Смекни!
smekni.com

Разработка школьной информационной системы на основе IT-технологий (стр. 2 из 17)

Разные специалисты по-разному отвечают на эти и подобные им вопросы. Давайте не будем поддаваться соблазну декларировать готовые ответы. Как известно, репродуктивное учение или «учение по образцу», которое весьма эффективно при передаче способов простых действий, плохо подходит для обучения интеллектуальной деятельности. Такой подход не просто методически ошибочен, но даже контрпродуктивен. Вместо этого в данной статье предлагается краткое изложение основных представлений «обучения на расстоянии» или «телеобучения», которое позволит читателям самим отвечать на эти и подобные вопросы, рассматривая современное состояние осмысления дел в области телеобучения как промежуточный шаг на пути становления дидактики открытых учебных архитектур.

Попытка выложить основания для такого понимания дает возможность читателям выстроить свои собственные понимания и толкования, работать в контексте множества возможных пониманий. Автор предлагает читателям подход, позволяющий им самим искать и находить свои собственные ответы на постоянно возникающие здесь вопросы. Вместо критики тех или иных утверждений отдельных экспертов Вы получаете интеллектуальный инструмент, позволяющий самостоятельно выстраивать оценки для утверждений, провозглашаемых быстро сменяющими друг друга авторитетами в этой увлекательной, стремительно развивающейся области социальной инженерии. Различие межу этими подходами отражает различие в исходных образовательных установках. Первая – поделиться готовым знанием. Вторая – обеспечить формирование способности1. В данном случае – способности анализировать представления в области различных схем телеобучения. Тем самым автор пытается показаться последовательным сторонником «понимающего» подхода к обучению (который желательно использовать, в том числе, и при организации повышения квалификации учителей).

Компьютерная грамотность определяется не только умением программировать, а, в основном, умением использовать готовые программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень. Эта тенденция появилась благодаря широкому рассмотрению таких продуктов, которые ориентированных на неподготовленных пользователей.

Разработка таких программно-информационных средств является весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, компьютерных дизайнеров, программистов.

Однако она окупает себя благодаря тому, что доступ к компьютеру сегодня может получить практически каждый человек даже без специальной подготовки.

Компьютер является не просто техническим устройством, он предполагает соответствующее программное обеспечение. Решение указанной задачи связано с преодолением трудностей, обусловленных тем, что одну часть задачи — конструирование и производство ЭВМ — выполняет инженер, а другую — педагог, который должен найти разумное дидактическое обоснование логики работы вычислительной машины в целом и отдельных программ в частности.

Другая трудность состоит в том, что средство является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и деятельностью учащегося. Все эти звенья взаимосвязаны, и изменение в одном из них обусловливает изменения во всех других.

Как новое содержание требует новых форм его организации, так и новое средство предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы. Поэтому установка в школьном классе или вузовской аудитории ПК есть не окончание компьютеризации, а ее начало — начало системной перестройки всей технологии обучения.

Преобразуется прежде всего деятельность субъектов образования - учителя и ученика, преподавателя и студента. Им приходится строить принципиально новые отношения, осваивать новые формы деятельности в связи с изменением средств учебной работы и специфической перестройкой ее содержания.

И именно в этом, а не в овладении компьютерной грамотностью учителями и учениками или насыщенности классов обучающей техникой, состоит основная трудность компьютеризации образования.

Выделяются три основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций:

а) машина как тренажер;

б) машина как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек;

в) машина как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации (имитационное моделирование).

Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков. Здесь используются программы контрольно-тренировочного типа: шаг за шагом учащийся получает дозированную информацию, которая наводит на правильный ответ при последующем предъявлении задания. Такие программы можно отнести к типу, присущему традиционному программированному обучению. Задача учащегося состоит в том, чтобы воспринимать команды и отвечать на них, повторять и заучивать препарированный для целей такого обучения готовый материал.

При использовании в таком режиме компьютера отмечается интеллектуальная пассивность учащихся, ведь компьютерные технологии используются нами для экономии времени.

Отличие репетиторских систем определяется тем, что при четком определении целей, задач и содержания обучения используются управляющие воздействия, идущие как от программы, так и от самого учащегося. Для обучающих систем такой обмен информацией получил название «диалога».

Таким образом, репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с ЭВМ в реальном масштабе времени. Обратная связь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. По сути дела репетиторские системы основаны на той же идеологии программированного обучения (разветвленные программы), но усиленного возможностями диалога с ПК.

Нужно подчеркнуть отличие такого «диалога» от диалога как способа общения между людьми. Диалог — это развитие темы, позиции, точки зрения совместными усилиями двух и более человек. Траектория этого совместного обмена мыслями задается теми смыслами, которые порождаются в ходе самого диалога.

Очевидно, что «диалог» с машиной таковым принципиально не является. В машинной программе заранее задаются те ветви программы, по которым движется процесс, инициированный пользователем ЭВМ. Если учащийся попадет не на ту ветвь, машина выдаст «реплику» о том, что он попал не туда, куда предусмотрено логикой программы, и что нужно, следовательно, повторить попытку или начать с другого хода.

Обучение выступает как предельно индивидуализированный процесс работы школьника и студента со знакомой информацией, представленной на экране дисплея. Очевидно, что с помощью этих теоретических схем невозможно описать такую педагогическую реальность сегодняшнего дня, как, например, проблемная лекция, проблемный урок, семинар-дискуссия, деловая игра или научно-исследовательская работа. Использование вычислительной техники расширяет возможности человека, однако оно является лишь инструментом, орудием решения задач. Сама возможность компьютеризации учебного процесса возникает тогда, когда выполняемые человеком функции могут быть адекватно воспроизведены с помощью технических средств.


2.ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ИНТЕРНЕТ ПРИЛОЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

В процессе глобализации общества в России постепенно внедряется электронное образование, которое успешно развивается в современном мире, а в Европе и на Западе уже давно получило широкое распространение.

2.1 Стандарт E-learning

E-learning (сокращение от Electronic Learning) — система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий. К E-learning относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Виды действий учащегося в системе:

· самостоятельная работа с электронными материалами, используя персональный компьютер, КПК, мобильный телефон, DVD-проигрыватель, телевизор);

· получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

· создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

· своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов;

· стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;

· формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений Группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;