Параллельно с написанием текста курса проводится работа над сценарием мультимедиа-курса.
Сценарий курса подразумевает подробный перечень компонентов и тем курса, а также предварительное описание структуры курса, которая будет реализовываться в дальнейшем. Сюда относятся: описание анимационных и видео-фрагментов, иллюстраций, связи между тематическими разделами, гипертекстовые ссылки.
Написание сценария производится с учетом возможностей выбранного программного обеспечения, имеющихся исходных материалов (видеофрагментов, различных картинок, звуков и т. д.). Разработка сценария обучающей системы подразумевает реализацию отдельных задач, позволяющих сформировать последовательность видеостраниц. Каждая видеостраница включает определенное сочетание элементов мультимедиа [1].
Мультимедиа-системы могут оперировать следующими типами медиаэлементов [1]:
· обычным текстом и гипертекстом, а также гипермедиа (содержит ссылки не только на связанные темы, разделы или понятия по тексту, но и на другие подчиненные медиаэлементы – изображения, звуки, видео и т.д.);
· табличной информацией;
· иллюстративным материалом – графиками, схемами, пояснительными рисунками, картографической информацией и т. д.;
· анимационными последовательностями, позволяющими наилучшим образом представить физические, технологические, природные и другие процессы;
· реальными фотоматериалами, в том числе профессиональными в формате Kodak PhotoCD;
· звукозаписью с качеством вплоть до уровня музыкальных компакт-дисков; музыкой, записанной и воспроизводимой по нотам;
· фрагментами кино- и видеосъемок;
· специфическими компьютерными интерактивными материалами: интерактивными таблицами и графиками (позволяют пользователю самому определять вид таблиц и графиков, списки показателей, характер величин); интерактивные анимации (предусматривают возможность перехода к различным стадиям процессов, представляемых в анимации, замены различных параметров объектов анимации, что позволяет опытным путем определять разницу в развитии рассматриваемых процессов).
Соотношение текста (гипертекста) и медиаэлементов на видеостранице определяется назначением и уровнем сложности курса.
На этапе создания сценария разрабатываются эскизы иллюстраций и анимационных фрагментов, начинается подбор источников для видео и звукового оформления мультимедиа-курса.
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас – это средство обучения, использующее аудио, видео и компьютерные каналы связи.
Дистанционное образование – тесно связанно с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образование – это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и институт), а дистанционное обучение – это процесс получения знаний (за него ответственен студент) [2].
По способу получения учебной информации различают[2]:
· синхронные учебные системы;
· асинхронные.
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: интерактивное ТВ, аудио графика, компьютерные телеконференции, IRC (чат), MUD (online игры).
Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио (видео) кассетах, электронной почте, WWW, FTP.
Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем [2].
Дистанционные обучающие курсы создаются с целью[3]:
· обеспечения возможности обучения специалистов непосредственно на рабочих местах и в любое удобное для них время;
· сокращения затрат на командировки и отрывов специалистов от основной деятельности;
· разгрузки преподавателей учебных центров.
Основное применение дистанционных обучающих курсов – это обучение на расстоянии, обычно посредством Интернет в режимах Online и Offline. Но, при необходимости, возможно и обучение посредством LAN для проведения самостоятельных занятий в компьютерных классах и осуществления контроля знаний обучаемых [3].
Создание дистанционного курса предполагает разработку трех составляющих [3]:
· собственно обучающего курса;
· встроенной системы тестирования знаний;
· web-сайта дистанционного обучения или управляющей оболочки, которая позволяет выполнять ряд административных функций: управление доступом к курсу, внесение изменений в него и пр.
1. Технические требования [4]:
· обеспечение возможности получения твердой копии статических разделов программы;
· надёжность работы и системная целостность;
· наличие развитой поисковой системы;
· возможность документирования хода процесса обучения и его результатов;
· наличие развитой системы помощи; помощь должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, учитывающей характер затруднения и модель обучаемого;
· наличие многоуровневой организации учебного материала, базы знаний и банка заданий.
2. Требования к способу обучения [4]:
· научность содержания; обеспечение возможности построения содержания учебной деятельности на научно-обоснованных принципах;
· открытость; возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью; обеспечение возможности модификации;
· целенаправленность; обеспечение обучаемого постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях обучения, степени достижения целей;
· креативность; развивающий характер обучения; обеспечение подготовки специалистов с высоким творческим потенциалом.
3. Интерактивность [4]:
· обеспечение систематической обратной связи;
· педагогическая гибкость; программа должна позволять обучаемому самостоятельно принимать решение о выборе стратегии обучения;
· обеспечение мотивации; стимулирование постоянной высокой мотивации обучаемых, подкрепляемой активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью;
· наличие входного контроля; диагностика обучаемого перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации обучения, а также оказания требуемой первоначальной помощи;
· индивидуализация обучения; содержание и трудность учебного предмета должны соответствовать возрастным возможностям и индивидуальным особенностям обучаемых; программа должна включать динамическую модель обучаемого.
Особую роль в потребительских свойствах программных продуктов учебного назначения играет интерфейс пользователя. Он должен быть диалоговым и удобным. Основными факторами, определяющими удобство работы пользователя в диалоговом интерфейсе, являются [5]:
1. Гибкость диалога, т.е. возможность пользователя приспособить диалог под свои нужды и адаптировать систему;
2. Ясность, наглядность, логичность диалога, т.е. возможность легко понять основы функционирования программы за счет того, что система предоставляет структурированный список своих функций, способна объяснить свое состояние и действия;
3. Легкость обучения и использования, т.е. возможность учиться пользованию программой в процессе работы за счет того, что программа предоставляет помощь и обрабатывает все возможные ошибки пользователя;
4. Надежность, т.е. наличие защиты данных, устойчивость к ошибкам учащегося и оборудования, наличие защиты от некорректных действий;
5. Стандартизация интерфейса, т.е. сходство с существующими стандартами типа IBM, MS Windows и другими.
Организация диалога в обучающей программе несет в себе две функции, которые важно различать: диалог для управления программой и диалог в терминах предметной области. Для реализации каждой из этих функций следует придерживаться соответствующих стандартов.
Общие признаки удобного интерфейса [5]:
· использование пиктограмм для организации управляющего диалога;
· менюориентированность;
· контекстнозависимая справочная информация (Help);
· возможность использования для ввода как мыши, так и клавиатуры с использованием "горячих клавиш", стрелок, клавиши табуляции и т.п.;
· единые правила работы со всеми меню;
· “Esc” либо игнорируется, либо используется только для выхода из любого режима на более высокий уровень с отменой произведенных изменений;
· запрос подтверждения в "опасных" ситуациях (выход из программы, потеря информации и т.п.);
· одинаковый или сходный и легко доступный выход из любого режима;
· информация о происходящем процессе (например, длительный счет, обмен с внешними устройствами и т.п.);
· возможность прерывания длительных процессов;
· обработка некорректных действий пользователя.
К признакам качественного экранного дизайна можно отнести следующие свойства [5]:
· легко воспринимаемый с экрана, логично организованный текст;
· отображение на экране только необходимой информации;
· использование графической информации для пояснения вербальных утверждений;
· мотивированное чередование стилей оформления;
Очень важен вопрос цветового решения интерфейса. Интуиции разработчика здесь недостаточно, так как цветовое восприятие людей очень индивидуально.
В целом не нужно [5]: