Заканчивается блок процедуры точкой с запятой.
В заголовке процедуры с именем STEP1 перечислены парамет ры N,X, определяющие исходные данные программы и параметр Y, обозначающий значение искомой степени-результат выполнения процедуры.Указан также тип всех формальных параметров.Подроб-ней о параметрах будет расказано ниже. Обращение к подпрограмме-процедуре
Описание процедуры , расположенное в разделе описаний ,само по себе никаких действий не вызывает.Чтобы исполнить процедуру необходимо в нужном месте программы поместить обра-щение ней.Обращение производится с помощью оператора вызова процедуры или оператора процедуры , имеющего вид:
имя (список формальных параметров);
где имя-имя вызываемой процедуры;
список формальных параметров-перечень конкретных зна чений (выражений) и имен , передаваемых из основной программы в процеду-
ру на место формальных параметров. При вызове процедуры формальные параметры заменяются фактичес кими в порядке их следования.Число и тип формальных и факти-ческих параметров должны попарно совпадать.В данном примере оператор процедуры осуществляет её вызов.В теле процедуры произойдёт замена формальных переменных на фактические. Затем выполняется совокупность действий, предусмотренных операторами процедуры , и в основную программу будет возвращен результат Z.
ФУНКЦИИ
Заголовок содеpжит заpезеpвиpованное слово
FUNCTION,идентификатоp(имя) функции,заключенный в кpуглые скобки,необязатель-ный список фомальных паpаметpов и тип возвpащаемого функцией значения. FUNCTION <имя> {(фоpмальные паpаметpы)}:<тип pезультата>;
Имя функции-уникальный идентификатоp в пpеделах блока.Возвpащаемый pезультат может иметь любой скаляpный тип,тип string и тип “указатель”. Тело функции пpедставляет собой локальный блок,по стpуктуpе аналогичный пpогpамме:
function<имя>{(фоpмальные паpаметpы)}:<тип pезультата>;
<pазделы описаний>
begin
<pаздел опеpатоpов>
end;
В pазделе опеpатоpов должен находиться по кpайней меpе один опеpатоp, пpисваивающий идентификатоpу функции значение. Если таких пpисваиваний несколько,то pезультатом выполнения функции будет значение последнего опеpатоpа пpисваивания Обpащение к функции осуществляется по имени с необязательным указанием списка аpгументов.Каждый аpгумент должен соответствовать фоpмальным паpаметpам,ука-занным в заголовке и иметь тот же тип.В качестве фоpмальных паpаметpов можно использовать:паpаметpы-значения,паpаметpы-пеpеменные,паpаметpы-пpоцедуpы и паpаметpы-функции.
Процедурные типы данных.
В Turbo Pascale процедуры и функции можно рассматривать как некоторые параметры и можно использовать переменные, принимающие значение процедуры или функциию С этой целью вводятся процедурные типы, которые указывают , какой вид подпрограммы можно использовать в качестве параметра и с какими параметрами должны быть эти одпрограммы.
Описание переменных процедурного типа:
type имя_типа1=procedure( формальные_параметры);
имя_типа2=function(формальные параметры): тип;
var имя1:имя_типа1;
имя2:имя_типа2;
Все процедуры и функции , имена которых присваиваются процедурным переменным, необходимо транслировать в режиме { $F+}. Вложенные функции и процедуры, т.е. , описанные внутри других процедур , с процедурными переменными использовать нельзя.Это не должны быть также стандартные роцедуры и функции.
Для ввода данных в языке ПАСКАЛЬ предусмотрены стандартные процедуры READ и
READLN. Разлличают три вида операторов ввода:
а) READ(a1,a2,...,aN)-каждое вводимое значение поллучают послледовательно переменные a1,a2,...,aN
б) READLN(A1,A2,...,An)-переменным A1,A2,...,An присвиваются последовательно вводимые значения, после чего следующий оператор ввода вводит данные с новой строки.
в) READLN-переход на новую строку при вводе.
В языке ПАСКАЛЬ допускается вводить целые,действительные и символьные данные. Логические данные вводить не разрешается.
ВВОД ЧИСЛОВЫХ ДАННЫХ
Числовые данные, целые и действительные, должны разделятся пробелом или клавишей ENTER. Пробелы и ENTER перед числом игнорируются.
При выполнении программы происходит останов программы привстрече
READ(A,B,C), на клавиатуре необходимо набрать три действительных числа, после чего с новой строки два целых числа соответственно оператору
READ(K,T),например:
0.5 6.23 -7.1 [enter]
3 48 [enter]
ВВОД СИМВОЛЬНЫХ ДАННЫХ
Ввод символьных данных имеет свои особенности. Поскольку пробел относится к символьным данным то символьные данныевводятся сплошной строкой. Одной переменной можно присвоить значение только одного символа.
Пример ввода:
var a,b,c:char;
...........
read(a,b,c);
Если при вводе ввести данные -- SNR [enter] -- получим:A='S',B='N',C='R'
При вводе данныхв виде: -- S N R [enter] -- получим:A='S',B=' ',C='N'
ОПЕРАТОР ВВОДА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ФАЙЛА
Оператор ввода для чтения файла обладает всеми свойствамии обычного оператора READ. Вкачестве параметров могут быть переменные; каждая переменная поучает значение одного эемента считанного из внешнего файа.
Процедура READ(F1,X) применяется для считывания (по одному) данных из внешнего файла в переменную X.
ОПЕРАТОР ВЫВОДА.
Опеатор вывода данных из памяти ЭВМ на экран дисплея имеет три формы:
1) WRITE(b1,b2,...bn)-выводит последовательно значения b1,b2,...,bn;
2) WRITELN(b1,b2,...,bn)-выводит последовательно значения b1,b2,...,bn и осуществляет переход на новую строку;
3) WRITELN-осуществляет переход на новую строку при выводе данных.
В качестве параметров b1,b2,...,bn могут быть целые,действительные,символьные и логические переменные, а так же символьные константы. Допускается вывод данных с форматами и без них. Форма представления выводимых данных зависит от типа данных: значения целых переменных выводятся как целые числа ,значения действительных переменных-в виде мантиссы и десятичного порядка, значения символьных переменных- в виде отдельных символов,значения логических переменных- в виде TRUE или FALSE.
Для выводимых значений переменных отводятся следующие поля: 13-для целого числа,13-для действительного, 1-для символа,6-для логических данных.Если целое число занимает позиций меньше, чем 13, то соответствующее поле перед числом заполняется пробелами.Если отсутствует формат для действительного числа, оно выводится в форме с плавающей точкой. Например число Z=10.9 при выводе в виде WRITE (`Z=`,Z) на экране будет представлено
Z= 1.090000E+01
Символьная константа(строка)выводится явно в том виде ,как она записана но без апострофов. Для наглядности выводимых значений прредусмотрены форматы. Они указываются за переменной в операторе WRITE через двоеточие. Для действительных переменных формат имеет вид:
a:m:n
где а-переменная, m-общее поле выводимого числа(включая знак числа, целую часть числа, точку и дробную часть); n-поле дробной части.
В качестве m и n могут быть как целые переменные,выражения,так и целые
константы. Например:
WRITE (SK:M:N,FGH:7:2);
Если формат указан больше,чем необходимо позиций для изображения числа, то перед целой частью числа представлены избыточные пробелы,а после дробной части-нули.
Для других типов данных формат имеет вид: a:m
Например:
WRITE(K:5,C:4);
Для вывода нескольких пробелов символ пробела указывается с форматом ,
Например: ` `:7
Для пpопуска пустых позиций пеpед выводимыми данными или между ними можно использовать фоpмат для символа пpобела,напpимеp
WRITE(` `:5,A:3,` `:7,B:4)
Наличие модулей в Turbo Pascal позволяет программировать и отлаживать программу по частям , создавать библиотеки подпрограмм и данных, воспользоваться возможностями стандартных модулей , неограниченно увеличивать кодовую часть программы.
Модуль состоит из следующих частей:
а) заголовок модуля
б) интерфейс модуля
в) исполнительная часть модуля
г) секция инициализации
Все разделы модуля ,за исключением секции инициализации,являются обязательными . Обязательна также указанная последовательность рапзделов.
Заголовок модуля
Заголовок модуля состоит из зарезервированного слова unit и идентификатора.
Unit имя_модуля;
Модуль должен быть помещен в файл, имя которого совпадает с именем модуля, а его расширение должно быть .pas .
Интерфейс модуля.
Через интерфейс осуществляется взаимодействие основной программы с модулем ( модуля с модулем) . В интерфейсе указываются константы, типы, переменные, процедуры и функции , которые могут быть использованы основной программой ( модулем) при вызове этого модуля. Интерфейс начинается словом interface. Далее после слова uses указываются имена модулей, которые используются данным модулем ( необязательная часть).После этого могут быть : раздел объявления констант, раздел объявления типов, раздел объявления переменных, раздел объявления процедур и функций. Объявление процедуры может содержать директиву inline. В разделе объявления процедур и функций указываются лишь заголовки программ ( за исключением тех, которые используют директиву inline) . Сами подпрограммы приводятся в исполнительной части. В интерфейсах различных модулей недопустимо циклическое обращение друг к другу.
Исполнительная часть модуля.
Исполнительная часть включает в себя все подпрограммы модуля. Она может также включать локальные метки, константы, типы и переменные.
Исполнительная часть начинается словом implementation . Затем после слова uses указываются имена модулей, которые используются подпрограммами данной исполнительной части ( этот раздел необязателен). Если какой-то модуль уже указан в интерфейсе модуля, то в исполнительной части его повторять не следует. Далее может следовать раздел локальных описаний . При описании подпрограмм допустимо использовать сокращенные заголовки.
Секция инициализации.