 'йцукенгшщзхъ'

Последовательность команд

mov BX,12mov SI,6

mov DL,syms [BX] [SI] ; загрузит в регистр DL элемент с индексом 6 из второго ряда, то есть код ASCII буквы г

Тот же результат будет получен и в таком варианте:

mov BX,offset syms

mov SI,6

mov DL,12 [BX] [SI]

2. Порядок выполнения работы:

1. С помощью редактора эмулятора EMU 8086 напишите программу, исходный текст которой приводится в листинге №1:

2. Создайте исполняемый файл типа MZ.

3. Изучите структуру программы, также изучите структуру сегмента данных программы: найдите в нем все переменные, определенные в тексте программы.

4. Переделайте программу с использованием упрощенных директив сегментации так, чтобы получить исполняемый файл типа.com и сравните размеры программ.

5. Выполните первые 5 шагов программы, анализируя и записывая состояние регистров на каждом шаге.

6. Занесите в СХ 00FFh. Определите по способу адресации ячейку памяти в сегменте, где произойдут изменения, записать ее адрес.

7. Выполните дальнейшие шаги программы, анализируя возможные способы адресации.

8. Подготовьте отчет, который должен содержать тексты программ, адреса сегментных регистров и записи адресов ячеек памяти против соответствующих команд, а также запись содержимого этих ячеек.

9. В отчете должны содержаться ответы на следующие вопросы.

3. Контрольные вопросы

Как переслать содержимое X в Y?

Чем отличаются команды

MOV [si], cx

и

MOV si, cx?

К какому способу адресации относится команда MOV dx, offset message?

Какие сегменты используются при следующих вариантах адресации: [BX] [SI], [BX] [DI], [BP] [SI], [BP] [DI] ?

5. Что произойдет при выполнении инструкции

MOV AL, DS: 17h?

Чем эта команда отличается от следующей:

MOV AL, DS: [17h] ?

6. Пусть в сегменте данных определен массив

Array db 0,15,22,31,44,45,62,67,76,99

Что окажется в регистре AL после выполнения команд:

MOV BX, 5

MOV AL, array [BX] ?

7. Какой это способ адресации (пример вопроса 6)?

8. Укажите, какие инструкции в программе (листинг №1), созданной в данной лабораторной работе, относятся к инструкциям:

с непосредственным;

косвенным режимом адресации?

9. Укажите способ записи обращения напрямую к ячейке памяти по известному абсолютному адресу?

10. Префиксы, Виды префиксов. Префиксы замены сегмента?

11. Перечислите регистры косвенной и базовой адресации. Опишите отличия?

12. Сущность эффективности базовой адресации в сравнении с прямой?

Листинг №1.

TITLE MOVE2 MOVE2 SEGMENT 'CODE' ASSUME CS: MOVE2, DS: DATA MYPROC PROC OUTPROC:

MOV AX,DATA MOV DS,AX MOV AH,BH MOV AH,X MOV CH,3 MOV AX,3 MOV AX,Y MOV [SI],CX MOV [BP],CX MOV [SI],258 MOV [BP+516],1027 MOV BYTE PTR X,255 MOV BYTE PTR [DI+515],4 MOV WORD PTR [DI+515],4 MOV [DI+BP+515],258 MOV AX, [SI+BX+258] MOV AH,4CH INT 21H MYPROC ENDP MOVE2 ENDS DATA SEGMENT X DB 1 Y DW 2 DATA ENDS END MYPROC

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5,6

ВЫВОД НА ЭКРАН В ТЕКСТОВОМ РЕЖИМЕ

Цель работы: Ознакомится с основными средствами вывода текстовых данных на экран посредством средств операционной системы DOS, средствами BIOS и средствами непосредственного (прямого) отображением в видеобуфер.

Средства DOS.

1.1 Функция DOS 02h.

Функция DOS 02h - Записать символ в STDOUT с проверкой на Ctrl-Break

Ввод: АН = 02h DL = ASCII-код символа
Вывод: Никакого, согласно документации, но на самом деле: AL = код последнего записанного символа (равен DL, кроме случая, когда DL = 09h (табуляция), тогда в AL возвращается 20h).

Эта функция при выводе на экран обрабатывает некоторые управляющие символы - вывод символа BEL (07h) приводит к звуковому сигналу, символ BS (08h) приводит к движению курсора влево на одну позицию, символ НТ (09h) заменяется на несколько пробелов, символ LF (0Ah) опускает курсор на одну позицию вниз, и CR (0Dh) приводит к переходу на начало текущей строки.

Если в ходе работы этой функции была нажата комбинация клавиш Ctrl-Break, вызывается прерывание 23h, которое по умолчанию осуществляет выход из программы.

Простой пример работы функции DOS 02h.

Пример № 1.1

. model tiny ; модель памяти в которой сегменты кода, данных и стека объединены.
. code ; сегмент кода, который содержит данные.
org 100h ; начало СОМ-файла
begin: ; метка начала кода программы
mov dl,< ASCII-код символа > ; заносим в регистр dl - любой ASCII-код символа
mov ah,2 ; номер функции DOS "вывод символа"
int 21h ; вызов DOS
ret ; функция DOS "завершить программу"
end begin ; метка окончания кода программы

Эта программа, выводит на экран любой ASCII-символ, в установленную позицию курсора.

Все функции DOS вывода на экран используют устройство STDOUT, стандартный вывод. Это позволяет перенаправлять вывод программы в файл или на стандартный ввод другой программы. Например, если откомпилировать приведен пример (создать файл cod.com) и написать в командной строке

cod.com > cod. out

то на экран ничего выдано не будет, а в текущем каталоге появится файл cod. out, содержащий ASCII-код символа.

Функция DOS 06h.

Функция DOS 06h - Записать символ в STDOUT без проверки на Ctrl-Break

Ввод: АН = 06h DL = ASCII-код символа (кроме FFh)
Вывод: Никакого, согласно документации, но на самом деле: AL = код записанного символа (копия DL)

Эта функция не обрабатывает управляющие символы (CR, LF, HT и BS выполняют свои функции при выводе на экран, но сохраняются при перенаправлении вывода в файл) и не проверяет нажатие Ctrl-Break.