Стиль подачи материала.
Всегда пользуйтесь стандартным шрифтом и стандартным размером символов. Вводите Каждую Новую Аббревиатуру в явном виде, и лишь после этого используйте ее, как сочтете нужным. Приводя перечисления, пользуйтесь специальными символами для их выделения. Пользуйтесь активным залогом. Избегайте использовать пассивный залог. Используйте:
- настоящее время – для текста урока;
- прошедшее время – при подведении итогов;
- будущее время – при изложении целей и ожидаемых результатов занятий.
При выборе формата экрана ориентируйтесь на следующие рекомендации:
- хорошо, если обучаемый может прочесть учебный тест на экране «за один прием»;
- старайтесь ограничить объем текста 5 – 8 строками и не делайте его больше 15 строк;
- ограничить используемую длину строки текста, старайтесь включать в строку до 10 слов;
- старайтесь не помещать не более одного – двух параграфов текста на один экран.
Размер текстовой зоны.
Восприятие текста идет значительно эффективнее, если глаз может сразу охватить не отдельные слова или обрывки фразы, а целую строку, законченный фрагмент или, в идеале, абзац. Этот факт давно известен полиграфистам и является одним из определяющих при выборе длины строки текста. Недаром при больших размерах страниц текст в печатных изданиях делится на колонки, а страницы книг альбомного формата никогда не заполняются целиком от края до края.
Способы представления текста.
Нельзя не согласиться с В.Б. Ясинским утверждающим в своей книги «Каким должен быть электронный учебник» о том, что восприятие студентом излагаемого в электронном учебнике материала зависит не только от того, как подобран и в какой последовательности подается материал; каким стилем и в какой манере написан учебник, но и как он оформлен.
Таким образом, при создании электронного учебника на равных правах с содержанием выступает внешний вид и структура построения учебника, причем оформление — это не дань моде и не способ создания имиджа образовательного центра, а один из основных путей повышения качества усвоения материала студентом.
Рассмотрим общие правила «удобочитаемости» текста:
- Достаточно крупный шрифт, иначе придется читать материалы, уткнувшись носом в экран, а от этого устают глаза и спина.
- Текст статичен (без движения, мерцания и т.п.).
- Не набирать текст прописными буквами
- Фон и текст - контрастны по цвету, используйте темные цвета на светлом фоне. Избегайте сочетания, вызывающие ощущение вибрации, например, зеленый с красным.
- Фон - однотонный цвет, либо - узор с минимальной контрастностью. Фон не должен привлекать к себе внимание. На процесс восприятия (а значит, и понимания) текста, расположенного на экране дисплея, влияет целый набор факторов:
- действенная зона экрана и ее размер,
- способ выравнивания текста,
- цветовые характеристики,
- начертание, стиль и размер шрифта.
Действенная зона экрана имеет дело с пространством, доступного поля зрения для отображения важного содержания.
Содержание - это не только текст, к нему также относятся графические изображения и иллюстрации. Содержание должно занимать 50 - 80 % площади страницы. Элементы навигации должны занимать менее 20 % пространства на обычных страницах, но на титульных и страницах меню могут занимать и больше места.
Размер текстовой зоны.
Восприятие текста идет значительно эффективнее, если глаз может сразу охватить не отдельные слова или обрывки фразы, а целую строку, законченный фрагмент или, в идеале, абзац. Этот факт давно известен полиграфистам и является одним из определяющих при выборе длины строки текста. Недаром при больших размерах страниц текст в печатных изданиях делится на колонки, а страницы книг альбомного формата никогда не заполняются целиком от края до края.
Применительно к тексту на экране дисплея и с учетом технических ограничений, рассмотренных выше, это приводит к тому, что
- ширина текстовой зоны должна быть в пределах 540+570 pix,
- текстовая зона должна центрироваться по горизонтали,
- размер шрифта должен быть не менее 12 пунктов. [6, с.26]
При невыполнении этих требований, особенно на мониторах с диагональю более 14 дюймов, длинная строка заставляет глаз перемещаться в пределах большого угла — иногда даже приходится поворачивать голову от начала к концу строки. В результате повышается утомляемость, что, как следствие, дает резкое снижение понимания материала учебника.
Выравнивание текста.
Несмотря на кажущуюся простоту, это очень эффективный прием оформления текста. Применение того или иного способа выравнивания позволяет не только решить задачу привлечения внимания к определенным фрагментам текста, но и задать ритм чтения учебника, замедляя или ускоряя его в нужных местах.
Требования к цветовым характеристикам формируются из условия оптимального восприятия зрительной информации в зависимости от цветовой палитры, яркости и контрастности изображения на экране монитора.
Цвета лучше всего подбирать насыщенные, контрастные по отношению друг к другу, естественных оттенков, встречающихся в природе (зеленый, синий, голубой, желтый, коричневый). Лучше использовать не более двух-трех цветов (плюс оттенки) для создания цветового стиля одного курса; большее количество цветов создает ощущение лоскутного одеяла, рассеивает внимание. Лучшим цветом для текста является черный или максимально темный в выбранной гамме цветов. Для фона под текстом лучше выбрать светлый тон. Так, например, голубому фону может соответствовать темно-синий цвет основного текста, бежево-желтому - коричневый и т. п.
Определяя цветовую гамму, в которой будет выполнен электронный учебник, следует учитывать некоторые общие требования, обусловленными эргономическими показателями:
1)необходимо постоянство используемых цветов; одни и те же объекты следует обозначать одинаковыми цветами. Это позволяет сделать цвет одним из элементов прочтения смыслового кода;
2)цветовая палитра должна соответствовать относительной видимости предметов изображения; недопустимо наличие цветовых гомогенных полей, снижающих уровень контрастности;
3)необходимо учитывать соответствие цветов устойчивым зрительным ассоциациям. Так, например, известно, что красный цвет символизирует опасность, желтый - внимание, слежение, зеленый — разрешающий и т.д.;
4)необходимо равномерное распределение яркости объектов по отношению к фону; яркость контраста должна быть не менее 60 %;
5)необходимо оптимально выбирать цвета для смыслового противопоставления объектов (красный - зеленый, синий - желтый, белый-черный).
Начертание, стиль и размер шрифта.
Можно выделить три гарнитуры шрифта, которые являются стандартными для представления текста:
- Times New Roman - классический шрифт с засечками. Данный шрифт используется для представления на бумажных носителях больших объемов текста.
- Arial - шрифт без засечек (гуманистическая гарнитура). Данный шрифт чаще всего используется в заголовках.
- Verdana или Tahoma - современный шрифт, разработанный специально для отображения на мониторе компьютера.
Распространенность этих шрифтов обусловлена тем, что они поставляются по умолчанию со многими операционными системами уже на протяжении нескольких лет. Это обеспечивает корректное отображение этих шрифтов у большинства пользователей Интернет.
В связи с особенностью восприятия текстовой информации с экрана монитора, при выборе гарнитуры шрифта предлагаем пользоваться следующими рекомендациями:
- Times хорошо воспринимается в кегле (размере) 9pt и более, в более мелком кегле засечки затрудняют восприятие.
- Arial называют нейтральным шрифтом. Этот шрифт получил широкое распространение на Web-страницах. Шрифт Arial чаще всего используют в заголовках (12-14pt).
- Verdana более гармонично смотрится с «высокотехнологичным» дизайном. Большим преимуществом его использования является то, что этот шрифт уже при разработке предназначался для использования именно на Web-страницах и поэтому шрифт хорошо смотрится на экране даже в мелком
кегле - при значении 7 pt текст еще не теряет читаемость.
По мнению психологов, шрифт с засечками читается легче, поскольку глазу есть за что «зацепиться» при чтении текста — засечки как бы служат направляющими для перемещения глаза по буквам, и он устает меньше.
Гладкие шрифты требуют больше внимания и усилий при чтении. В результате прочитанное лучше запоминается.
Отсюда можно сделать вывод, что в тех небольших фрагментах текста учебника, на которые надо обратить внимание обучаемого (формулировки, определения и так далее), наряду с приемами, о которых речь пойдет ниже, следует использовать преимущественно гладкие шрифты. [12, с.19]
При проектировании дизайна изначально следует выбрать шрифт или сочетание максимум двух шрифтов, которые будут использованы для представления текстовой информации, и в дальнейшем следовать этому выбору на всех страницах сайта.
Для акцентирования внимания на отдельных словах или фрагментах текста применяют различные начертания используемого шрифта, такие как курсив и полужирный.
Жирное (полужирное) начертание больше подходит для заголовков, курсив - для выделения слов в тексте.
Гиперссылки принято обозначать подчеркиванием.
Размер шрифта
Важно, чтобы тексты одного смыслового уровня передавались одним шрифтом, что способствует созданию устойчивых зрительных ассоциаций. Шрифты для основных текстов нужно использовать максимально легко читаемые с экрана в средних и малых кеглях (12-14). Лучше всего для электронных учебников использовать два основных текстовых шрифта: серифный(или шрифт с засечками имеет засечки на концах штрихов), для основного теста и сан-серифный (или рубленый шрифт не имеет засечек на конце штрихов) для примечаний и комментариев. Третий - и единственный - шрифт, индивидуальный для каждого курса, вводится только для оформления крупных заголовков и рубрик и становится визитной карточкой курса.