Смекни!
smekni.com

Разработка компьютерного лабораторного практикума "Теория оптимизации и численные методы" (стр. 6 из 12)

2.1.1 Локальная архитектура

Локальная архитектура подразумевает, что все механизмы работы программного продукта собираются воедино в одном исполняемом процессе, который выполняет любые действия, связанные с выполнением задачи. Сюда входят и процессы ввода-вывода и пользовательский интерфейс, и выполнение необходимых расчётов, и обработка данных, и все остальное, что требуется для работы.

Данная архитектура является старейшей из рассматриваемых архитектур. По этой модели было составлено очень большое количество программ, и люди продолжают создавать новые программы каждый день. Такую популярность локальная архитектура имеет потому, что обладает рядом неоспоримых достоинств.

Так как программный продукт в рамках локальной архитектуры создается в виде одной монолитной части, то при этом почти всегда используется небольшой набор программных средств, с которыми разработчик хорошо знаком. Такая простота позволяет достичь высокой прозиводительности труда в небольших проектах за счет низких затрат на обучение.

Также, простота локальной архитектуры позволяет достичь высокой надежности системы ввиду акцентирования внимания на разработке самих алгоритмов. Построеный таким образом программный продукт характеризуется, как правило, низкими затратами на развертывание и сопровождение.

Локальная архитектура имеет и недостатки. В первую очередь приходится говорить о плохой масштабируемости архитектуры. При разработке крупных проектов остро встают вопросы недостатка вычислительной мощности или функций централизации, которые локальная система, работающая только единой частью, обеспечить не в состоянии. Это объясняет развитие других архитектур, более современных и обладающих большими возможностями.

Несмотря на свои недостатки, локальная модель архитектуры до сих пор широко применяется на практике и в настоящее время и наверняка будет применяться и в будущем.

2.1.2 Клиент-серверная архитектура

Клиент-серверная архитектура представляет собой совокупность серверной части и клиентской части программного продукта.

Клиентская часть отвечает за работу пользовательского интерфейса, а серверная часть отвечает за централизованное хранение и обработку данных. Остальные функции, включая обработку данных, могут быть реализованы как в серверной, так и в клиентской части.

Клиент-серверная архитектура имеет несомненное преимущество в централизации хранения данных, что позволяет реализовывать проекты, связанные с обработкой одного и того же набора данных несколькими пользователями одновременно, сохраняя при этом монолитность данных с помощью правил контроля доступа. Поэтому широчайшее распространение клиент-серверная архитектура получила в сфере обработки баз данных, где требуются как раз такие характеристики.

Программы-клиенты и программы-серверы могут разрабатываться с использованием схожих программных средств, а могут и с помощью различных средств, что обуславливается предъявляемыми требованиями. В любом случае, две составляющие части должны связываться между собой по установленным правилам, которые называются интерфейсами.

Такая организация труда позволяет разделить разработку на две части, разделенные правилами интерфейсов, и эти части отдать на разработку разным командам разработчиков, чем существенно повысить производительность труда.

Внедрение программных продуктов, построенных на основе клиент-серверной архитектуры, также делится на внедрение программ-клиентов и программы-сервера, причем сервер нужно внедрить только один раз, а программа-клиент внедряется многократно, в зависимости от числа пользователей системы.

Недостатком клиент-серверной архитектуры является сложность в описании интерфейсов, а также необходимость организации передачи данных между клиентом и сервером. Несмотря на это, достоинства клиент-серверной архитектуры сделали ее одной из наиболее популярных в наше время.

2.1.3 Многозвенная архитектура

При большом числе пользователей программные продукты, созданные по модели клиент-серверной архитектуры, сталкиваются с проблемой высокой нагрузки на сервер, которому приходится обрабатывать все больше запросов.

Для разгрузки сервера применяется трехзвенная архитектура, когда вместо одного сервера, который выполняет запросы к данным и обработку данных, два сервера, сервер приложений, который выполняет процедуры обработки данных, и сервер баз данных, который выполняет операции доступа к базам данных.

Такой подход позволяет организовать крупные вычислительные центры со специализированным оборудованием, разработанным специально для выполнения специфических задач и имеющих на этих классах задач высокую производительность.

При увеличении сложности программного продукта, возможно добавление еще звеньев в эту архитектуру, в результате чего получается четырехзвенная, архитектура, пятизвенная архитектура и т.д.

2.1.4 Сервисно-ориентированная архитектура

OASIS (Организация по распространению открытых стандартов структурированной информации) определяет SOA следующим образом. Сервисно-ориентированная архитектура – это парадигма организации и использования распределенных информационных ресурсов таких как: приложения и данные, находящихся в сфере ответственности разных владельцев, для достижения желаемых результатов потребителем, которым может быть: конечный пользователь или другое приложение.

Архитектура предполагает использование стандартных служб, распределенных по сети, независимых от применяемых в каждом случае платформ и языков программирования. Архитектура не привязана к какой-либо технологии, так как использует множество различных технологий.

Эта многофункциональность делает реализацию программных продуктов в рамках этой архитектуры самостоятельно весьма затратным делом, которое под силу только крупным корпорациям.

Из преимуществ можно отметить сокращение издержек, независимость от конкретных решений и улучшение масштабируемости и управляемости, что позволит внедрять такие программные продукты в масштабах очень крупных проектов.

2.1.5 Архитектура одноранговой сети

Данный тип архитектуры характеризуется наличием сети объектов, имеющих одинаковый статус. Здесь не существует таких понятий, как клиент или сервер, так как все объекты в сети виртуально идентичны.

Особенность одноранговой сети заключается в работе при больших нагрузках. Так как каждый объект является равнозначным участником сети, то и нагрузка на них распределяется равномерно, тем самым существенно увеличивая потенциальную мощность сети. Мощность при этом может достигать величин, сравнимых с мощьностями современных суперкомпьютеров, это позволяет использовать одноранговые сети в крупных вычислительных проектах, требующих больших вычислительных затрат.

Хотя все узлы сети виртуально равноправны, они не обязательно должны быть одинаковыми, важно лишь, чтобы они отвечали на запросы соответственно предусмотренному протоколу. При этом связь каждого с каждым обычно не реализуется из-за больших затрат, а каждый узел в сети обменивается информацией с несколькими соседними узлами.

Из недостатков следует отметить высокую сложность разработки протоколов, самих программ и высокую степень дублирования информации, так как одни и те же сведения передаются и хранятся на нескольких узлах одновременно.

Архитектура одноранговой сети с небольшими изменениями широко используется в различных сетях передачи данных, как локальных, так и глобальных.

2.1.6 Сравнение архитектур

Для выбора архитектуры, которая будет оптимальной для лабораторного практикума, необходимо сформировать перечень основных требований к практикуму.

Так как имеющиеся трудовые ресурсы ограничены, то при разработке практикума имеет значение простота разработки по данной архитектуре. Здесь с лучшей стороны себя покажет локальная архитектура, после нее идет клиент-серверная, состоящая из двух частей, затем идут другие, более сложные архитектуры.

Так же нужно учитывать возможные затраты, связанные с установкой и использованием лабораторного практикума. Они будут зависеть от того, насколько простой будет архитектура практикума. Это связано с трудоемкостью установки программы на отдельно взятое рабочее место.

Также эти затраты связаны с масштабируемостью программного продукта, то есть способностью с небольшими затратами увеличить число используемых рабочих мест при наличии уже настроенных рабочих мест. Это тот момент, когда многозвенные архитектуры могут дать преимущество при правильном использовании.

Производительность системы зависит от рационального использования ресурсов аппаратной базы. При этом получают преимущества эффективные решения, использующие ресурсы всей имеющейся техники, за счет распределения вычислений. Централизация упрощает работу с системой, позволяя получать все результаты работы в одном месте, тем самым практически ликвидируя расходы на обмен информацией. Также имеет значение достоверность полученных результатов, то есть противодействие фальсификации результатов работы пользователями в корыстных целях. Здесь централизованные системы имеют преимущество, благодаря тому, что данные хранятся в одном защищенном хранилищеи проще организовать их защиту от изменения посторонними лицами. Сведем сведения о рассмотренных архитектурах в таблицу:

Таблица 2.1. Сравнение программных архитектур

Архитектура Критерий Локальная Клиент-серверная Многозвенная SOA Одноранговая сеть
Затраты на разработку низкие средние высокие очень высокие высокие
Затраты на установку низкие сердние высокие высокие средние
Затраты на использование низкие низкие средние высокие высокие
Масштабируемость нет средняя хорошая хорошая хорошая
Рациональность исп. ресурсов высокая средняя высокая высокая низкая
Централизация нет есть есть есть ограни-ченно
Защита достоверности нет есть есть есть нет

Из приведенной таблицы видно, что клиент-серверная архитектура обладает наиболее сбалансированными характеристиками применительно к данной задаче. При средних затратах она обеспечивает полезные функции и достаточно рационально использует ресурсы. Поэтому именно клиент-серверная архитектура использована при разработке лабораторного практикума.