Но сколько бы мы не говорили о целесообразности и корректности вопроса, увы, отвечать как-то надо. Поэтому, не претендуя на глубину обобщений, попробую на свой страх и риск ответить. Еще раз подчеркну, что это мое личное видение проблемы, и я не специалист в области философии, а тем более юриспруденции1. Разумеется, читатель вправе воспользоваться любыми другими материалами, которые сумеет найти.
Итак, что такое этические нормы? Этика (от греческого ethos — обычай, нрав, характер) — это учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, государству и т.п. Таким образом, этические нормы есть то, что регулирует поведение людей и их отношения в повседневной жизни, — сложившиеся в данной местности обычаи, традиции и прочие "неписаные законы", как их часто метко называют. Часто эти нормы и традиции просто не осознаются и выполняются "автоматически". Скажем, воспитанный мужчина в помещении не будет ходить в шапке, а здороваясь, прежде чем подать руку, снимет перчатку. Не все даже помнят, что эти действия восходят к рыцарским временам, когда они имели глубокий смысл: снимая защищавший голову шлем, рыцарь показывал свое доверие дому, в который вошел, а рука без перчатки демонстрировала открытость намерений. Все это давно утратило первоначальный смысл, но до сих пор сохраняется в качестве общепринятых обычаев. Некоторые современные молодые люди, правда, демонстративно не соблюдают принятые в обществе нормы поведения, пытаясь подчеркнуть собственную исключительность; к сожалению, кроме наплевательского отношения к окружающим, никаких других отличительных особенностей такие люди чаще всего не имеют, а их невысокий уровень развития не позволяет им это осознать.
Этические нормы могут существенно зависеть от региона, где проживают люди. Например, согласно существующим до сих пор традициям, в некоторых странах женщины должны закрывать свое лицо; можно считать это пережитком, но подобные нормы соблюдаются большинством населения. Хорошим примером этических норм являются традиции в выборе одежды (а иногда, в теплых странах, и сам факт ее наличия). Минимальный наряд, совершенно естественный на пляже, на званом вечере будет воспринят совершенно по-другому. Лауреат Нобелевской премии должен быть в смокинге, и хотя для российских ученых это иногда затруднительно — положение обязывает!
Подчеркнем, что этические нормы как бы дополняют собой юридические, что позволяет эффективно регулировать повседневные отношения людей.
В информационной деятельности этические нормы тоже постепенно складываются. Особенно отчетливо они проявляются сейчас в Интернете, где юридические законы часто невозможно применять2, но определенное понятие о том, "что такое хорошо и что такое плохо", все же существует и поддерживается.
Для того чтобы представить себе, что нельзя делать в Интернете, заглянем на сайт yandex.ru, а точнее, в его пользовательское соглашение (www.yandex.ru/info/ agreement.html): документ, определяющий среди прочего и ограничения на деятельность пользователей. Там сказано, что последние не должны использовать контент (материал), "который является незаконным, вредоносным, угрожающим, клеветническим, оскорбляет нравственность, нарушает авторские права, пропагандирует ненависть и/или дискриминацию людей по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления в адрес конкретных лиц или организаций". Особо подчеркивается недопустимость спама и всего, что с ним связано, публикации схем "пирамид", многоуровневого (сетевого) маркетинга (MLM), "писем счастья", материалов, содержащих вирусы, и других "вредоносных" кодов, а также направленных на помощь в осуществлении несанкционированного доступа или "взлома" коммерческих программных продуктов. Наконец, запрещается "размещение и пропаганда порнографии и детской эротики, а также реклама интимных услуг" и, кроме того, нельзя публиковать материалы, "способствующие разжиганию, национальной розни, подстрекающие к насилию над каким-либо лицом или группой лиц, либо к бесчеловечному обращению с животными, призывающие к совершению противоправной деятельности, в том числе разъясняющие порядок применения взрывчатых веществ и иного оружия, и т.д.".
Я специально привел перечень так подробно — он дает хорошее представление о том, какие ограничения приняты в Интернете. Еще раз подчеркну, что большая часть перечисленного есть ограничения морально-этического плана. Очевидно, что для обычного гражданина вовсе не требуется особых усилий, чтобы все их выполнить, абсолютно не задумываясь.
Одним из наиболее грубых нарушений в настоящее время является спам — несанкционированная рассылка электронных писем. Пока он сдерживается в основном этическими нормами, но, учитывая его постоянно растущий объем (по некоторым данным 3/4 всех
1 Студенты в таких случаях спрашивают: а мы что сдаем-то? Информатику ?
2 В самом деле, законы какой страны надо применить к жителю страны А, отправившему оскорбительное письмо в страну В с помощью почтового сервера, территориально расположенного в стране С, — тут есть о чем задуматься! электронных писем являются спамом), в отдельных странах делаются первые попытки законодательной борьбы с этим негативным явлением.
Вот пример грубого спама, стабильно рассылаемого одной из наиболее известных в этом отношении организаций:
Привет E_eremin! Как дела?
Центр АтерикансКого Английского. Приглашаем к себе.
Предлагаем быстро выучить Разговорный английский язык
Уникальная методика обучения — МЫШЛЕНИЕ, произношение, стиль речи.
Тел.105-51-86 MoscowRussia Звоните сейчас! Приходитесегодня!
American Language Center-start learning english Today!
Обратите внимание на характерные намеренные искажения текста: в словах "американского английского" несколько букв специально заменены латинскими, и даже в номере телефона вместо единицы стоит латинская "I". Опытные спамеры таким образом стремятся обмануть автоматические фильтры почтовых программ. Характерно, что нет никаких сведений о возможности отказаться от подписки3. А вот как, напротив, выглядит завершающая часть письма из настоящей рассылки новостей цивилизованного книжного интернет-магазина:
Это сообщение было послано на адрес e_eremin@*****.com4 системой рассылок DotNews(TM).
Для управления подпиской (подписки или отписки от рассылок, изменения формата и кодировки, переназначения на другой адрес и прочее) нажмите сюда.
Вы также можете отписаться от данной рассылки, отправив любое сообщение на d6blaaab478a9blf33aOf5ffdl4@unsub.dotnews.ru
Вы должны получить письменное уведомление об исключении Вас из списка рассылки.
Если Вы считаете, что данное сообщение послано Вам несанкционированно, можете написать об этом на abuse_bolero.news@dotnews.ru
В случае возникновения проблем или вопросов пишите на support@dotnews.ru
С политикой допустимого использования системы рассылок можно ознакомиться по адресу http://dotnews.ru/7AUP
3 К слову, даже если бы в данном конкретном случае они и были, то все равно бы не работали; скорее всего при попытке туда обратиться поток писем немедленно бы возрос.
4 Адрес скрыт, чтобы наиболее сообразительные спамеры не написали: "Ваш адрес взят из открытых источников", как они часто делают.
Разница отчетливо видна, тем более что все адреса настоящие и при желании действительно легко отказаться от получения писем.
Обычно в легальных рассылках также указывается причина, по которой адресат получил данное письмо ("Вы получили данное письмо, потому что подписались на рассылку новостей..."). Между прочим, только наши отечественные спамеры сумели додуматься указывать в качестве данной причины статью 29 Конституции: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Воистину прав сатирик Михаил Жванецкий, сказавший в одном из последних интервью: "Наша демократия — это светофор, где горят три огня сразу!"
Приведенные примеры дают некоторое представление о сложности борьбы со спамом, тем более без юридической основы.
Интересные примеры этических проблем в информационной деятельности были также приведены в публикации билетов 9-го класса — см. ссылку в конце вопроса.
Перейдем теперь к правовым аспектам информационной деятельности. Они представляют собой довольно сложную область, поскольку творческая деятельность человека вообще трудно поддается формализации. Проблемы такого рода существуют во всех странах, но они решаются по-разному. В нашей стране, к сожалению, их во многих случаях просто игнорируют. Поэтому дальнейшее изложение будет разделено на две части: как должно быть по уже имеющимся у нас юридическим нормам, и как обстоит дело на самом деле.
Очень важно сказать, что автор может по-разному реализовывать распространение своего программного обеспечения. В частности, просто подарить свою программу, включая ее исходный текст, всем пользователям, разрешив применять все это по своему усмотрению. Такой способ распространения называется свободным. Постоянные читатели газеты "Информатика" знают, что подобных программ настолько много, что на них можно в принципе построить весь школьный курс информатики: описанию данного абсолютно законного подхода был посвящен подробный лекционный курс Максима Отставнова "Свободное программное обеспечение" (начало курса см. в "Информатике" № 37/2002). Свободные программы в особой охране не нуждаются, поэтому далее в соответствии с вопросом мы должны сосредоточить свое внимание на ПО, которое распространяется коммерческим путем и подлежит правовой охране. К нему, в частности, относятся практически все широко распространенные продукты фирмы Microsoft.